Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист Центра непрерывного художественного образования,
учитель школы № 235, г. Москва

Древнерусский город-крепость

Учащиеся 4-го класса в I четверти, изучая тему «Истоки искусства своего народа», знакомятся с образом традиционного русского дома (избы) и с деревянным церковным зодчеством, во ­­II четверти тема «Древние города твоей земли» позволяет больше узнать об облике древнерусского города-крепости, о конструкции и пропорциях его крепостных башен. Дети строят крепостные стены и башни из бумаги или пластилина, собирают из деталей коллективную работу, а также могут выполнять задания на листе формата А3 различными художественными материалами: гуашью, пастелью, сангиной или углем. Результатом изучения тем I и II четвертей 4-го класса должна стать коллективная работа (коллективные работы), собранная из индивидуальных рисунков (детали).
Все наши представления о крепостном деревянном зодчестве основаны на летописных источниках, археологических раскопках и исследованиях редких образцов деревянных сооружений, сохранившихся до настоящего времени, изображениях на чертежах, иконах и старинных гравюрах. Представить себе образ старинного русского города помогут картины А.П. Рябушкина «Московская улица 17 века», «Свадебный поезд в Москве (17 столетие)» (1) и А.М. Васнецова «Вече», «Двор удельного князя», «Монастырь в Московской Руси». А.М. Васнецов посвятил Москве XVII–XVIII вв. более ста картин и рисунков. Он принимал участие в археологических раскопках, изучал исторические документы и создал такие произведения, которые можно использовать при реконструкции архитектурного облика древнерусских деревянных крепостей.

(1)

На уроках москвоведения в 3-м и в 4-м классах дети уже совершали путешествие в древнюю Москву и немного знают об ее культурно-историческом прошлом: о быте и обычаях, традиционных московских ремеслах, о происхождении названий московских улиц и переулков и, естественно, о выдающихся памятниках деревянного зодчества. Для того чтобы ребята смогли выполнить практическую работу, необходимо еще раз вспомнить все то, что им знакомо из уроков москвоведения, и дополнить их знания новым теоретическим материалом.
Эта тема может быть интересна как детям, живущим в Москве, так и тем, кто живет в любом другом городе, поскольку на месте многих современных городов когда-то стояли деревянные крепости.

Немного истории

Деревянные крепости древние русичи начали строить давно. Уже в период Киевской Руси укрепленные города на степных окраинах объединялись в оборонительную систему, получившую название «Змиевы валы». Многочисленные крепости и монастыри, возникшие в разрозненных русских землях, защищали границы. Совершенство деревянных крепостей было проверено во времена монголо-татарского нашествия, но в XVII в. крепости не смогли устоять перед новой военной техникой, и на смену им пришли сложные фортификационные сооружения из камня. Вскоре лишь народная память и несколько полуразвалившихся башен остались хранителями воспоминаний об эпохе деревянного оборонного зодчества.
Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной. Кремлем («кремником») называли центральную укрепленную часть русского города, но более древнее название — «детинец», или днешний град, от слова «дне» — внутренний. Древнее название «детинец» существует в некоторых городах и сейчас. Для строительства города выбирали высокое место, защищенное со всех сторон естественными препятствиями: реками, болотами, лесами. С незащищенной стороны рыли глубокий ров и защищали поселение валом и деревянно-земляной стеной с башнями (крепость Мангазея (2)). Стены строились так, чтобы с них можно было вести стрельбу по всему периметру крепости. Оборонительные сооружения, находившиеся со стороны открытого поля, назывались напольной стороной. Город защищали двумя стенами: одна окружала детинец, а вторая — город по его периметру (окольный город). Деревянные города, естественно, до наших дней не сохранились, но земляные валы можно увидеть во многих старинных русских городах.

(2)

Простейший и самый древний тип крепостной стены — тын (3). Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей — на высоком, с крутыми откосами, земляном валу. С Х века стали строить оборонительные сооружения правильной круглой формы, так как даже на равнинной местности такая крепость давала возможность наблюдать со стен за обстановкой на большом расстоянии. С наружной стороны крепости уничтожали даже лишние кусты и деревья.

(3)

Основным сооружением крепостной стены были башни, которые соединялись между собой бревенчатыми срубами, скрепленными поперечными стенками; каждая стена состояла из отдельных звеньев длиной 3–4 и высотой 3–5 метров. В верхней части стены устраивали «боевой ход» — открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход позволял защитникам крепости маневрировать во время обороны, вести прицельный огонь из бойниц под защитой парапета крепостной стены. При необходимости бойницы могли закрываться деревянными щитами. Боевые площадки на стенах иногда делали выступающими над плоскостью стены с бойницами в полу, через которые стреляли или лили на головы врагов кипяток и смолу.
В центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того чтобы перебраться через ров с водой, — деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности (подъемные мосты на Руси ­в XI–XII вв. строили редко). Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители окрестных сел бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе.
С XIV в. облик крепостей меняется: стены, обращенные в сторону поля, становятся более высокими и мощными, а башни строят так, чтобы они несколько выступали за линию стен. Башни ставили недалеко друг от друга, и неприятель попадал под перекрестный обстрел. Стены между башнями становятся прямыми, а если одна стена располагалась под углом к другой, то в этом месте ставили еще одну башню.
Иностранец-путешественник, посетивший Тобольск в 1666 г., писал про устройство деревянной тобольской крепости: «Город на горе представляет собой крепость, укрепленную, однако, против набегов только стакетой из еловых деревьев… на верхушке горы, прямо над рекою, находится острог, сделанный только из дерева; он имеет вокруг себя красивую деревянную стену, в которой бревно лежит на бревне, как строят избы; она достаточно высока, наверху ее находится крытая галерея, в которой вырублены бойницы… она также имеет девять красивых деревянных башен о восьми углах, крепко построенных, двое ворот, обращенных к городу, и одни — к воде».
В пограничных районах строили пограничные крепости, жители которых становились одновременно и воинами, и земледельцами. Самыми уязвимыми были южные границы России, так как именно здесь, в степи — «диком поле», – полчища кочевников совершали опустошительные набеги, которые продолжались до конца XVII в. В 1551 г. недалеко от Казани был построен город-крепость Свияжск, позволивший в 1552 г. взять непокорную Казань. История его постройки стала хрестоматийной и пересказывалась многими иностранцами.
Немец Генрих Штаден в свих записках «Как великий князь завоевал Казань и Астрахань» сообщает: «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город… город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском. Так казанцы лишились свободного пути и постоянно должны биться и сражаться с русскими…» (миниатюра Лицевого летописного свода) (4).

(4)

Несколько деревянных крепостей-острогов уцелело в Сибири. Они были построены в XVII в. потомками легендарного покорителя Сибири Ермака – русскими землепроходцами, прокладывавшими путь на Амур и к Тихому океану. Однако эти крепости вскоре утратили свое военное значение и превратились в тюремные остроги (рисунок Илимского острога (5)). Сохранилось интересное описание Иркутского острога-крепости, сделанное в 1670 г.: «…новой Иркутский острог поставил… от Ангары реки на передней острожной стене сверху на углу башня о трех жильях, снизу анбары, над анбаром горница, над горницей развал с жильем, над развалом вышка с перилами и подле той башни двор, где живут приказные люди, на той же острожной стене в середине башня Спасская, под нею ворота проезжие, над вороты анбар казенный, над анбаром развал с жильем… да у той башни сделан предел, а в пределе стоит Нерукотворный образ Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа…» (литография Б.И. Лебединского (6)). Из этого описании видно, что все башни острога, включая проезжую, выполняли еще и функции жилых и хозяйственных помещений.

(5) (6)

Ярким образцом деревянной крепости XVII в. на русском Севере может служить Олонец, построенный для охраны северных рубежей Московского государства (7). Контуры крепостных стен почти в точности повторяли очертания берегов рек Олонки и Мегреги, а форма Олонецкой крепости представляла собой неправильный четырехугольник, постепенно сужающийся в том направлении, где сливаются обе реки. Крепость состояла из двух частей: «Меньшой город» выполнял роль детинца, а «Большой город» — функцию укрепленного посада; и в детинце, и в посаде стены были рубленые. В стенах крепости находилось девятнадцать башен: восемь из них шестиугольные с шатрами и караульными вышками (Никольская башня), остальные – четырехугольные и завершались палатками (8).

(7)
(8)
Практическая работа

Подробное описание различных крепостей поможет детям представить себе, как и где жили наши предки, и позволит сделать интересные творческие работы.
Практическая работа может быть выполнена пастелью на белой или тонированной бумаге формата А3 за два урока. Сначала ребята изображают возвышенное место, на котором будет построен город (в начале можно выполнить подмалевок гуашью). Затем на основе прямоугольников и треугольников намечаются без простого карандаша сразу пастелью или гуашью контуры крепости.
При работе с гуашью дети должны научиться составлять цвет дерева. Для этого прямо на рисунке смешиваются: желтая, красная и небольшое количество черной краски. Мазок кладется на лист по форме бревен. Не дожидаясь высыхания краски, надо прорисовать тонкой кистью линии бревен, а когда краска высохнет, доработать мелкие детали: окна, кресты на церквях, шпили на башнях и тени.
Рисуя пастелью, дети используют мелки различных оттенков, чтобы башни и стены не получились скучными по цвету и плоскими. Мелкие детали и бревна прорисовываются черным мелком. Крепость пастелью (углем, сангиной) может быть нарисована на гуашевом фоне (9–12).

(9) (10)
(11) (12)

Работа на тему «Русское деревянное зодчество» может быть выполнена не только в 4-м, но и в 6-м классе в IV четверти при изучении темы «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (тема урока «Графический городской пейзаж»). Русскую крепость можно изобразить черной гелевой ручкой или в технике граттажа на листе формата А4 за три урока. В шестом классе построение выполняется простым карандашом на основе геометрических тел: призмы, пирамиды, а затем ручкой выполняется штриховка по форме (бревна — это цилиндр) (13, 14). Теоретический материал детям средней школы дается более подробно, чем малышам.
В 7-м классе, работая над исторической темой, в уже знакомый пейзаж ребята могут вписать фигуры в исторических костюмах.

(13) (14)

 

Литература

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы».
Ополовников А.В. Русский Север. — М.: Стройиздат, 1977.
Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. — М.: Искусство, 1988.
Андреев Н. Русская крепость. – М.: Центр детской книги, 1995.
Горелова Н.А. «Город чудный, город древний…». Москвоведение для младших школьников. — М.: Мирос, 1996.
Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. – М.: Стройиздат, 2001.