Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Три урока по теме «Индия»

Урок № 3. Мифы о Будде. Буддизм как учение и одна из основных мировых религий

Цель: дать понятие о философском учении и его роли в национальной и мировой культуре.

Ход урока

1. Рассказ учителя
На прошлом уроке мы говорили о кастовом устройстве индийского общества.
Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда, основатель буддизма, учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.
Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от суеты, от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда он спасется, то есть не будет вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый — богач и бедняк, царь и раб, брахман и неприкасаемый — может стать учеником Будды, буддистом, и спастись от страданий и новых рождений.
Много лет Будда странствовал по Индии. У него появились многочисленные ученики. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние. «Нищие» жили в пещерах или в лесах, носили оранжевую одежду и брили голову наголо.
Когда в III веке до н.э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал подданных не убивать живых существ, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах — в Шри-Ланке и во Вьетнаме, в Китае и Японии — живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.

2. Работа с текстом
Тексты для чтения
Мифы о Будде
У подножья седых Хималаев раскинулась земля народа кошалов. Правило ею дваждырожденное племя Шакья, считавшее себя внуками Солнца. У царя Шакья родился первенец, которого назвали славным среди мудрецов именем Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать.
Отец решил посвятить жизнь сыну. Он приказал отгородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых, хорошо одетых, здоровых людей. Прожив двадцать девять безоблачных лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и с наивностью ребенка полагал, что всем живется так же беззаботно, как ему.
Он бы и дальше пребывал в этом счастливом неведении, если бы под тяжестью времени от стены не отвалилось несколько камней. Прогуливаясь по саду в сопровождении верного и молчаливого слуги, Гаутама обнаружил отверстие и выглянул через него. Его взору предстала каменистая дорога и одиноко бредущий по ней человек.
— Кто это?— спросил Гаутама у своего спутника.
— Старец,— отвечал слуга.
— Почему он согнулся?
— От долгих лет,— ответил слуга.
— Значит, и я буду таким... — задумчиво промолвил юноша.
Его прекрасный, светлый лоб впервые прорезала морщина.
Слуга промолчал, вспомнив, что ему было приказано не говорить ни о чем, что могло бы огорчить царевича.
С этого дня словно какая-то сила тянула Гаутаму к месту, откуда открывался неведомый ему мир.
Как-то ему предстало странное зрелище. Впереди шел человек с факелом. За ним двигались люди с носилками, на которых недвижимо лежал бледный человек. Сзади виднелись женщины с распущенными волосами, с плечами, посыпанными пеплом. Из их уст вырывались какие-то звуки. Это был плач.
— Что делают эти люди?— спросил Гаутама слугу.
— Они несут мертвого,— отвечал слуга.
— И меня так понесут?— спросил Гаутама.
Слуга молча отступил, вспомнив о приказе царя. Никто не заметил первой горькой складки у рта царевича.
Вечером того же дня, отослав слугу, Гаутама сам подошел к стене. Он увидел странного человека, звенящего колокольчиком.
— Подойди сюда!— крикнул Гаутама.
Незнакомец сделал несколько шагов и остановился. И тогда царевич увидел, что лицо человека сморщено, как кожура испеченного на огне яблока, а грудь под лохмотьями в язвах и струпьях.
— Кто ты?— спросил Гаутама.
— Разве ты не видишь, я — прокаженный.
— И ты зовешь людей на помощь?
Из уст прокаженного послышался звук, напоминающий бульканье кипящей воды. И это был смех!
— Нет! Я звоню, чтобы разбегались. Много лет я не слышал человеческого голоса.
Гаутама был пронзен состраданием. Из глаз его хлынули неведомые ему слезы. В них расплылись очертания стены, отгораживавшей его от людей. Мир, полный страхов и горестей, звал к себе. И царевич шел, повинуясь этому зову.
С тех пор во многих городах и селениях северной Индии видели удивительного странника. Судя по остаткам дорогой одежды и обуви, он был из дваждырожденных. Но его не привлекали дома, откуда доносились пение, музыка и смех. Он появлялся там, где слышались плач и стоны. Став добровольным помощником лекаря, он поил больных, обмывал зловонные раны. Он стоял у шалаша чандала, питающегося отбросами из разбитой посуды, и на юношеском лице не было видно отвращения.
Однажды Гаутама, прося подая­ние, пришел в главный город страны магадхов. Царь увидел его с террасы дворца и удивился благородному облику нищего.
— Взгляните!— обратился царь к приближенным.— Юноша у ворот держится прямо. Чело его прекрасно. Нет, не низкого он рода. Слуги! Приведите его ко мне.
Пока слуги сообразили, чего от них хотят, пока они выбежали к воротам, незнакомец скрылся. Царь обещал наградить каждого, кто укажет место обитания юноши царственного вида в одежде нищего.
Прошло немало времени, пока одному из царских пастухов удалось удовлетворить любопытство владыки.
Склонясь перед троном, пастух сказал:
— О великий царь! Юноша, которого ты ищешь,— отшельник. Он живет в горах, в жалкой хижине.
Царь приказал запрячь коней и отправился в горы. Когда дорога кончилась, он сошел с колесницы и двинулся к обиталищу отшельника пешком.
Переступив порог хижины, царь приветствовал юношу и обратился к нему со следующей речью:
— Я увидел тебя, когда ты был у ворот моего дворца. Твоя красота достойна лучшей доли. Переходи в мои покои. Но сначала скажи, откуда ты родом.
— Я из славного племени Шакья, рожден в царском доме и покинул его, чтобы узнать, как живется людям, чтобы помочь им в их бедах. Нет лучшей доли, чем та, что я выбрал.
И ушел царь, поняв, что отшельнику не нужна его помощь, что тверд он в своем решении.

А.И. Немировский
Мифы и легенды Древнего Востока

3. Работа над осмыслением текста
Вопросы:
— Кто такой Гаутама?
— Как прошла его молодость?
— Что заставило его изменить свою жизнь?
— Какая истина открылась ему под деревом Бодхи?
— Кто такой Мара?
— Как искушал Гаутаму Мара?
— Что обозначает имя «Будда»? Почему так стали называть Гаутаму?

Задания:
1. Запишите в тетрадь новые слова и их значение. Какие еще слова вам непонятны?
Мировое дерево — шелковичное дерево, под которым отдыхал Брахма. Оно занимает центральное положение в мире.
Брахманы — жрецы.
Кшатрии — воины.
Вайшьи — земледельцы, скотоводы, торговцы.
Шудры — низшее сословие в индийском обществе, занимавшееся неквалифицированным трудом.
Мара («Убивающий») — воплощение зла, искуситель, владыка злых духов, представляющий отрицательные человеческие чувства.
Бодхи («Пробуждение») — это и конкретное дерево определенного вида, под которым доступно познание истины, и сам процесс пробуждения сознания.
Пандит — ученый брахман.
Бхавани — мать-хранительница земли.
Рама — один из богов Индии.

2. Прочитайте по ролям разговор Гаутамы со слугой и прокаженным.

3. Инсценируйте сцену искушения Гаутамы Марой.

4. Работа с текстом
Задание:
Прочитать «Джатаку об одиноком слоне». Подготовить пересказ и уметь отвечать на вопросы к тексту.
Джатака (санскр. буквально: о прежних рождениях) — жанр древнеиндийской литературы, по форме проза, перемежающаяся со стихами (гатха), рассказы о 550 прежних рождениях Будды.

Текст для чтения
Джатака об одиноком слоне
Давным-давно в Гималаях родился слоненок. Выйдя из утробы матери, он был белым, как слиток серебра, глаза его сверкали, как драгоценные камни, рот пламенел, как красная ткань, а хобот светился, как серебряная цепь с искрами красного золота. Ноги его были гладкие и блестящие, словно покрытые лаком.
Когда слоненок вырос, не утратив красоты, он обрел мощь. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами. Увидя в стаде грех, он удалился и стал жить в лесу один, никогда не выходя оттуда, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.
Слава об одиноком белом слоне распространилась по всем Гималаям, но мало кому удавалось его видеть. Однажды один из жителей Варнаваси — да сотрется из памяти его имя — заблудился в чаще. Долго он метался, наталкиваясь на деревья, запутываясь в лианах, но, поняв, что выхода нет, сел на землю и заревел. И вот он слышит шум продирающегося сквозь чащу большого зверя. Будда — а это он возродился в облике слона — решил помочь несчастному. Но человек, не поняв намерений животного, обратился в бегство. Тогда Будда остановился. Остановился и человек. Так повторилось несколько раз, пока человек догадался, что ему не хотят зла, и подпустил слона на близкое расстояние.
— Почему ты плачешь? — спросил слон, повернув к человеку огромное ухо.
— Почтенный! — произнес человек, склонившись до самой земли.— Я заблудился в твоем лесу и не знаю, как найти дорогу в город. К тому же я сильно ослабел от голода.
Слон привел человека к себе, накормил его досыта сладкими плодами и, обхватив его поясницу хоботом, посадил на спину. Он шел медленно, выбирая дорогу таким образом, чтобы человек не ушибся и на него не упала с дерева змея.
Стражники еще с башни над воротами увидели приближающегося к городу слона и созвали трубами весь город. Горожане высыпали изо всех ворот навстречу слону. Они никогда не видели слона, к тому же такого могучего. Человека же, которого доставил слон, считали давно погибшим. Но, кажется, никто ему не обрадовался, кроме ростовщика, которому он задолжал.
Подойдя к слону, ростовщик потрогал клык и сказал, обращаясь к спасенному:
— Этот клык настоящее сокровище!
Слон покачивал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем, повернувшись, с царственным достоинством удалился.
Человек же, не заходя в свою хижину, отправился на рыночную площадь в ряд резчиков по кости. Обращаясь к мастерам, он спросил:
— Скажите, дорого ли стоят бивни живого слона?
— Клыки живого слона стоят вдвое дороже клыков мертвого слона, — ответил старший мастер и назвал цену.
Вскоре после этого спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.
— Ты снова заблудился? — воскликнул Будда удивленно.
— Нет, — ответил человек. — Я пришел к тебе за помощью.
— И чем я могу тебе помочь? — спросил слон с готовностью в голосе.
— Видишь ли, я бедный человек и мне не на что жить. У тебя же два клыка, и ты можешь обойтись одним. Дай мне клык, я его продам и буду кормиться.
— Что ж, — сказал слон. — Сходи за пилой.
— Я ее захватил, — сказал человек, сбрасывая со спины мешок, который зазвенел.
Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать, и тот отпилил один клык, а потом, подумав, и другой.
— Ты не думай, — сказал слон, поднимаясь, — что клыки мне не дороги. Знай: с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.
Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он засунул бивни в мешок и, взвалив его на спину, зашагал к городу.
В городе он продал клыки по обещанной ему цене, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши. Когда же золото кончилось, он вновь пошел в лес и, отыскав слона, сказал ему:
— Почтенный! Я продал твои клыки. Но деньги пришлось отдать за долги. И снова мне нечего есть. Дай мне остатки твоих клыков.
— Возьми! — сказал слон, опускаясь на землю.
Человек достал пилу и, срезав остатки клыков, отправился восвояси.
Через некоторое время он пришел еще раз и потребовал корни клыков.
Слон молча лег на землю. Неблагодарный забрался по хоботу слона, как по серебряной цепи, на голову слона, напоминавшую снежную вершину, и стал пяткой отбивать корни клыков. Потекла кровь. Видимо, слону было больно. Но он не пошевелился, не застонал. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Но недалеко. Земля, выдерживавшая тяжесть гор, дрогнула под его ногами. Донесся отвратительный запах человеческих нечистот. Из трещины вырвалось пламя в форме хобота и, схватив предателя, швырнуло в преисподнюю.
Будда тогда произнес гатху:

Глаза неблагодарного
повсюду так и рыскают.
Людская жадность низкая.

Немировский А.И.
Мифы и легенды Древнего Востока

Вопросы к тексту:
— Как выглядел новорожденный слоненок?
— Кто воплотился в облике белого слона?
— Как слон помог человеку?
— Как отблагодарил человек слона?
— Почему нигде не упоминается имя этого человека?
— Какая судьба его постигла?

5. Работа над сочинением
«Сказка о белом слоне»
– Определение темы.
– Коллективная работа над образом.
– Выбор возможной формы.
– Выполнение работы (на черновике).

Бог Ганеша. Династия Пала. XI в. Галерея Дж. Эшкенази, Лондон

6. Домашнее задание
Закончить творческую работу.

Пример выполненных работ

Кириллов К. 4 класс
СКАЗКА О БЕЛОМ СЛОНЕНКЕ

Жил в Индии маленький обычный серый слоненок. Он был очень одинок. Решил однажды слоненок отыскать себе друга и отправился в далекое путешествие.
Долго шел слоненок по густым лесам и уже совсем было отчаялся. Однажды вечером после тяжелой дороги он решил отдохнуть и прилег, вглядываясь в белые пушистые облака. И тут он вдруг заметил, что одно из плывущих облаков похоже как две капли воды на него самого.
Слоненок очень обрадовался, и не зря. Белый слоненок тоже его увидел и стремительно стал спускаться вниз. Он был чрезвычайно смешной и забавный, этот белый пушистый облачный слоненок. Они решили подружиться и никогда больше не расставаться.

Родина Е. 4 класс
СКАЗКА О БЕЛОМ СЛОНЕ

Однажды недалеко от поселка появился бешеный слон. Он выходил из леса крушил дома, нападал на людей. Как-то раз слон обвил хоботом игравшего в песке ребенка и хотел убить его. Люди бросились спасать мальчика, они били слона палками, но он только заревел от этого и еще сильнее сжимал малыша.
Вдруг в лесу раздался хруст ломающихся деревьев. К поселку вышло целое стадо слонов. Жители оцепенели от удивления: среди обычных слонов был белый слон. Люди никогда не видели такого животного.
А он направился к бешеному слону. Тот оставил ребенка. Завязался бой. Белый слон оказался сильнее, и он спас малыша.
Жители поселка приручили слона, воздавали ему почести, кормили и украшали его. Так белый слон стал священным животным.