Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Загадки
китайского фарфора

Нигде фарфор не пользовался такой популярностью, как в Китае. Из него делали блюда, вазы, кашпо для растений, подголовники (подушки), большие аквариумы, которые устанавливали в китайских садах. Эти аквариумы позволяют не только любоваться плавающими в них красивыми рыбками, но и рассматривать искусно декорированные боковые стенки сосуда. Один из таких сосудов представлен на выставке «Искусство Китая: фарфор и стекло» (из частного собрания Галы и Александра Аваловых) в Историческом музее, где можно увидеть триста предметов конца XVI — 1-й половины ХХ века.

Ваза в виде плоской фляги
Ваза в виде плоской фляги
XVIII в. Роспись в гамме «черного семейства»

В чем секрет китайского фарфора? Почему он имеет такую длительную историю и отличается таким совершенством?

Есть свидетельства, что фарфор в Китае появился три тысячи лет назад. А тысяча восемьсот лет назад в стране уже делали настоящую фарфоровую посуду. Секрет высокого качества китайских фарфоровых изделий, их белизны и звонкости заключается в использовании чистой китайской глины — каолина — и применении специальной температуры для обжига. Качество глиняной заготовки, цвет глазури, метод декора определяют качества фарфора. На некоторых вазах, блюдах китайские мастера росписи достигали тончайших градаций оттенков и переносили на них композиции, заимствованные из классической живописи. Излюбленной теме «лотосового пруда» посвящена ваза XVIII века с исключительно чистым белым черепком и глазурью. Возникает ощущение, что цветы произрастают из воды. И рисунок очень выразительный, как на классической китайской картине.

Подголовники парные. Конец ХIХ в.
Подголовники парные. Конец ХIХ в.

Поражает разнообразие сюжетов в росписях фарфоровых изделий: «пейзажи», «цветы и птицы», «драконы в облаках, летящие над Мировым океаном», «играющие мальчики»... Одна из лучших на выставке — большая ваза с композицией «Три дракона» (XVIII в.) с красивой многослойной резьбой по красному лаку. Ее поверхность тонирована густой киноварно-красной эмалью. Помимо резьбы использована изощренная гравировка. С исключительной искусностью на головы драконов нанесены мельчайшие капельки краски.

Сосуд с крышкой. Середина ХVIII в.
Сосуд с крышкой. Середина ХVIII в.

Конец XVII–XVIII в. — время наивысшего расцвета искусства китайских мастеров фарфора: исключительное богатство колорита, мастерство резьбы, декорирования сосудов, которым присваивали условное название «семейств»: «зеленое семейство», «розовое», «черное»… В изделиях в гамме «черного семейства» разноцветные изображения помещаются на покрытом черной эмалью фоне. Самая восхитительная ваза на выставке имеет форму плоской фляги, создана в гамме «черного семейства» с разными оттенками зеленого, с разноцветными изображениями на покрытом черной эмалью фоне и тонким слоем глазури поверх него. С двух сторон на вазе изображен лотосовый пруд с цаплями и зимородками. Необычайно хороши тщательно выписанные лотосы с тончайшими прожилками.

Стеклянная ваза с крышкой в форме тыквы Стеклянный сосуд в виде лежащего плода пальчатого лимона «пальцы Будды»
Стеклянная ваза с крышкой в форме тыквы
Конец XVIII в. Рельефный узор
в виде лепестков лотоса
Стеклянный сосуд в виде лежащего плода
пальчатого лимона «пальцы Будды»
Конец XVIII в.

Интригуют вазы с благопожелательной символикой. Драконы и фениксы означают вечную гармонию вселенной. Сосна, журавль, персик и гриб символизируют долголетие, пионы — пожелание счастья. Иногда эти композиции дополнялись иероглифами долголетия, счастья.

Стекло появилось в Китае в конце XVII века. Необыкновенно многообразны показанные на выставке изделия из стекла. Как и фарфоровые, они поражают разнообразием форм, технологий, окраски: сосуды из прозрачного, изумрудно-зеленого, рубинового стекла, из стекла с серебряными «звездочками», сосуды с вкраплениями синих пятен неровных очертаний. Выделяется необычной формы золотисто-красноватый сосуд «Пальцы будды» (XVIII в.) и похожие на тыквы сосуды, напоминающие драгоценные камни — сапфир, рубин, изумруд, с эффектными преломлениями света. Оригинален сосуд «Лотос» XVIII века — бело-розовый, проработанный рельефным рисунком из разных лепестков лотоса.

Ваза. Период Ваньли (1573–1620) поздней эпохи Мин
Ваза. Период Ваньли (1573–1620) поздней эпохи Мин
Роспись уцай (пятицветная)

А на стеклянной вазе с крышкой XIX века композиция более сложная, чем на аналогичной вазе, созданной столетием ранее. На ней изображен Мировой океан с изысканным узором из волн и пены. На листе по воде скользит даосский святой, а в небе парит журавль с тыквой. Все в декоре ориентировано на пожелания долгой жизни и здоровья.

В ХХ веке китайские стеклодувы испытали сильное влияние стиля ар нуво, с его причудливой игрой форм, и японского искусства периода Мейдзи (1868–1912), что можно увидеть в оформлении ярко-желтой вазочки (1940-е гг.) с бело-розовыми ветвями вишни и летящими сороками.

Ваза грушевидной формы
Ваза грушевидной формы
Конец XVIII в. Роспись в гамме «розового семейства»

Приятно любоваться очаровательными китайскими табакерками XVIII века, в которых хранился ароматизированный порошок. Это маленькие флакончики с узкими горлышками и плотно прилегающими к ним крышками, к которым прикреплялась узенькая ложечка из металла и кости, для того чтобы удобнее было отсыпать понюшку. Табакерки подвешивали к поясу в специальных матерчатых футлярах.

Ваза с композицией «три дракона»
Ваза с композицией «Три дракона»
Вторая половина XVIII в.

Коллекция Аваловых очень оригинальна и проливает новый свет на некоторые периоды развития китайского фарфора и стекла.

Ваза. Роспись эмалями Ваза в форме фляги. Конец XVIII в.
Ваза. Роспись эмалями
Начало ХХ в.
Ваза в форме фляги. Конец XVIII в.
Композиция мильфлер («тысяча цветов»)
Роспись в гамме «розового семейства»