Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Мгновение
на фоне вечности

Триптих № 4. Существо во Вселенной (Посвящается Дмитрию Шостаковичу)
1964. Фрагмент правой части. Коллекция автора

В своих произведениях Владимир Янкилевский (родился в 1938 г. в Москве) обосновал сущность пластического послания, посвященного исследованию тайн человеческого существования. Место человека во Вселенной, постоянный внутренний диалог мужского и женского начала, их стремление к совершенству и разрушению — именно это определяет направленность творчества Янкилевского. Он упорно разрабатывает свою тему, отдавая предпочтение масштабным живописным триптихам. В 80-е годы художник работал над идеей сотворения «ящиков существования» — пространства, занимаемого людьми, — и сделал много объектов, в которые вкрапливал персонажи-муляжи. Это позволило ему в жесткой манере выразить сущность человеческих эмоций в некой протяженности — в прошлом, настоящем и будущем («Адам и Ева», «Люди в ящиках»). В 1990 г. он начал цикл «Город», в котором воплотил проблему конфликта между гармонией и абсурдом человеческой жизни («Сесть в поезд»).
Искусство для Янкилевского — чувственная, человеческая оценка мира. Посредством искусства человек гуманизирует миф, заимствует его и делает соизмеримым со своим воображением. В работах «Анатомия чувств», «Город — маски» поражает острый проницательный взгляд автора на деградирующее человечество и на тщетные попытки людей трансформироваться.

Пророк. 1967. Фонд культуры «Екатерина», Москва

Очень трудно определить специфический метод Янкилевского, его место на современной художественной сцене. Надо попытаться выявить язык пластических символов Янкилевского, его идеопластицизм, который не сводится ни к самоудовлетворению в живописи, ни к чисто интеллектуальным конструкциям. Техника художника способствует воплощению очень личностного видения мира. Его цель — создавать гармоничную систему в духовных знаках и эзотерических шифрах существования. Поражает структурная и смысловая сложность работ Янкилевского. Его полиптихи воспринимаются как модели космической организации жизни, где каждая фаза имеет свой смысл и ценность.

Триптих № 3. Исход (Посвящается Р.С.) 1963. Фрагмент правой части. Фонд культуры «Екатерина», Москва

На персональной выставке «Мгновение вечности» в Фонде «Екатерина» впервые собраны большие триптихи художника, находящиеся в разных мировых собраниях. Это первая серьезная, крупная выставка, организованная негосударственными структурами. Многие вещи демонстрируются впервые. И название выставки не случайно, ибо тема творчества В. Янкилевского — гармония Вселенной, обусловленная противостоянием и единством контрастных пар. В дисгармонии и связи противоположных принципов — мужское и женское, правое и левое, верх и низ, вертикальное и горизонтальное, лицо в фас и профиль – проявляется, по Янкилевскому, изначальная модель Вселенной: двуединство, парадоксальное совпадение противоположностей. Это обусловило структурную и смысловую сложность его произведений, в которых постоянно подчеркивается агрессивность и беззащитность человека.

Торс. 1965. Фонд культуры «Екатерина», Москва

Нелегко воспринимать искусство художника, непривычное, абсурдистское. Трудно подобрать эпитеты для его характеристики — художник очень смело манипулирует жизнеподобием и условностью. В некоторых триптихах ощущается бытовая, конкретно-временная фактура, порожденная его мироощущением. Художник использует чертежи, графики, схемы, коллажированные элементы, реди-мейд. Опознавательный знак Янкилевского — манекен в повседневной одежде. А в коллажной серии «Художник и его модель» автор сливается со своей моделью. Он «внедряет» в структуру своих произведений автопортрет Рембрандта, свои автопортреты, портреты отца. И невидимое становится видимым, психика зрителя настраивается на навязанную художником модель понимания жизни.
В сериях работ последних лет Янкилевский использует манеру художественного подражания. В коллажах появляются портреты Пьеро делла Франчески, в автопортретах возникают бюсты архаических кор, египетские скульптуры, женские лица с гравюр Утамаро. Неожиданные по содержанию фигуративные вставки еще более усиливают взаимопроникаемость различных пространств: Социума и Экзистенциума, Порядка и Хаоса.

Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца)
1987. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С 1992 г. художник живет в Париже. Его персональные выставки проходят в крупных музеях Европы и США, его произведения хранятся в престижных музейных и частных собраниях Европы, США и России. Как истинный творец-пророк, он умеет властно завлекать зрителя в мощное энергетическое поле своих произведений. Как никакой другой художник, он умеет выражать драматизм человеческой судьбы, останавливая мгновение на фоне вечности.

Триптих № 19. Адам и Ева. 2005. Средняя часть. Фонд культуры «Екатерина», Москва