Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

УРОК МХК

УРОК  МХК

 

Анна РАПОПОРТ,
методист по МХК кафедры
прикладной культурологии СПб АППО

Романтические парки Петербурга:
ПАВЛОВСК

Цель путешествия — создать условия для развития эмоциональной сферы учащихся и формирования у них целостной картины мира.

Образовательное путешествие предназначено для учеников 9–10-х классов, изучающих тему «Романтизм в русской культуре». Оно рассчитано на целый день (3–4 часа работы в Павловском парке) и предполагает последующее осмысление результатов путешествия на уроках. Если есть необходимый запас времени и желание детей, то частью путешествия может стать посещение Павловского дворца. При ограниченности времени или недостаточной подготовке детей задания в маршрутном листе могут быть сокращены. Организовывая выезд в Павловск, педагогу необходимо позаботиться, чтобы у всех детей были в запасе продукты питания, вода, а также соответствующая времени года одежда. Также каждая группа вместе с маршрутным листом должна получить карту-схему Павловского парка (ее можно приобрести на месте, у входа в парк). Оптимальный сезон для данного путешествия — ранняя сухая осень.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА

Маршрутный лист раздается каждой группе учащихся (в группе 5–7 человек).

Давайте мысленно перенесемся на два столетия назад и совершим прогулку по Павловскому парку. Нашим спутником станет поэт Василий Андреевич Жуковский, описавший этот парк в элегии «Славянка». В ней встречаются непонятные слова (в текстах, предлагаемых вашему вниманию, они подчеркнуты); попробуйте догадаться, что значат эти слова, и по возможности подберите к ним синонимы.

Пейзаж долины Славянки. Гравюра С. Галактионова с картины С. Щедрина

Пейзаж долины Славянки. Гравюра С. Галактионова с картины С. Щедрина

1. Выйдите на берег реки Славянки и осмотритесь. Что вы видите? Запишите свои наблюдения. Какими словами вы можете описать настроение, которое создает открывающийся пейзаж? Запишите свои определения.

Пейзаж долины Славянки с Пиль-башней. Гравюра И. Ческого с картины С. Щедрина

Пейзаж долины Славянки с Пиль-башней. Гравюра И. Ческого с картины С. Щедрина

2. Отметьте в нижеприведенных строфах те эпитеты, которые употребляет Жуковский для описания своих наблюдений и впечатлений. Обратите внимание, как поэт описывает время и место прогулки.

Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.

Спешу к твоим брегам... свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарей;
В волнах блестят прибрежны сени;

То отраженный в них сияет мавзолей;
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая, до свившихся корней
Склонившись гибкими ветвями,

Сенистую главу купает в их струях:
Здесь храм между берез и яворов мелькает;
Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
Недвижим в сумраке сияет.

Вдруг гладким озером является река;
Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
Яснеет вод ее равнина.

Совпадают ли наблюдения и ощущения Жуковского с вашими? Как вы думаете, почему?

3. По берегу Славянки пройдите к мосту Кентавров и внимательно осмотрите его, зарисуйте наиболее понравившиеся детали. Вспомните, что вы знаете о кентаврах, и попробуйте объяснить, почему именно эти статуи украсили мост рядом с дворцом. Определите назначение здания, расположенного возле моста Кентавров.

Мост кентавров

Мост кентавров

4. Рядом с мостом Кентавров найдите место, где могли происходить следующие события. Объясните свой выбор.

Я на брегу один... окрестность вся молчит...
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.

Вхожу с волнением под их священный кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит,

Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.

И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.

Смотрю... и, мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.

Что происходит с героем стихотворения? Как вы думаете, почему именно здесь это происходит?

5. От моста Кентавров поднимитесь к полуразрушенной колоннаде. Определите, чье скульптурное изображение украшает колоннаду, и объясните, почему была выбрана именно эта статуя. Известно, что половина колоннады обвалилась в 1817 году после грозы. Как вы думаете, почему ее не стали восстанавливать? Запишите, какие чувства вы испытали рядом с этим сооружением.

Мир Правосудие
Мир
Правосудие

6. Перейдя на другой берег Славянки, пройдите к главной Тройной аллее, начинающейся от дворца. Внимательно исследуйте скульптурные и архитектурные сооружения по обеим сторонам аллеи, зарисуйте их и запишите названия. Попробуйте объяснить их назначение и понять, почему они поставлены именно здесь.

7. Пройдите к площадке Двенадцати дорожек, рассмотрите статуи, украшающие саму площадку и соседние дорожки. Подумайте, чем объясняется выбор сюжетов для этих статуй.

Памятник императрице Марии Федоровне

Памятник императрице Марии Федоровне

8. В Павловском парке сохранились два здания, связанные с памятью об умерших родственниках императрицы Марии Федоровны. Одно из них расположено рядом с площадкой Двенадцати дорожек, другое — чуть в отдалении, в парке Новая Сильвия, неподалеку от статуи Аполлона. Найдите оба сооружения, внимательно осмотрите их и определите, какое из этих зданий описывает Жуковский в стихотворении:

И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.

Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.

Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.

Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей.
Сей факел гаснущий и долу обращенный —
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.

И нечувствительно с превратности мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,

Под шуйцей твердою сидящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы...

Найдите объекты, описанные в стихотворении, и объясните их аллегорический смысл.

Запишите, какие чувства вы испытали рядом с этим зданием.

Мавзолей «Супругу-благодетелю». Архитектор Тома де Томон

9. Выйдите к мосту через Славянку и неподалеку от него найдите здание, форма которого напоминает башню. Внимательно рассмотрите его. Подумайте, для чего могла использоваться эта необычная постройка и чем можно объяснить выбор места для ее сооружения.

Коллонада Аполлона

Коллонада Аполлона

10. По берегу Славянки пройдите к круглому сооружению, окруженному колоннадой. Рассмотрите его декоративное убранство. Какие детали помогут вам убедиться, что перед вами — храм Дружбы? Как вы думаете, какие события стали причиной для такого необычного наименования здания?

Дворец. Архитекторы Чарльз Камерон (1782–1786) и Винсенто Бренна (1796–1799)

11. Возвращаясь по парку к вокзалу, обратите внимание на названия аллей, попробуйте объяснить их смысл. Записывайте или зарисовывайте свои наблюдения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Работа дома или в классе, по группам.

1. Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Славянка» целиком. Возьмите карту Павловского парка и отметьте на ней маршрут прогулки героя. Сравните этот маршрут со своей прогулкой. Какие парковые сооружения описывает В. Жуковский, а какие остались за пределами текста? Как вы думаете, чем объясняется такой выбор маршрута?

Мельпомена

Мельпомена

2. По тексту элегии определите время суток, в которое герой стихотворения посещает те или иные места. Подумайте, почему он именно так распределил свое время и организовал прогулку? Чем отличаются те части парка, которые он посещает утром, от тех, где он гуляет вечером?

 

Талия Каллиопа
Талия
Каллиопа

3. Какими словами можно определить настроение героя во время прогулки по парку? Отметьте в тексте элегии строфы, в которых описываются мечты и мысли автора. Попробуйте связать их в единое смысловое целое и объяснить их появление.

Т. Васильев. Вид дворца и Большого Каменного моста. 1-я четверть XIX в.

Т. Васильев. Вид дворца и Большого Каменного моста. 1-я четверть XIX в.

4. Проанализируйте свои наблюдения над парковыми постройками. Здания какого назначения встречались вам чаще всего? Скульптурные изображения каких богов и героев вы видели? Объясните причины их частого появления в парке.

Храм «Дружба»

Храм «Дружба»

5. Изобразите словами или красками настроение, возникшее у вас во время прогулки.