Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

КИТАЙ – ЦАРСТВО ШЕЛКА

 

Очень необычный орнамент у этого фрагмента старинной китайской шелковой ткани (IV–V вв.), с повторяющимися геометризованными, растительным и антропоморфным, узорами: девушка с зонтиками в обеих руках. Ткань имеет красивую окраску — красные, желтые, коричневые цвета. Подобные ткани распространялись по Великому шелковому пути в разные регионы Китая и в Центральную Азию.

Атлас с вышитыми журавлями

Атлас с вышитыми журавлями
Династия Цин. XVII–XIX вв.

Существует красивая легенда о происхождении шелка в Китае. Лей Цзу, супруга Желтого Императора, легендарного предка китайцев, жившего пять тысяч лет назад в центральных районах Китая, переехав к мужу из юго-западной части страны, привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда и научила людей разводить шелковых червей. Она считается основательницей шелководства в Китае. Более трех тысяч лет китайский шелк распространялся за пределы Китая морскими и сухопутными торговыми путями. У Великого шелкового пути есть три маршрута: степной шелковый путь, шелковый путь среди пустынь и оазисов, морской шелковый путь.

Кошельки. Династия Цин, XIX в.
Кошельки. Династия Цин, XIX в.

Насладиться искусством китайского шелка, древнего и современного, во всем его многообразии можно на выставке «Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка» в Историческом музее. Представлено 115 изделий из шелка (97 древних, 18 современных) из Китайского музея шелка. Самый ранний образец — плетеные шелковые шнуры 2000 г. до н.э.

Детская шапочка

Детская шапочка
Династия Цин. XIX в.

Легенда о Лей Цзу вспоминается в первом разделе, где можно увидеть модель фермы шелкопряда и старинный шелкопрядильный станок. В том же разделе о степном пути распространения шелка рассказывает фрагмент полихромной узорчатой шелковой ткани цзянь с парными изображениями драконов и фениксов (V в. до н.э.). Драконы и фениксы были тотемами племен, населявших верховья реки Янцзы.

Самит с изображением крылатого коня

Самит с изображением крылатого коня
Династия Тан, VIII–IX вв.

В древних шелковых тканях поражает разнообразие орнаментов: S-образные облака, странные мифологические существа. В «вышивках долголетия» (I в. н.э.) фон всегда состоял из орнаментального узора облаков. А на наволочке из шелка цзинь (II–III вв. н.э.) есть иероглифическая надпись с красивыми ткаными орнаментами, с S-образными облаками и мифологическими существами цилинь по бокам.

Фрагмент занданечи с арабской надписью

Фрагмент занданечи с арабской надписью
Захоронение правителя княжества Ци, провинция Хэйлунцзян. Ок. 1162

О богатстве и процветании в эпоху Тан (VIII–IX вв.) рассказывают шелковые медальоны с изображением уток, львов и узора из цветов, шелковые платья с цветочными медальонами. В одной из витрин — фрагмент пламенеющей красной ткани с крылатыми белыми конями (VIII–IX вв.). Рисунок по стилю очень похож на иранский, как в росписях Афрасиаба около Самарканда.

Шелковая ткань с изображением нефритового зайца и дракона среди облаков
Шелковая ткань с изображением
нефритового зайца и дракона среди облаков
Династия Юань, XIII в.

Шелк использовали в обрядах, во время религиозных церемоний. Из шелка ткали иконы, свитки с танка, буддийские мандалы. В Китае и Средней Азии восемьсот лет производили традиционные парчовые ткани с загадочным названием «занданечи», с орнаментом, напоминающим арабские буквы, не поддающиеся расшифровке.

Один из самых ярких разделов рассказывает о жизни китайских кочевников в эпоху монгольской династии Юань (XIII–XIV вв.) Из шелковой ткани монголы делали кибитки, из шелка ткали ковры, постельные принадлежности, разными способами использовали шелк для убранства шатра великого хана. На выставке показаны необычные, очень высокие женские головные уборы из золотой парчи, с выложенными жемчугом двуглавыми орлами, и просторные торжественные одеяния со сложным, очень занимательным орнаментом. На шелковой нашивке одного одеяния — изображение нефритового зайца и дракона среди облаков. Орнаменты иллюстрируют древнюю китайскую легенду. В центре нашивки помещено изображение луны, на ней смешной белый заяц под деревом, толкущий в ступке порошок бессмертия. Над облаками — дракон, играющий с пылающей жемчужиной.

Парадный халат из пурпурного атласа с золотыми драконами
Парадный халат из пурпурного атласа с золотыми драконами
Династия Цин. XVII–XIX вв.

Раздел шелковых изделий XVIII–XIX вв. особенно эффектен, разнообразен по стилям, формам и видам изделий из шелка: желтый халат с изображениями драконов, вышитые кошельки, футляры для веера, изощренные подвесные мешочки с пожеланиями счастья, детские шапочки.

В конце XIX в. произошли большие изменения в производстве шелка в Китае благодаря использованию новых западных технологий. Необычен женский костюм из ткани черного цвета с вышитым изображением цветущего гибискуса и украшенными вышивкой воротником, подолом и манжетами. В официальных костюмах знати, императоров соединялись функциональность, символическое содержание декора со свойственной китайскому обществу ритуализацией, проявившейся в регламентировании покроя костюма, качества материала, характера орнаментации. Например, волны в виде разноцветных полос на подоле символизируют мировой океан. Встречаются здесь благожелательные символы (например, летучая мышь — пожелание счастья) и даосская и буддийская атрибутика — Колесо Закона, раковина.

Наушники. Династия Цин. XIX в.
Наушники. Династия Цин. XIX в.

О костюме китаянки напоминают шелковая юбка (XVIII–XIX вв.) из красного шелка с пейзажем по низу: сосны, журавли, пионы, цветы персика — настоящий рай. Поверх юбки надевалась широкая кофта, украшенная богатой вышивкой гладью, тамбурным или узелковым швом. Среди сюжетов — цветы, бабочки и другие символы.

Самит с орнаментом в виде девушки с зонтом
Самит с орнаментом в виде девушки с зонтом
Северные династии. Ок. IV–V вв.

Любопытно, что в России очень любили китайский шелк. Петр I, например, заказывал в Китае шелковые шпалеры, ткани, занавеси, одеяла для своих дворцов.

Красивая познавательная выставка проводится в рамках Года Китая в России.