Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Святой Георгий

Донателло. Святой Георгий. 1415–1416. Национальный музей Барджелло, Флоренция

В 1416 г. цех оружейников поручил Донателло выполнить для наружной ниши Ор-Сан-Микеле статую своего патрона — святого Георгия.
Молодой воин, спокойный и собранный, готовый в любой момент, если понадобится, вступить в бой, стал выражением идеалов «гражданского гуманизма», символом благородства и преданности родине.
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых архитекторов, скульпторов и живописцев» Джорджо Вазари мы найдем такой отзыв об этом изваянии: «…голова… выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв, и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато».
Святой Георгий — еще совсем молодой человек, облаченный в рыцарские доспехи, стоит в твердой, решительной позе, опираясь на высокий щит с изображением креста посредине. Однако в его настороженном взгляде, нахмуренных бровях читается непоколебимая уверенность в себе и готовность к сражению. Изначально голова Георгия была покрыта шлемом, в одной руке он держал меч (или копье), а другой, придерживающей щит, он прижимал к груди ножны. С течением времени эти атрибуты были утрачены. Но в своем нынешнем состоянии Георгий производит, пожалуй, даже более глубокое впечатление — сила и мужественность этого святого воина настолько очевидны, что ему не нужно их демонстрировать с помощью оружия.
Конечно, скульптура еще несет в себе некоторые пережитки готического стиля — конец плаща, обернутый вокруг ноги, щит, заслоняющий движение статуи, плоская грудь — все это заставляет вспомнить статуи на порталах готических соборов. Однако контрапост, который мастерски использует Донателло, уже знаменует уход от старых форм.
При беглом взгляде зритель может решить, что Георгий стоит фронтально и неподвижно, но это совсем не так, и подобное ощущение быстро развеется, лишь только мы более пристально приглядимся к скульптуре. Правое плечо и рука воина отведены немного назад, голова слегка повернута в противоположном направлении, а левая рука чуть вынесена вперед. Таким образом Донателло удается добиться возникновения иллюзии вращательного движения (того самого, которое подметил еще Вазари).
Тем не менее статуя действительно предполагает возможность рассмотрения только с фронтальной точки зрения, и поэтому даже несколько напоминает высокий рельеф. Зато это позволяет легко охватить скульптуру одним взглядом. И именно эта особенность делает ее столь неповторимой. Ведь где мы еще найдем произведение, которое было бы одновременно так замкнуто в границах каменного блока, так плоскостно и в то же время так наполнено динамикой? Святой Георгий поставлен в готической нише — и он прекрасно вписан в нее, — но, как ни странно, чувствуется, что ему тесно в этом замкнутом пространстве.
Молодому скульптору удалось создать один из самых ярких и радостных образов итальянского искусства эпохи Возрождения. Кажется, что фраза великого мастера Альберти о «безмятежности и спокойствии радостной души, свободной и довольной самой собою» была сказана именно об этом юном благородном герое, совершенном физически и духовно. Собственно, после создания этой статуи за Донателло и утвердилась слава величайшего скульптора своей эпохи.