Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2007

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

Роза Чаурина

Художник-лирик Юрий Пименов

Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Юрий Иванович Пименов (1903–1977) был одним из создателей ОСТ (Общества художников-станковистов, 1925) — целой главы в становлении нового искусства. В его жанровых полотнах, пейзажах, портретах поэтически запечатлены трудовые будни страны и ее героев.

Новая Москва. 1937

Все начинается с детства

Пименов родился в ноябре 1903 года в Москве. Маленькая квартирка с низкими потолками. Старые часы с боем. Неизменный сверчок. Как и все мальчишки, его сверстники с Ордынки, Якиманки, Юра ходил в школу, играл в разбойников, ловил рыбу, дрался. Только вот чаще, чем другие ребята, он любовался золотыми куполами Кремля, ходил к Москве-реке, бродил по Каменному мосту, смотрел, как в синей воде плыли белые облака. Весной ему нравилось наблюдать, как первый ливень смывает жухлые краски зимы и под жгучими лучами майского солнца появляются цвета пробуждающейся природы. Вечерами он любил бродить по узким кривым улочкам Замоскворечья, когда старые особняки с цветущими садиками казались таинственными дворцами, где жили не толстопузые дяди и пышнотелые тети из пьес Островского, а неведомые и прекрасные герои из прочитанных книжек. Ведь в ту далекую пору не было ни телевидения, ни радио, а кино только-только входило в моду. Поэтому все впечатления детства были натуральны, первозданны.
В школе Юра Пименов с математикой не дружил, зато отлично рисовал. И это не осталось незамеченным. Спасибо учителю рисования Алферову, который помог мальчику устроиться в Замоскворецкую школу рисования. Гипсы, натюрморты, натура...
Юного Пименова особенно манит поэзия русской природы. Житель Замоскворечья, он не раз бывал в Третьяковке. Однако нельзя сказать, что проводил там все свое свободное время: у озорного паренька хватало неотложных дел. Но одна из встреч в Третьяковской галерее оставила след на всю его жизнь. Это была встреча с картиной Саврасова «Грачи прилетели». Небольшая по размеру, она походила на прорубленное в стене окно в светлый мир весны. Юра смотрел на саврасовский холст и слышал, да, ему казалось, что слышал грачиный грай, пение ветра в голых ветвях берез, журчание талого снега... Эмоциональное воздействие оказалось столь велико, что на глаза паренька навернулись слезы. Пытался скрыть их, но не получилось. Он всматривался в чудо, сотворенное живописцем, изучал его манеру, надеясь понять магию саврасовского гения...
Правда и душевность, с которыми было написано полотно, глубоко запали в душу будущего художника. Мог ли тогда Юра Пименов даже подумать, что придет время — и в прославленной Третьяковской галерее появится и его картина, да не одна!

Пименовская Москва

Казалось бы, ну что может быть привычнее и обыкновеннее улицы? Едут машины, спешат куда-то пешеходы...
По одной из московских улиц шагал художник Юрий Пименов. Он мало чем выделялся из толпы прохожих. Может быть, спортивной курткой с большими накладными карманами, моложавым видом да маленьким альбомчиком в руке... Художник любуется своим родным городом и без устали рисует его.
...Тридцатые годы прошлого века. Центр столицы в лесах. На месте снесенных двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка. Москву-реку не узнать — одевают в гранит берега, возводят новые мосты. Кладут асфальт. Начали строительство метро. Метростроевцы — молодые ребята и девчата в касках, в комбинезонах... Передвигают на новые места дома... Город меняется на глазах.
Юрий Пименов пишет картину «Новая Москва». Отличавшаяся от полотен многих других художников, она стала в его творчестве программной и по праву заняла достойное место в Третьяковской галерее.
В живописи 30-х годов господствовала тенденция сюжетно-повествовательного раскрытия темы, построенной на конфликте, на столкновении характеров. Идея подчеркивалась довольно прямолинейно. Пименов же уже тогда шел другим путем — путем поэтического осмысления действительности: его интересовала не смена действий, а передача чувств. Поэтому его увиденная взглядом и умноженная чувством «Новая Москва» и стала одним из лучших произведений этого направления в живописи. Здесь нет литературно разработанного сюжета. Изображена лишь улица, едущие по ней автомобили и за рулем одного из них женщина. Мы видим ее со спины. Женщина за рулем! Это было так многозначительно, так характерно для новой жизни!
Новым и необычным предстает перед нами и Охотный ряд, изображенный художником на картине. Это уже не ряд лепящихся друг к другу лавок со снедью, кричащих вывесками, а широкая улица, по обеим сторонам которой высятся новые огромные здания. Сегодня, когда в Москве есть не просто высокие, а высотные здания, первые стройки тех лет, возможно, не кажутся столь грандиозными. Но в те далекие дни они были символом московской нови. И новые здания, и звонкие перебегающие улицу трамваи, и притягивающая взгляд буква метрополитена — все вызывало чувство гордости у москвичей.
Эмоциональному восприятию картины помогает и подобранная художником цветовая гамма деталей: пунцовая и алая гвоздики, прикрепленные к раме ветрового стекла; золотой отлив коротко стриженных волос женщины за рулем и ее красивое платье в цветочек; блеск асфальта и трепет флажков на Колонном зале; солнечные блики, играющие на полированных кузовах машин и в пестрой толпе пешеходов...
Используя прием фрагментарности композиции, художник вовлекает зрителя в движение машины — и тому кажется, что это он едет по омытому майским дождем центру столицы. Так, добиваясь эффекта присутствия, Пименов помогает ощутить деятельную и радостную жизнь большого города.
Зеленеют кусты сирени в сквере перед Большим театром, а воздух словно пропитан какой-то бодрящей ласковостью. Изображение воспринимается как бы сквозь влажное прозрачное стекло, а поверхность холста кажется серебристой и струящейся. Эта художественная манера — дробный мазок, используемый импрессионистами, — передает движение воздуха и помогает зрителю ощутить свежесть и бодрость утра, пронизанного лучами восходящего солнца...
Художнику удалось добиться и эффекта движения автомобиля. Спокойно-величавая поза женщины за рулем придает этому движению сдержанность и плавность.
Если старую Москву мы можем видеть на картинах, к примеру, одного из братьев Васнецовых — Аполлинария (1856–1933), то на полотнах Юрия Пименова Москва новая. Сегодня сотни людей не только помнят и любят картины Ю. Пименова, но и смотрят на мир его глазами. Уже давно бытует выражение «пименовская Москва», то есть Москва новостроек, умытая весенним дождем, Москва бодрого рабочего утра.

«Лирик по складу души...»

В книге «Новые кварталы» Юрий Пименов писал: «Художник отбирает и выбирает, выбирает то, из чего он старается сделать искусство, образ сложного, противоречивого мира. Один берет горькую тему, тему человеческого горя, и пестрые краски и цвета не будут темой его души. Другого захватит доброе чувство жизни, и сумрачное состояние оставит его равнодушным. Третий соединит все в синтез действительности и т.д. — сколько настоящих художников встретятся с настоящей жизнью, столько необыкновенно разного и необыкновенно сложного появится в искусстве».
О себе художник Юрий Пименов мог бы сказать словами поэта Николая Асеева: «Я лирик по складу своей души...»
Пименов — лирик, когда он изображает родную Москву, радуется новым городским кварталам; лирик, когда рисует пейзаж, снег, ливень, капли дождя на стекле, отражающем дома и людей; он лирик, когда изображает молодежь, энтузиастов и романтиков — строителей, студентов, продавщиц, крановщиков; лирик, когда замечает милые, иногда смешные подробности нового, строящегося, завтрашнего... Наконец, лирик по своей живописной манере, серебристому колориту, лирик в своей любви к ритму, движению, легким и струящимся, поступательным и как бы убегающим формам...
Лирический камертон помогает художнику необычайно просто и точно фиксировать мир и заставляет нас воспринимать его с юношеской свежестью. Одну из своих картин серии «Новые кварталы» Юрий Пименов так и назвал «Лирическое новоселье». В комнате двое — муж и жена. Совсем юные. За окнами — город. Огромный, бессонный. В бескрайней ночной пустоте — огни. Глаза домов. Живые, трепетные, как судьбы людей...
Друзья ушли. Кажется, далеко позади тревоги, ожидания. Но не забудется никогда зеленый огонек такси, объятия, поздравления и пожелания друзей. В ушах еще звучат слова: «Да положите, черти, бумагу на пол, ведь сейчас всё затопчете!» И женский мечтательный голос: «Эх, кошку бы пустить сюда первой, да где ее взять, кошку-то?»
На полу пустой квартиры — книги, книги, книги. Походный котелок — свидетель походов и летних работ. Мебели нет — ни стола, ни стула. Но есть молодость. Есть любовь…

Новые номера. 1963–1964

Ранние зрители

Трудно найти художника, который бы никогда не рисовал детей. Юрий Пименов уж точно к таковым не относится. Назовем лишь несколько его полотен: «Девочка и мостик», «Мечтатель», «Ранние зрители».
Картина «Ранние зрители» рассказывает о маленьких театралках. Театр... Пименов любил его с детства. Каждое из посещений театра было для него праздником. «Помню, — рассказывал художник, — как мальчишкой впервые попал в оперу. Помню синие сугробы у белых колонн Большого театра. Оранжевый свет узорных фонарей. Скрип полозьев саней у парадной лестницы. Снег... Московский. Пушистый, ласковый. Румяные, счастливые лица людей. Никогда не забуду это ощущение праздника с первых шагов по ступеням. Огромную дверь. Сверкающие, слепящие огни фойе. Аромат духов. Неясный говор, приглушенный смех. Атмосферу ожидания чего-то необычного, волнующего. Вспоминаю свое отражение в большом зеркале рядом с нарядными дамами, поправляющими свои прически, оглядывающими туалеты своих соседок. Вспоминаю, как замирало сердце, когда медленно гас свет в зале, и как мерцание золота лож и трепетное сияние люстр сливались с затихающими звуками скрипок в оркестре. Разве можно забыть ослепительный занавес, эту волшебную стену, отделяющую тебя и всех зрителей от таинственного мира сцены... Я почти не знаю таких людей, которые не были бы взволнованы атмосферой театра. Я видел это много раз, и всегда мне хочется видеть еще и еще, пусть это волшебство зрелища происходит и не бог весть в каком театре, но все равно тайна театра остается...»
Как видим, появление картины Юрия Пименова «Ранние зрители» совсем не случайно. Именно эти свои чувства, нахлынувшие во время первого в жизни посещения театра, ощущение праздника, который остался с ним навсегда, художник сумел перенести на холст. А еще он сумел вызвать у зрителей теплое чувство к этим маленьким посетителям театра, ждущим начала спектакля. На их лицах выражение восторга и острого любопытства.

Серия «Цветы»

Юрий Пименов мог подолгу любоваться цветами. Он писал о цветах: «За окном идет снег. Сумерки... На окне расцвела азалия, и ее алые цветы сияют на фоне погружающегося в вечер окна... За большими окнами магазинов сквозь осенний дождь видны цикламены и гиацинты, удивительно нежная оранжерейная сирень, нарядные и пышные хризантемы... На лугах, распаренных июльским солнцем, цветут наши русские цветы всех оттенков, над ними в горячем воздухе плывут стрекозы, и запах этих лугов необыкновенно прекрасен...
Я всегда любил писать цветы, особенно когда они встречаются в живом жанре, живом натюрморте, в живом пейзаже, в живой обжитой комнате, особенно цветы в обыкновенном стакане, в случайной вазе...»
Многое из серии «Цветы» художник рисовал на французской цветной бумаге: «Тюльпаны», «Незабудки», «Колокольчики», «Ромашки», «Гвоздика», «Сирень», «Стакан с цветами», «Весенний букет», «Гладиолусы», «Полевые цветы»... И каждый цветок красив. Красив по-своему.

Любимый мотив

Дождь — любимый мотив пейзажей Юрия Пименова. Мы видим его на картинах «Дождь», «Ливень», «Кафе и дождь», «Дождь на станции», «Яблони в дождь»...
Дождь и сам по себе — великий художник, который может самый банальный городской пейзаж превратить в симфонию свежих, согласно звучащих красок. А еще дождь — настоящий волшебник: он превращает уличный асфальт, витрины магазинов, окна домов в одно огромное зеркало, в гранях которого пляшут разноцветные огни реклам, зеленые, желтые и красные огни светофоров. Капли дождя трепещут на лице бегущей куда-то девушки, они падают с листьев деревьев, блестят на стеклах мчащихся автомобилей, сверкают на букетах цветов в руках промокших влюбленных...
На картине «Дождь» — он на плащах и зонтах пешеходов, спешащих по московским улицам. Дождь как бы разъединяет людей, заставляет их сосредоточиться на чем-то своем, что делает многолюдное полотно Юрия Пименова особенно привлекательным. Ведь перед нами столько людей, столько человеческих судеб!

Война и в тылу — война

В пейзаже «Яблони в дождь» (1942), написанном в тревожное военное время, Юрий Пименов показывает островок земли, оставленный между колеями дороги, и на нем — хрупкие цветущие яблоньки. Суровые шоферы осторожно объезжают их, покоренные упорством жизнелюбивой и жизнестойкой природы. И, может быть, эти яблони помогали рождаться мужеству и окрыляли надеждой их измученные трудной дорогой сердца.
До войны пейзаж, обычно городской, был у Пименова лишь фоном к жанровой сцене. В годы войны обострилась любовь художника к родной земле, к родной природе, к каждой веточке и каждой былинке. Он увидел, как природа, подобно человеку, страдает, но упорно стремится к жизни.
Во время Великой Отечественной войны изменился и колорит работ художника. Исчезло разноцветье живописи довоенных лет. Гамма красок стала сдержаннее, полотна даже цветом стали созвучны времени.
На тему Великой Отечественной, кроме работ «Яблони в дождь», «Воспоминания о военном хлебе», и картина «Ночная улица» (1942).
Зима. Метет снежная поземка. Затемнение... Из морозного мрака холодными призраками выступают мертвые громады домов. В немом просторе оледенелой улицы воет ветер. Мрачно ощетинились железные «ежи». Вьюга рвет брезент с грузовика, мчащегося во тьму, шевелит пряди волос, концы платка у женщины, идущей по ночной Москве. Иногда свет озаряет ее суровое, словно застывшее лицо. Кто она? Куда идет в эту глухую пору? Мы не знаем. Знаем только, что ночные пропуска давали в особых случаях. И она, эта женщина, наверное, идет со смены. В ее лице решимость выстоять военную вахту. Заменить мужа или, может быть, брата. Суровый ритм холста подчеркнут железным строем «ежей», сквозь который проходит женщина.
Когда смотришь на картину «Ночная улица», вспоминаются слова известного киргизского писателя Чингиза Айтматова: «О женщине военных лет сказано много. Достойно и справедливо воспета она как труженица и мать. И все-таки, будь я скульптором или художником, жизнь посвятил бы тому, чтобы создать образ женщины военных лет, в котором попытался бы выразить в едином порыве все свои чувства благодарности, восхищения, гордости и сострадания. К ней, к этой великой фигуре двадцатого века».

Маруся, пора обедать! 1951–1956

Картина-новелла

Каждое пименовское полотно, будь то картина с сюжетом или натюрморт — это целая новелла, полная жизни, настроения, чувства.
Натюрморты художника неповторимы. В них раскрылся его особый дар — заставлять неодушевленные предметы рассказывать о жизни людей. Вещи у Пименова существуют не сами по себе, они повествуют о многом: о человеке и его мире, о времени... Зрителю нужно лишь повнимательней приглядеться и попытаться понять, почувствовать все то, о чем они хотят ему поведать.
Один из таких натюрмортов серии «Вещи людей» («Вещи каждого дня») называется «Ожидание». На первый взгляд, все очень просто: черный телефон замер на подоконнике, трубка снята, змеится шнур. Но... Может быть, это звонок, обещающий разлуку. За окном серый дождь пеленой закрыл город. Капли, как слезы, катятся по стеклу. Кто-то на другом конце провода молчит и ждет, ждет...
Что произошло — непоправимая драма или два разлученных человека вновь обрели друг друга? Разорвана тягостная напряженность предгрозового затишья — и пролился очистительный, врачующий дождь? А может, кто-то спешит сообщить долгожданную радость?
Художник не навязывает зрителю какого-то одного решения, одного возможного исхода. Метафоричность художественного языка Пименова дает возможность каждому из нас самому «прочитать» смысл этого полотна.

«Свадьба на завтрашней улице»

Свадьба на завтрашней улице. 1962

Беседа по картине
Если все, что создал художник Юрий Пименов, собрать воедино, то получится своеобразная летопись жизни нашей страны. Энтузиазм и романтика первых пятилеток, появление нового быта, новых общественных отношений, суровое военное время, меняющийся облик столицы, а главное — характер нового человека, его идеалы и стремления, испытания и надежды...
Картина «Свадьба на завтрашней улице» относится к самой известной серии Юрия Пименова «Новые кварталы». В специально изданной книге художник писал: «Я люблю эти новые кварталы больших городов, в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая душа новизны».
«Свадьба на завтрашней улице» является своего рода эпиграфом к этой серии, ибо в ней, как в фокусе, сконцентрировались основные мысли, которые варьируются в других полотнах. Сегодня картину можно увидеть в одном из залов Государственной Третьяковской галереи.

Вопросы учащимся
— Где находится картина Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице» и как вы думаете, о чем этот факт свидетельствует?
(В ГТГ. Этот факт — свидетельство того, что картина представляет художественную ценность, ибо ГТГ приобретает только лучшие произведения изобразительного искусства.)
Итак, внимательно рассматриваем картину.
— Что вы видите на картине?
(Широкая панорама строящегося города. Взбудораженная бульдозерами земля. Сырая рыжая глина. Следы шин. Грязь. Чтобы можно было как-то пройти, брошены шаткие мостки из досок. Завтрашняя улица... Ее еще нет. Сейчас она больше напоминает овраг с крутыми откосами. Однако новые дома уже выстроились в ряд. Они словно бы ждут будущего проспекта.
Только что прошел дождь. Блестят сваленные вдоль пути огромные бетонные трубы. Вдали в голубой дымке тянутся вверх трубы теплоцентралей. На косогоре дымит массивный асфальтовый каток. Он старательно разравнивает черную «пастилу» асфальта.)
— Можно ли по названию картины определить, кто такие идущие впереди юноша и девушка? Опишите их.
(По умытым дождем скользким мосткам легко шагает стройная, будто невесомая девушка. Она в жемчужно-белом, почти воздушном платье-колокольчике и белоснежных изящных туфельках-лодочках. Это — невеста. Рядом, бережно поддерживая ее под руку и прижимая к груди букет цветов, идет счастливый жених в черной парадной паре.
Жених и невеста словно не видят ничего вокруг: ни труб, ни строительного мусора... Кажется, что от счастья они не идут, а парят над землей. Следом за ними спешат, еле поспевая, друзья. Скромно одетые, но веселые, молодые.)

Картина «Свадьба на завтрашней улице» является сюжетной. Следовательно, беседа может касаться не только того, что на ней изображено, но также предшествующих и последующих событий. Ибо, воспринимая сюжетную картину, мы невольно рассматриваем изображенный на ней эпизод в причинно-временной связи с другими событиями.
Тематика большинства картин Ю. Пи­менова связана со строительством города, с жизнью строителей: «Приехали на практику», «Пойдем вечером в кино?», «Первые модницы нашего района», «Новая дорога», «Место свиданий», «Спор», «Движущиеся границы города», «Лирическое новоселье», «Новые номера», «Полевые цветы», «Кафе и дождь», «Перед выходом на сцену», «Огни университета».
— Можете ли вы по названию картин (без учета времени их написания) предположить прошлое и будущее главных героев полотна «Свадьба на завтрашней улице»?
(Молодые люди — Настя и Федор, так назовем наших главных героев, — познакомились, когда Настя, будучи студенткой строительного техникума, приехала на практику в один из новых районов Москвы, где Федор работал крановщиком. Они сразу понравились друг другу. В свободное время ходили вместе в кино, на танцы. Случалось, что спорили и даже ссорились, но ненадолго. Через полгода они решили пожениться. И вот свадьба. Молодоженам в качестве подарка вручили ордер на квартиру в только что отстроенном доме...
Дома их ждет накрытый стол, веселые крики «Горько!». Гости будут петь, танцевать. Не обойдется и без шуток.
А впереди у новоселов тысяча забот. Не работает лифт. Вероятно, еще долго будут кряхтеть мудрецы-водопроводчики и газовых дел мастера, доводя до ума строптивую технику. Но это все не самое главное. Ведь впереди — целая жизнь. У молодых большие планы на будущее: Настя мечтает стать актрисой, а Федор — поступить в МГУ. Пожелаем им счастья и удачи!)
Создатель картины «Свадьба на завтрашней улице» художник Юрий Пименов, кроме живописи, любил музыку, особенно «Болеро» французского композитора Равеля.
— Как вы думаете, если бы картина была звучащей, какую бы мелодию мы услышали?
(«Свадебный марш» Мендельсона.)
Что на картине — мы выяснили.
— Подумайте, пожалуйста, о чем хотел сказать нам художник этой своей картиной?
(По размерам картина «Свадьба на завтрашней улице» небольшая — 86 ? 80. Но она бесценна как свидетельство тех, теперь уже далеких лет. Здесь вся радуга бытия, может быть, не всегда устроенного, но полного надежд и веры. Веры в завтрашний день.
По этой, пока еще завтрашней улице, не могут проехать красавцы легковые автомобили, увитые символическими розовыми и голубыми лентами, обвешанные яркими разноцветными воздушными шарами, с сидящей на блестящем радиаторе куклой в нейлоновом платье... Но пройдет немного времени — и все будет именно так. И другие жених и невеста поедут в ЗАГС по новому проспекту.)
Однажды в беседе с Пименовым журналист С. Смоляницкий сказал: «Вы, Юрий Иванович, хорошо знаете новые районы Москвы, исходили их, что называется, вдоль и поперек. Вас не тревожит некая одинаковость их облика?» На что Пименов ответил: «...старые московские улицы, «кривые переулки» надо обязательно сохранить: города без старых районов теряют большую часть своей души, своего обаяния; ведь можно же отремонтировать и осовременить внутри домики старых переулков Арбата и Замоскворечья — и они останутся хорошими кусками старой Москвы, старинной московской культуры.
Ведь реальная действительность, то есть вся наша жизнь, — это всегда и прошлое, и настоящее, и будущее».
— Есть ли в сегодняшней Москве хотя бы одна «завтрашняя улица»? Потерял ли сегодня свою злободневность вопрос журналиста?
(Есть, и не одна. К сожалению, проблема, затронутая журналистом, актуальна и сегодня.)
Вы, конечно, знаете о народной мудрости, которая передается из поколения в поколение: человек в своей жизни должен посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка.
— А что по этому поводу думаете вы? Что в этой связи вы можете сказать о героях картины «Свадьба на завтрашней улице»?
(Дом, и, возможно, не один, они построили. Деревья, которые мы видим на косогоре, они посадили, и те шумят уже своей молодой листвой. Пройдет время — у Насти и Федора появится малыш. А когда он подрастет, то его мама и папа смогут не только рассказать, но и показать дома, которые они построили, и деревья, которые они посадили.)

Домашнее задание

Прежде чем ответить на вопрос, прочитайте отрывок из воспоминаний о Великой Отечественной войне.
Артистам, которые были прикомандированы к фронтовым концертным бригадам, выдавали военную форму. В одной из бригад Ленинградского фронта была и певица Клавдия Шульженко. В своих первых концертах она попыталась было переключиться на песни с военной тематикой, но бойцы решительно протестовали и требовали лирики: «Записка», «Три вальса» и конечно же «Синий платочек». А еще они просили ее выступать не в гимнастерке, а в платье...
— Как вы думаете, почему сегодня, когда «желтый дьявол» пытается завладеть душами людей, творчество художника-лирика Юрия Пименова является особенно необходимым?
(Ответ нужно подготовить в устной форме.)