Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

Росписи
Владимирского собора
в Киеве

Виктор ВАСНЕЦОВ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Виктор ВАСНЕЦОВ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
(Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве)
1885–1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Больше десяти лет заняла у Васнецова работа над росписью Владимирского собора в Киеве, не имеющая аналогов по своей грандиозности во всем искусстве XIX в. Им было выполнено около 400 эскизов, а стенопись занимает почти 2000 кв.м! В этом цикле художник попытался воплотить свой идеал «большого искусства», вложив в него всю силу своей души, но в итоге остался неудовлетворенным результатом.

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Интерьер Владимирского собора в Киеве

По своему обыкновению, Васнецов крайне ответственно подошел к работе — с древнерусским искусством он был знаком достаточно хорошо, а вот итальянские памятники раннего христианства ему еще только предстояло исследовать. Чтобы восполнить сей пробел, он отправился на месяц в Италию. Изучал он также мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, фрески Кирилловского и Белозерского монастырей. Переработав огромный материал, он создал на его основе совершенно новый стиль — быть может, не слишком глубокий, но светлый, радостный и изящный.

Уже войдя в храм, зритель попадает под обаяние васнецовской живописи. В немалой степени этому способствует общий антураж — мягкий золотой тон, утонченные орнаменты, и даже помещенный сразу при входе «Страшный суд», хотя и написанный по всем канонам, не так устрашает. Собор посвящен 900-летию крещения Руси, поэтому над входом на хоры мы видим две огромные композиции «Крещение Руси князем Владимиром» и «Крещение киевлян». Далее, на столбах, Васнецов пишет святых и других героев русской истории — Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгиню Ольгу, летописца Нестора… Каждый с индивидуальным, запоминающимся характером. С купола глядит на нас огромный лик Спасителя, а чуть ниже, в барабане, разворачивается знаменитое «Преддверие рая».

Страшный суд. Холст, масло. 1896–1904. Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный

Страшный суд. Холст, масло. 1896–1904
Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный

«Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, — восхищался М.В. Нестеров, тоже принимавший участие в росписи собора. — Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».

М.А. Булгаков впоследствии написал: «Собор Св. Владимира в Киеве является великим памятником русского самосознания… Можно смело сказать, что со времен Сикстинской Мадонны не была достигнута та сила религиозного пафоса, искренность религиозной страсти, какая глядит на нас со стен Владимирского собора».

Нестор­летописец Князь Александр Невский Княгиня Ольга
Нестор­летописец
Князь Александр Невский
Княгиня Ольга
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
1885–1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Упоминание Сикстинской Мадонны здесь не случайно. В процессе этой работы у Васнецова возник светлый образ Богоматери — образ идеальной красоты, который Васнецов искал на протяжении многих лет, воплощение женственности, одухотворенности и материнского чувства. Идущую по облакам Богоматерь видно издалека, чуть только посетитель входит в храм. Ее фигура окружена золотым сиянием и на этом фоне выделяется еще рельефнее. Огромные глаза полны неземной скорби, крепко прижимает она к себе сына, но знает, что спасти его от страданий она не сможет.

Отдельной похвалы удостоились орнаменты Васнецова, вдохновленные образцами древних фресок московских и ярославских церквей, в которых он проявил себя как отличный декоратор с тонким вкусом и пониманием.

О тебе радуется, Благодатная. Мозаика. 1902. Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный

О тебе радуется, Благодатная. Мозаика
1902. Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный

Успех росписи был огромен, на долгое время она стала эталоном монументальной живописи.

Впоследствии художник использовал схожие образы и в других работах, например при оформлении Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном.