Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Екатерина Рукавишникова,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Красноярского педагогического университета

Творчество без границ

Я преподаю методику изобразительного искусства в педагогическом вузе и одновременно веду уроки в общеобразовательной школе. Опыт учителя рисования дает мне много полезной информации, которая положительно сказывается на рациональной организации обучения студентов. Некоторыми наблюдениями мне хочется поделиться с начинающими и будущими учителями.

Существует огромное количество методик проведения урока рисования, но практика показала, что ни одну из них невозможно реализовать, не изменив хотя бы частично. Это связано с тем, что нельзя учесть заранее все нюансы предстоящего урока: настроение детей, контингент учащихся, их подготовленность, отношение к конкретному виду художественной деятельности и многое другое. К тому же ребята могут не принести необходимые художественные материалы, их может не заинтересовать предложенная к рисованию тема.
Занятие можно сделать прогнозируемым и более результативным, если педагог заранее подготовит разнообразные художественные материалы, большое количество интересных творческих заданий, слабым ученикам разрешит пользоваться шаблонами, копиркой, калькой.
Урок рисования — продукт сотворчества педагога и учащихся, он неповторим и, как живой организм, изменяется в течение своей единственной сорокапятиминутной жизни: зарождается (начало урока — мотивация учащихся к деятельности), крепнет (самостоятельная работа учащихся) и заканчивается (подведение итогов, планирование следующего урока). С каждым новым уроком педагогический процесс совершенствуется, набираются опыта его участники.
Мне бы хотелось познакомить читателей с приемами, позволяющими сделать этот процесс творческим.

Статья опубликована при поддержке компании "ЗНАНИЕ ЦЕНТР", предлагающей широкий выбор учебных программ за рубежом. Вместе со "ЗНАНИЕ ЦЕНТРОМ" изучение английского в Англии, получение среднего или высшего образования в лучших зарубежных учебных заведениях, повышение собственных профессиональных навыков или получение ученой степени в Германии или Швейцарии - это не несбыточная мечта, а самая настоящая реальность! Опытные консультанты компании не просто предоставят Вам список учебных заведений, соответствующих Вашим запросам, - они помогут Вам сориентироваться в сложном мире обучения за границей, подберут программы, оформят документы для поступления в зарубежные школы, университеты и языковые центры, окажут визовую поддержку. С подробной информацией о предлагаемых программах обучения, об услугах, оказываемых центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте znaniye.ru.

Бабочки на цветной бумаге

Изображение бабочки — часто встречающееся задание для детских рисунков. Необычный урок получился однажды в пятом классе. По причине неподготовленности детей к уроку мне пришлось заменить белую бумагу на цветную, а к ней предложить цветные гелевые ручки. Интерес учащихся к новому виду деятельности несомненно повысился, но, как оказалось, не только благодаря новым художественным материалам, но и потому, что перед детьми была поставлена новая задача, не запланированная заранее — подобрать цвет бабочки таким образом, чтобы он сочетался с цветом бумаги, на которой она будет изображена.
На этом уроке детям пришлось самим решать очень сложную задачу — разбираться в сочетаемости цветовых оттенков без назидательных объяснений учителем законов цветоведения. Ребята в процессе работы, методом проб и ошибок, смогли верно подобрать гармоничные сочетания узоров на крыльях бабочек с основным фоном картины.
Таким образом выяснилось, что прием замены привычных художественных материалов на новые, изменение задачи — простой (изображения симметричного объекта) на более сложную (подобрать цветовые отношения), — помогли добиться отличного результата.

Пейзаж в заданной гамме

Учащихся старшего школьного возраста на уроке рисования очень трудно привлечь к творческой работе. Но вот одно из заданий — рисование одного и того же пейзажа в разных цветовых гаммах — изменило эту тенденцию. Ученикам было предложено нарисовать пейзаж и скопировать его три-четыре раза. Затем для каждого эскиза выбрать определенную цветовую гамму: теплую, холодную, контрастную, ахроматичную.
Результат работы поразил в первую очередь самих ребят. В ходе обсуждения, когда происходило сравнение рисунков по их цветовой гамме, к каждому изображению дети подбирали соответствующие характеристики: грустный, бодрый, космический…
Можно сделать вывод, что в этом случае сработал прием «интерпретирования» задания. Новый подход сделал процесс рисования такой знакомой темы, как пейзаж, более интересным за счет непредсказуемости результата.

Лепка с показом

Лепке на уроках изобразительного искусства отведено определенное количество учебных часов, но почему-то не все школьники любят этот вид деятельности. Добиться выполнения учащимися определенного задания оказалось непросто. Дети брезгливо смотрели на глину, не хотели пачкать руки пластилином.
К тому же какими бы хорошо иллюстрированными, поэтапно расписанными, эмоционально убедительными ни были инструкции учителя, учащиеся не начинали работать с полной отдачей, пока учитель сам не брался за дело и не начинал лепить.
Успешная деятельность учителя активизировала школьников еще и потому, что, проводя манипуляции с пластическим материалом, педагог сопровождал свои действия подробным объяснением, демонстрировал результат каждого этапа, и это не оставило школьников равнодушными и втянуло в процесс лепки. Именно этот прием, основанный на стремлении детей к подражательству, способствует приобщению к продуктивному творчеству.

 

Пьер Алешински. Фигурки, вылепленные из хлебного мякиша

Рисование мыльными пузырями

В педагогическом процессе приветствуются инновации. Например, что может быть интереснее, чем рисование картин мыльными пузырями, шапкой стоящими в стаканчиках с цветной водой? В соответствии с предлагаемой методикой от соприкосновения бумаги с мыльными пузырями должны получиться красивые картины.
Но в ходе урока выясняется, что никто из детей не видит в этом способе нанесения красок на лист ничего интересного и красивого. Все поголовно увлеклись только одним — выдуванием как можно большего количества мыльных пузырей. Из-за брызг, специфических ароматов и шумной возни класс напоминал греческие бани.
Как оказалось, некоторые приемы рисования (а тем более инновационные) ориентированы на индивидуальное обучение или, скорее всего, на творческое развитие ребенка и непригодны для работы в классе.

Пьетро Галлина. Отпечатки на снегу

Учебное раскрашивание

К учебникам по рисованию теперь добавились рабочие тетради. В них есть прекрасные задания по подбору цвета, на завершение картины, по раскрашиванию определенных предметов и сочинению орнаментов и узоров. Тетради достаточно дорогие и недоступны всем ученикам. Эту проблему можно решить с помощью размножения выбранных заданий.
Многие упражнения успешно применяются мною на уроках рисования. Особенно полезными считаю упражнения с изображением людей, например такие, как «Раскрась волшебника таким образом, чтобы было видно, злой он или добрый», «Придумай орнамент одежды египтянок» и др. Именно эти задания дают возможность объяснить прием получения цвета человеческого тела, так как усилия ребенка перенаправляются с изображения человека (что само по себе очень сложно), на то, чтобы усвоить палитру получения телесного цвета. После усвоения данного приема учащийся начинает понимать, что цвет тела человека — это не цвет бумаги и даже не цвет охры, а тот, что получен путем смешивания нескольких красок. Усвоив это, дети более уверенно рисуют человека самостоятельно.
Использование на уроке приема актуализации конкретной задачи помогает педагогу даже с помощью раскраски сформировать у школьников определенные умения.

Выставка рисунков на доске

По окончании урока рисования творческие работы выставляются на общее обозрение. Это можно сделать с помощью накалывания рисунков булавками на обтянутый тканью планшет или путем закрепления рисунков на леске. В конце урока несколько минут уходит на оценивание и обсуждение работ по тем критериям, с которыми учащиеся знакомятся в начале урока.
Коллективное обсуждение рисунков помогает учащимся определить качество выполненных работ, удостовериться в справедливости выставленной учителем отметки, ранжировать одноклассников по успешности в конкретной деятельности, повысить самооценку. После сравнительного анализа рисунков в классе не остается ни одного ученика, который бы не был согласен с оценкой своей работы, причем оценки воспринимаются без обид.
К тому же входящие в кабинет ученики другого класса, увидев выставку, сразу же включаются в обсуждение темы будущего урока, качества выполненных работ, а некоторые заинтересованные дети сразу же приступают к работе либо выполняют задание дома, даже если это задание для другой возрастной группы.
Таким образом, приемы презентации творчества учащихся и следующей за этим рефлексии стимулируют детей к творчеству без границ.
В завершение хочется отметить следующее. Каждый урок несет в себе много новой информации, иногда идущей вразрез с постулатами методик преподавания изобразительного искусства в школе, но именно это делает труд педагога интересным, творческим. Необходимо только учесть, что современный ученик на любом уроке нуждается в добром «всепонимающем», «всепринимающем» учителе, который не подстраивает учащихся под методику, а методику нивелирует под детей.