Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Идеи и боги в индуизме

Новая системность

Индуизм сложился в самом начале нашей эры, а в Средние века стал господствующей религией на территории Индии. В нем древняя религия ариев, а также многие народные верования и культы были приведены в определенную систему, приближающуюся к идее единобожия. На передний план выдвигаются новые божества — Брахма (творец Вселенной), Вишну (хранитель мира) и Шива (разрушитель), которые вместе составляют божественную триаду (учение о тримурти) или являются тремя ипостасями единого божества.
Брахма прежде всего связан с космогоническими мифами. В космическом яйце, порожденном силой тепла, в первозданных водах рождается бог-демиург Брахма, который творит мир из материалов этого яйца, определяет течение времени, создает смерть, устанавливает священный закон (дхарму), а также законы социальной, политической и религиозной жизни. Мир существует, пока Брахма бодрствует («день Брахмы»), и гибнет в огне, когда Брахма засыпает («ночь Брахмы»), после чего всё повторяется.
Первоначально Брахма действовал как «самосущий», независимо от кого-либо, позднее он творит мир по поручению Вишну, который выдвигается на первый план. Вишну (vic — входить, проникать) первоначально был солнечным богом, в три шага измеряющим земные сферы (соответственно — восход, зенит, закат). Позднее, вобрав в себя ряд самостоятельных культов местных божеств путем учения об аватарах (перевоплощениях), Вишну становится олицетворением энергии, благоустраивающей мир, главным хранителем Вселенной, который борется и спасает мир от происков сил зла. В виде рыбы он спасает людей от потопа; в виде черепахи способствует появлению ряда священных ценностей при пахтании океана, в том числе напитка бессмертия, коровы желаний, богини счастья и красоты Лакшми; в виде вепря поднимает на своих клыках всю землю из океана; в виде карлика возвращает богам власть над небом и землей, заточив в подземном мире злого царя Бали; в виде героев Кришны и Рамы (см. о «Махабхарате» и «Рамаяне») восстанавливает справедливость и т.д.

Нисхождение Ганга на землю. Скальный рельеф в Мамаллапураме. VII в.

Чаще всего Вишну изображается на мировом змее Шеше, посреди космического океана. Из его пупа прорастает золотой лотос с фигурой Брахмы, а у его ног сидит Лакшми.
Шива (Civa — благой, приносящий счастье), бог доарийского пантеона (повелитель зверей), слившись с арийским Рудрой (бог-охотник, повелитель грозы), становится воплощением неизбежных процессов разрушения. Он разрушает мир в конце каждого цикла. Но в вечно изменяющемся мире разрушению предшествует творение и из разрушенного вновь возникает что-то новое. Одно сменяется другим в космическом танце Шивы, который символизирует творческую и разрушительную энергию Вселенной и природных стихий.
Шива не раз в гневе порождает чудовищ, он обладает третьим глазом, который сжигает все живое. Но в то же время Шива спасает мир от гибели, выпив яд, который получился при пахтании океана, приняв на свою голову воды Ганга, падающие с неба на землю... Он живет на горе Кайласа в Гималаях со своей женой, имеющей много лиц и много имен (Деви, Парвати, Дурга, Кали). У него два сына: бог войны Сканда и бог мудрости, покровитель наук и искусств Ганеша (младенец с головой слона). Ганеша по популярности может поспорить с отцом, поскольку обладает даром открывать все пути.
Боги ведийского пантеона, сохраняя свои функции, отступают на задний план и становятся «хранителями мира» (локопалами). Значительно расширяется низший пантеон. Большую роль начинают играть гандхарвы (небесные певцы и музыканты), апсары (небесные девы), якши и якшини (божества плодородия), наги (полулюди-полузмеи, хранители подземных сокровищ) и т.д. Необъятное количество божеств, полубожеств, духов и демонов в индуизме строго ранжируется в единой системе соподчинения.
Системность приобретают и религиозно-философские основы индуизма. На рубеже VIII–IX вв. Шанкара — выдающийся мыслитель средневековой Индии — выстраивает последовательную монистическую систему, в которой единство мира воплощено во всепроникающем брахмане (боге). Множественность, динамика и изменчивость эмпирического мира объясняется иллюзией (майя), которая порождена особой силой единого божества, проявляющейся в свободе его воли. По мысли Шанкары, существуют две точки зрения на мир и две его картины, а также ряд правил перехода от одной к другой, путь познания, который ведет к освобождению от иллюзий майи, к слиянию Я с чистым бытием (брахманом), к прекращению повторных рождений и бессмертию. Философская система Шанкары до сих пор сохраняет в Индии свою актуальность.

Канон в искусстве

На основе грандиозных систем религии и философии в искусстве кристаллизуется свой канон, строго регламентирующий символическую и ритуальную значимость плана и различных частей конструкции и декора в архитектуре, правила изображения различных божеств и их атрибутику в скульптуре и изобразительном искусстве.
Канон в искусстве аналогичен, по сути, тому пути познания в философии, который соединяет чистое бытие и множественность мира. Основным инструментом канона становятся симметрийные и ритмические отношения, вносящие в изменчивый и подвижный мир принципы единства и упорядоченности идеального бытия (брахмана).
Боги индуизма, несмотря на порой подробно разработанную биографию, в большой мере являются олицетворением космических стихий и процессов, а также отвлеченно-символических смыслов. Они обладают фантастической, сверхчеловеческой мощью и способностями. В поздних пещерных храмах Аджанты, в скальных храмах Элуры, Мамаллапурама, о. Элефанта (VII–IX вв.) резко возрастают масштабы и объемы фигур, их ритмическая организация. Скульптура покрывает все стены пещерных храмов и их фасады, физически тесня зрителя. Гигантский трехголовый бюст Шивы из пещерного храма на о. Элефанта поражает своими размерами (6 м в высоту), необыкновенной пластической мощью и абсолютностью символического знака. Из сумрака пещеры выплывает лик Шивы Созидающего, полный покоя и отрешенности. По бокам, по контрасту с ним, расположены искаженный гневом профиль Шивы Разрушителя и нежный профиль молодой женщины — Шивы, Охраняющего Мир.

Ступа Бхархута. Рельеф. I в.

Наиболее цельным и грандиозным воплощением новых идей стал гигантский как по размерам (высота 9 м, длина 27 м), так и по замыслу наскальный рельеф «Нисхождение Ганга на землю», входящий в храмовый комплекс древнего города Мамаллапурам (VII–VIII вв.).
На рельефе изображены две легенды. Первая связана с многочисленными подвигами людей, в том числе и героя эпоса «Махабхарата» Арджуны, совершенными с целью призвать воды небесной реки Ганг на землю. В конце концов богиня уступила царю Бхагиратхе (он изображен в храме в виде отшельника, совершающего подвиг аскезы, слева от центра рельефа), но падающие с небес воды чуть было не уничтожили мир, который был спасен Шивой, подставившим под струи воды свою голову. Вторая легенда связана с аскетическим подвигом Арджуны (фигура изможденного человека, стоящего на одной ноге, над храмом с Бхагиратхой) и с его единоборством с Шивой, в результате чего Арджуна обретает волшебный лук Шивы. На рельефе Шива, которому посвящен весь комплекс, стоит рядом с Арджуной с трезубцем в руках.
Космичность события подчеркнута тем, что при его совершении присутствуют все: люди, боги, деревья, звери (слоны, львы антилопы), птицы, наги (хранители подземных богатств), вечные скалы и вечно льющаяся вода (центр рельефа некогда был рассечен реальными струями водопада, в которых извивались змеиные туловища царя и царицы нагов), вечный свет Солнца (рельеф обращен к восходящему из-за моря светилу), а также реальная толпа людей, принимающих участие в ритуале (перед рельефом расположена большая открытая площадка).

Бюст трехголового Шивы. VI в.

Многочисленные персонажи размещены ярусами, но при этом каждый стоит на своей нише-платформе, которую услужливо выдвигает плоть скалы. Это создает впечатление некоего упорядоченного беспорядка, безграничной пространственной перспективы, которая выдвигается и материализуется на ваших глазах.
Динамичность композиции, все персонажи которой движутся к центру, как раз в центре рельефа затухает, чтобы смениться динамикой падающей воды. Малое соседствует с большим (вязь из человеческих фигур и большие плоскости изображения процессии слонов), подвижное с неподвижным (застывший в позе аскетического экстаза Арджуна и фигуры летящих гениев у его ног), великое с пародийным (подвиг того же Арджуны и обманщик кот, изображающий из себя аскета перед мышами).
Контраст смыслов и форм, высокого и низкого рельефа, света и тени, подчинение повышенной экспрессии и динамики поз и жестов единому общему ритму, пронизывающему всю композицию, схваченную симметрией двух основных координат: вертикали льющегося по центру водопада и горизонтали карниза, отделяющего сферы земные от небесных, — всё это производит весьма драматическое впечатление на зрителя, который оказывается один на один с весьма наглядными, но в то же время непостижимыми в силу своей грандиозности законами единого и многообразного, пребывающего в состоянии постоянного изменения мироздания.

Литература

Альбанезе М. Индия. Атлас чудес света. — М., 2001.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. — М., 2002.
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. — М., 1970.
Всеобщая история искусства. Т. II. Кн. II. — М., 1961.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. — М., 1986.
Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия исчезнувших цивилизаций. — М., 1997.
Махабхарата. Рамаяна. — М., 1974.
Мифы народов мира. ТТ. I, II. — М., 1980.
Нарайан Р.К. Боги, демоны и другие. — ., 1975.
Религии мира. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. I. — М., 2002.
Тюляев С.И. Искусство Индии. — М., 1988.
Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
Яковлев Е.Г. Эстетика. — М., 2000.