Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и  к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Башкирский музей в Москве

М. Нестеров. Ранняя весна. Этюд к картине «Два лада». 1905

Каждая выставка проекта «Золотая карта России» в Третьяковской галерее, на которой провинциальные музеи демонстрируют сокровища из своих собраний, имеет собственный увлекательный сценарий, свою интригу, открывает зрителям новые имена или непривычные виды творческой деятельности, показывает известных художников с неожиданной стороны. Если первые выставки этого проекта порой огорчали стремлением администрации провинциальных музеев показать экспозиции в духе «мини-Третьяковка», то теперь все иначе. И каждая новая выставка выявляет самое существенное в собраниях провинциальных музеев. Не случайным был выбор художников и для двадцать восьмой выставки проекта: «Михаил Нестеров, Давид Бурлюк, Касим Девлеткильдеев, Александр Тюлькин. из собрания Башкирского государственного­ художественного музея имени М.В. Нестерова».
В созданном 87 лет назад музее более десяти тысяч экспонатов. Коллекция состоит из разных разделов: «Древнерусское искусство», «Русское искусство XVIII — начала XX в.», «Западноевропейское искусство XVI–XIX вв.», «Искусство Японии и Китая», «Советское изобразительное искусство», «Башкирское народное искусство». В собрании музея имеются работы Айвазовского, Кипренского, Брюллова, Перова, Сурикова, Репина, Врубеля, Ларионова. И 107 работ Нестерова, родившегося в Уфе и создавшего там свои лучшие картины «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею». Нестеров был также коллекционером. Он подарил музею свою коллекцию из ста двух произведений русских художников — Репина, Шишкина, Левитана, Коровина, Головина, Бенуа.

М. Нестеров. Родина Аксакова. 1914

Чистота и возвышенность душевного порыва, духовные поиски — лейтмотив маленького раздела из произведений Нестерова на выставке в Третьяковской галерее (портреты, пейзажи, фигуративные композиции, эскизы росписей). Особый интерес вызывает неоконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею» (1889) на тему нравственного очищения человека. Сюжет — из жизни преподобного Сергия Радонежского. Этот вариант позволяет увидеть творческую «кухню» художника. Он работал без подмалевка, по рисунку, схватывал цветовое единство деталей в пейзаже.
Рядом на выставке — очень свободный и выразительный этюд «Голова юноши» (1891), с экзальтированным образом молящегося. Ощущение эпического спокойствия, торжественного величия рождает пейзаж «Родина Аксакова» (1914).
Выбор полотен Давида Бурлюка на выставку оправдан: в собрании музея 37 его картин башкирского периода (1915–1918), реалистических и кубофутуристических. Хороши его башкирские пейзажи в горячих желто-красных, синеватых тонах, с рельефной фактурой. В натюрмортах великолепно раскрылся декоративный дар Бурлюка («Букет желтых цветов», 1918).

К. Девлеткильдеев. Девочка-башкирка в голубом. 1928

Самая запоминающаяся работа на выставке — акварель Девлеткильдеева «Девочка-башкирка в голубом» (1928). Тонкий, проникновенный образ задумчивой девочки поражает законченностью и глубиной содержания, хотя и был создан за один сеанс. Касим Девлеткильдеев — первый профессиональный художник Башкирии, получивший блестящее образование. В его красивых акварелях сделан акцент на национальной теме. Показаны работы, созданные во время творческих поездок художника в разные районы Башкирии. Никаких этнографизмов нет в одной из лучших его акварелей «Крыльцо башкирской избы» (1928). Бытовые предметы он искусно вплетает в композицию, во всем соблюдая меру и вкус, мастерски используя воздушную перспективу. Изящна манера письма, изыскан колорит.
Вполне уместны на выставке и полотенца, и платья с народным орнаментом: башкирским национальным искусством восхищались и вдохновлялись все участники нынешней выставки.
Очень по-своему, оригинально претворяет традиции русской реалистической школы Александр Тюлькин, заложивший основы формирования профессионального искусства в Башкирии. В Казанской художественной школе он учился у прославленного художника Н.И. Фешина, был очень дружен с Д. Бурлюком. Их объединяло восхищение своеобразной природой Башкирии, отношение к цвету и форме, стремление прославлять жизнь во всех ее проявлениях. Тюлькину — лирику, склонному к философским размышлениям, — удалось именно в пейзаже передать силу и глубину своих чувств. «Дворик на даче» (1919) написан в кубофутуристической манере, в духе Бурлюка.

Д. Бурлюк. Казак Мамай. 1916

С наибольшей силой эмоциональные переживания художника проявились в очень образной, напряженной по цветовым сочетаниям работе «Голубец» (1942). В серебристо-серую гамму врываются красные и синие цвета. В лучшей его картине «Цветущие окна» (1955) яркие полыхающие цвета, словно мятущиеся души, стремятся вырваться на волю.
Участники работали в разных техниках (и это тоже украшает экспозицию): Бурлюк предпочитал масляную живопись с ее густой фактурой, Тюлькину близка бархатистая темпера, Девлеткильдеев был мастером акварели. А Нестеров — самый разносторонний из них — был замечательным живописцем, рисовальщиком, автором монументальных росписей.
Одна из самых чистых и цельных выставок проекта «Золотая карта», с красиво оформленной (нарядные бордовые фоны щитов) экспозицией, показала яркий фрагмент коллекции Башкирского музея и продемонстрировала российско-башкирские связи в искусстве.