Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев Дьяков

Зима

Джузеппе Арчимбольдо. Зима. 1573. Лувр, Париж

«Умение Арчимбольдо передать незримое через зримую иллюзию не имеет себе равных», — отмечали современники художника. Это характерно и для картины «Зима», замыкающей цикл «Времена года».
«Зиму» можно рассматривать как своеобразную иллюстрацию к изречениям знаменитого естествоиспытателя Парацельса (1493–1541): «Дерево — то же тело. Его кора подобна коже, ветви — волосам. Оно благоухает цветами, плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать».
Тему старости демонстрирует ствол сухого дерева в образе старика, как бы зябко кутающегося в накидку, сплетенную из соломы. На ветке висят зимние плоды: лимон и апельсин. Тему увядания помогает раскрыть и цвет — желтовато-бурый в сочетании с фиолетовыми пятнами. Сухое, изрытое морщинами дерево, красиво переплетающиеся сухие ветки на «голове», разнообразной формы сучья, листья, пни — все это придает образу необычайную живописность и гармонию.
Аллегория «Зимы» по художественному решению заметно отличается от трех остальных «времен года». Это уже не та составленная из различных элементов голова, какие мы видим на других картинах цикла. Фрукты, листья и цветы играют в картинах «Весна», «Лето» и «Осень» совершенно равноправные роли, тогда как в «Зиме» есть один главный элемент — корявый пень, по форме напоминающий человеческую голову. Сучки и наросты пня выразительно передают черты старческого лица — большой нос, морщинистые губы, клинообразную седую бородку, — делая этот образ неожиданно человечным и живым.