Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Татьяна СЕЛИВАНОВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник ИХО РАО

 

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Раздел элективного курса
«Художественная коммуникация.
От книги до компьютера»

Окончание. Начало см. в № 2/2008.

ЧАСТЬ I.
Символика цвета и цветовые предпочтения
в разных культурах

 

ТЕМА № 2
Цветовая палитра художника. Эпоха, стиль, цвет

Стили и течения в искусстве формируются на основе экономических особенностей, присущих той или иной эпохе, философских концепций, технологических открытий и художественных идей. Произведения искусства Древнего мира характеризуются полихромией, преклонением перед яркими, открытыми цветами, преобладанием основных цветов в палитре художника.

Средневековая живопись, в которой особенно важны цветовые символы, также стремится к сохранению чистоты цвета, использует контрасты теплых и холодных красок, активно включает дополнительные цвета (красный — зеленый; оранжевый — фиолетовый, желтый — синий) (витраж в приходской церкви Доддискомбли. Англия (1); миниатюра, Фландрия (2)). Главным цветом — символом Византии — становится золото как камертон, как точка отсчета, как фон, золото как материал, означающий божественный свет, льющийся с икон (Константин I. Мозаика. Храм св. Софии (3)).

Колорит (от лат. color — цвет) в картинах и фресках Средневековья и раннего Возрождения прежде всего понятие о взаимоотношениях и гармонии локальных цветов. Работы, как правило, декоративны и строятся на соотношении больших цветовых пятен. В эпоху Возрождения на первый план выходит стремление художника передать иллюзию пространства, его глубину на плоскости картины, связать колорит со светотеневой моделировкой форм. Восприятие цвета становится все более индивидуальным, можно говорить не только о колорите национальных художественных школ (например, венецианской, голландской, фламандской), но и о колористических системах отдельных мастеров (Тициана и Веронезе, Хальса и Рембрандта, Пуссена и Лоррена, Рубенса и Ван Дейка).

Условно можно охарактеризовать два больших направления в развитии живописи, сформировавшихся в эпоху Возрождения и получивших свое развитие в последующие века.

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо («Призвание св. Матфея» (4)) в своих произведениях в основном работали с объемом, отказываясь от яркой красочности в пользу тональной живописи, так как главной характеристикой объема и пространства является тон. Например, Леонардо строил свои картины на бесконечно тонких тональных переходах. Его «Св. Иероним» (5) и «Поклонение волхвов» (6) целиком написаны только тонами сепии — от светлых до темных. Тициан, Веласкес, Рубенс, Эль Греко, напротив, развивали полифонию в живописи, их интересовал цвет как главное средство для психологической выразительности.

В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Ф. Сальвиати («Вирсавия, идущая к Давиду» (7)) все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко («Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II») (8)) оттенки серого заняли почти все поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. Большие цветовые участки на холстах Эль Греко не отражают более реальности, являясь, по сути, предшественниками беспредметной живописи.

Благодаря художникам и ученым расширяется список цветовых ассоциаций. Так, французский ученый Роже де Пиль («Диалоги о цвете») разделяет цвета на «тяжелые» и «легкие», «удаляющиеся» и «приближающиеся», «земные» и «воздушные», «впечатляющие» и «малозаметные». В живописи эпохи ампира и классицизма (например, в творчестве Энгра) цветовые решения ограничиваются сочетанием ахроматических цветов (белого, серого, черного) с деликатным добавлением нескольких хроматических акцентов.

Художники-романтики У. Тёрнер, Т. Жерико, Э. Делакруа («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 г.» (9)) понимали цвет как средство психологического, драматического, эмоционального выражения.

XIX век ознаменован революцией в науке о свете и цвете. Изучение световоздушной среды, атмосферы природного окружения, изменяющего естественные цвета предметов, стали основой для экспериментов в искусстве. В живописи зарождается новое направление — импрессионизм. Новая техника письма, при которой краска наносится на холст раздельными мазками, объединяясь в восприятии зрителя в цветовые динамичные массы, позволяла создать иллюзию световоздушной оболочки, окутывающей объемные формы. Импрессионизм практически исключил черный из палитры красок, доказав, что любая тень состоит из хроматических цветов.

Поиски новых путей в живописи особенно характерны для XX века. В своих кубистических работах П.Пикассо («Королева Изабо» (10)) и Ж.Брак («Замок в ла Рош Гюйон» (11)) используют цвет в первую очередь для передачи формы предмета, обозначая свет и тени. П.Гоген, А.Матисс под впечатлением от искусства народов Востока, Океании, Африки отказываются от цветовых модуляций и создают красочные декоративные произведения, в которых цветовые плоскости располагаются в субъективно прочувствованном равновесии по отношению друг к другу.

Многие деятели искусства начала XX века говорят о «звучании» цвета и «окраске» звука. Среди них — композиторы А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, К. Дебюсси, художники Д. Уистлер, А. Лентулов, В. Кандинский, поэты и писатели А. Рембо, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Кандинский в своем трактате «О духовном в искусстве» разбирает цвета по присущей им духовно-выразительной ценности и пишет о возможности использовать цвет для передачи высших эмоциональных переживаний, не прибегая при этом к изображению реальных предметов («Музыкальная увертюра». Фиолетовый клин» (12)). Говоря о влиянии цвета, он замечает, что киноварь (красно-оранжевый) звучит подобно трубе, а краплак (красный) вызывает воспоминание о средних и низких тонах виолончели, ярко-желтый звучит как поднятый до большой высоты пронзительный звук фанфар, абсолютно зеленое подобно спокойным тонам скрипки...

Своеобразие цветовых приоритетов XX века состоит в том, что цвет активно используется в качестве символа. Красный цвет в творчестве русских художников означал борьбу общественно-политических движений и идеологию. Появляется понимание того, что «цвет сам по себе что-то выражает» (Ван Гог). В работах Ф. Малявина («Две девки» (13)) этот цвет звучит отчаянно и звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова («Восток и Запад» (14)) представляют различные его колористические качества. И если в иконописи красный выступает как цвет, выражающий высшие философско-религиозные ценности, а в народном искусстве — как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала ХХ века он становится инструментом экспериментатора.

Возможные темы для обсуждения и исследований

Преподаватель может предложить учащимся совместно составить цветовые палитры нескольких художников, творивших в разные эпохи и являющихся яркими представителями той или иной живописной системы. Для выявления цветовых канонов в искусстве и определения цветовой палитры, свойственной тому или иному художнику, следует отобрать примеры, выражающие черты определенного стиля. Так, например, можно проанализировать цветовые предпочтения Жана Огюста Доминика Энгра — лидера французской школы живописи эпохи классицизма. Цветовая модель Энгра демонстрирует рафинированную цветовую гамму сближенных цветов («Портрет графини Луизы д, Оссонвиль» (15)). Ограниченная цветовая палитра — это ведущая тенденция европейской культуры XVIII–XIX вв.

Стиль и цветовые характеристики русского модерна были выявлены такими русскими художниками, как В. Борисов-Мусатов, Л. Бакст, Н. Бенуа, М. Врубель («Сирень» (16)). Фиолетовые, болотно-зеленые, жемчужно-серые цвета составляют основу их живописных работ.

В качестве итогового задания по этой теме можно подобрать одну или несколько работ художника, являющегося ярким представителем определенного направления в искусстве, но при этом не известного учащимся. Например, это может быть Энди Уорхол («Мерилин» (17)), который сформировал цветовую модель стиля поп-арт — яркие, «пластмассовые», контрастирующие друг с другом цвета, активно звучащие, ассоциирующиеся с Америкой 60-х годов ХХ века. Это могут быть картины неоимпрессиониста Поля Синьяка («Сосна в Сен-Тропезе» (18)), разработавшего технологию «пуантилизма», при которой краски наносятся на холст точками чистого цвета. Можно предложить также живописные работы Кузьмы Петрова-Водкина («Утро» (19)), в которых художник развивает и интерпретирует цветовые схемы русской иконописи, используя в своей палитре основные цвета и колорит древнерусской живописи.

Учащиеся должны проанализировать представленные работы и попытаться определить:

• эпоху и страну, в которой жил и работал художник;

• стиль, в рамках которого создано произведение;

• авторскую манеру;

• цветовые приоритеты.

При поиске ответов следует исходить из тех ассоциаций или предположений, которые могут возникнуть при рассматривании работы. Например, для какого исторического времени актуален сюжет картины, какому времени соответствует авторская манера, какие известные художники могли бы быть творчески близки автору исследуемой работы, представить себе обстановку, в которой могла бы родиться эта картина, что значит цвет для этого художника, что он им выражает и пр.

Рекомендации к практическим заданиям

Работая над заданиями раздела, связанными с определением цветовых предпочтений и составлением цветовой палитры художника, преподавателю и учащимся следует воспользоваться программой Adobe Photoshop. Открыв в этой программе анализируемую фотографию или цифровую копию картины, можно определить палитру цветовых предпочтений, применяя метод вычитания лишних цветов и выявления доминирующих (результат виден в процессе выбора опций для сохранения в режиме Save For Web для форматов GIF и PNG-8). То есть все цвета изображений сначала могут быть сведены в таблицу из 256 цветов, далее — из 128 и, наконец, из 64 цветов. Соединение на экране анализируемой картины и ее колористической таблицы наглядно демонстрирует предпочтения и набор цветов, которые мы в совокупности называем «палитрой художника».

Определение и подбор нужного цвета довольно сложная задача. В стандартные наборы цветной бумаги включены лишь основные локальные цвета. Подобрать нужный цвет можно либо с помощью красок (гуашь дает возможность получить большую палитру оттенков, но при этом не отличается яркостью), либо с помощью цветных карандашей — путем смешивания, наложения цветов друг на друга (при этом цвета могут быть подобраны в очень тонких соотношениях), либо используя вырезки из цветных журналов. Для подбора цвета также могут быть использованы графические компьютерные программы, предлагающие огромное количество цветовых оттенков.

ЧАСТЬ II
Символика цвета в современном мире

ТЕМА № 3
Цветовые предпочтения вокруг нас. Цвет нашего времени

Человек выражает себя через определенные цветовые коды сегодня так же, как это было многие века тому назад. Единственное отличие в том, что мир вокруг нас потерял стабильность, исчезли четкие границы между слоями в обществе, нет жестких канонов, определяющих правила ношения той или иной одежды. Это значит, что один и тот же человек может быть сегодня на светском приеме, завтра — на молодежной рок-тусовке, утром пойти на работу в офис, а вечером отправиться на матч любимой футбольной команды.

Все эти мероприятия требуют определенной формы одежды, цветового кода, который говорил бы о принадлежности человека к тому или иному сообществу, компании. Кроме того, каждому человеческому сообществу, как и каждому человеку, свойственны свои цветовые предпочтения. Они могут зависеть от психологического состояния, от того, что он хочет рассказать о себе окружающим, от возраста, от того, с какой социальной группой он себя идентифицирует. Цвета — важнейший аспект повседневной жизни. Мы постоянно используем их для общения. Мы все воспринимаем тот или иной цвет как сигнал к ощущениям. Мы относимся к этому как к концептуальному языку, в котором существует очень много значений.

На формирование цветовых приоритетов влияют групповые факторы: этническая группа, цвет природной среды, культурные традиции, классовая принадлежность, мода. Эта закономерность отражается в искусстве всякого культурно-исторического региона.

Анализируя историю цветовой символики в одежде, можно вспомнить богатую палитру оттенков красного в английской моде XIV века. Например, красновато-желтый символизировал ложь, хитрость, обман; красный, близкий к спектральному, — доблесть, отвагу, удаль, а ярко-красный — мужество. Невесты всех сословий и состояний во всей Европе венчались в красных платьях.

В Древнем Риме все оттенки коричнево-желтого и серо-черного были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, бережливых, трудолюбивых граждан; а все оттенки красного, фиолетового, зеленого, напротив, создавались с помощью натуральных красителей, стоивших дорого и привозившихся издалека. Эти цвета одежды указывали на богатство человека, ее носившего, и на его включенность в сферу интенсивного торгового обмена.

Мода связана с манифестацией образа жизни и взглядов на жизнь. Например, джинсы, первоначально исключительно являвшиеся дешевой рабочей одеждой пастухов в Америке, в 60-е годы XX века у определенной группы молодежи стали модным предметом костюма. Девушки и юноши, появлявшиеся в любых ситуациях в джинсах и грубых свитерах, демонстрировали шокированным родителям скорее свою принадлежность к поколению молодых, к идеологии хиппи, к обществу свободы, нежели свои эстетические взгляды и свой личный вкус. Сегодня джинсы утратили бунтарский ореол, это удобный неформальный тип одежды. Примечательно, что в России буквально десять лет назад одним из символов перестройки, демократии, нового типа управления страной стал образ человека без галстука, в джинсах и свитере вместо положенного по статусу костюма.

Формирование цветовых приоритетов зависит не только от групповых, но и от индивидуальных факторов: возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент), бытовая среда. Кроме того, согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных ученых, существует биологическая врожденность цветовых предпочтений. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковый цветовой выбор: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.

Популярность различных цветов среди подростков и взрослых распределяется следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Цвет несет информацию о человеке. Так, например, синий цвет говорит об авторитете, власти, солидности. Во многих странах цвет формы полицейского — синий. В России униформа государственного служащего (милиционера, представителя налоговой службы, прокуратуры) сдержанных синих, серых и темно-зеленых цветов. Вряд ли мы можем доверять судье, одетому в желтую мантию или милиционеру в розовой униформе.

Одним из свидетельств взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение «белые воротнички» — для обозначения работников умственного труда. Таким образом, умственный труд очень просто обозначается характерной частью одежды. С другой стороны, белый цвет — символ роскоши. В XX веке белый автомобиль, белый костюм, белый интерьер стали знаками принадлежности к обеспеченному классу. Малиновый исторически воспринимается как «богатый» цвет, символизирующий успех и высокое положение в обществе, не случайно несколько лет назад у нас в стране малиновый пиджак надели бизнесмены, и он стал ассоциироваться с представителями класса так называемых «новых русских».

Цвет — один из главных языков современной бизнес-рекламы. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это «дорогие» цвета, исторически отождествляющиеся с элитой общества. Черный цвет позволяет эффектно выделить золотой логотип или изображение самого продукта. Этот отбор цветов концентрирует внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показывает его значимость и престижность.

Ощущение радости, теплоты, веселья ассоциируется с красным и желтым (например, цветовое решение логотипа McDonald’s). Кроме того, согласно научным исследованиям, красный и желтый являются самыми популярными цветами у детей младшего возраста. Сочетание голубого и нежно-зеленого связаны с нашим восприятием весны, утренней прохлады, молодости, здоровья. Эти цвета используют для того, чтобы показать свежесть продукта, эффективность косметических средств, надежность и качество предметов для новорожденных.

Возможные темы для обсуждений и исследований

Преподаватель может предложить учащимся собрать и проанализировать с точки зрения символики использованных цветов образцы современной рекламной продукции (телевизионной, полиграфической, web-дизайна и пр.). Ученики в данном случае должны понять, какие цветовые коды и каким образом используются в исследуемых образцах рекламы.

• как цвет соотносится с прогнозируемой потребительской группой данного товара: возраст, социальные характеристики, пол (товар понимается в широком смысле слова — это и концерт, и предмет, и услуги);

• как цвет характеризует товар;

• удачен ли выбор цветов для достижения рекламных целей — экспертная оценка, замечания, обоснованные предложения.

ТЕМА № 4
Цветовые предпочтения личности

Мы выходим на улицу, идем в новую компанию, на экзамен, идем устраиваться на работу, встречаемся с незнакомым человеком. Мы хотим, чтобы нас восприняли как своего или как чужого? Одежда — это код, который мы несем на себе, это информация, которую мы о себе публикуем. Более того, цвет — это информация о нашем внутреннем психологическом состоянии.

В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы, выстраивающие зависимость цветовых приоритетов человека от его психологических свойств. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Дж.П. Ломаццо в XV в. поставил цвет в соответствие с тем или иным темпераментом. Ломаццо считал, что белому соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Цвет становится символом человека, его чувств, мыслей и отношений.

В XVIII в. великий немецкий поэт И.В. Гёте публикует свое учение о психологии цвета («Учение о цвете»). Гёте считал, что цвет независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие на душевное состояние человека. В то же время, когда мы говорим «почернел от горя», «покраснел от стыда», «позеленел от злости», «побелел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способным выразить их цветом. То есть, с одной стороны, цвет вызывает эмоции, с другой — эмоции можно охарактеризовать каким-либо конкретным цветом. Таким образом, различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей. Иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Так, согласно исследованиям, проведенным в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, можно обозначить следующие взаимосвязи в выборе цвета с чертами человеческого характера:

белый — синтез всех цветов, является «идеальным» цветом; этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером;

синий — честный, меланхоличный, справедливый, добросовестный, добрый, психологическая потребность в покое;

зеленый — боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, невозмутимый;

красный — отзывчивый, решительный, энергичный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, волевой, властный;

желтый — разговорчивый, общительный, любопытный, безответственный, открытый, энергичный;

фиолетовый — инфантильный и внушаемый, есть потребность в поддержке, опоре;

коричневый — уступчивый, спокойный, добросовестный, уверенный, усталый;

черный — молчаливый, упрямый, замкнутый, нелюдимый, неуверенный в себе, мрачно воспринимающий жизнь, склонный к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы;

серый — нерешительный, вялый, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный;

оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей, также может означать лицемерие и притворство;

розовый — это цвет жизни, всего живого, он говорит о необходимости любить и быть добрее; те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу.

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем. Отношение к цвету может меняться с возрастом. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов.

Иоханнес Иттен, крупнейший исследователь XX века проблемы цвета в искусстве, автор учебной программы по художественному образованию и преподаватель Баухауза, поделился своими наблюдениями о взаимосвязи субъективных цветовых предпочтений и выборе профессиональной деятельности у своих студентов.

Например, ясно выраженный у студента приоритет жестких, холодных и несколько ломких цветов, таких как светло-фиолетовый, голубовато-серый, белый с примесью черного, определили его естественное предрасположение к металлу и стеклу. Действительно, в дальнейшем этот студент занялся проектированием мебели и создал первый современный стальной стул, а в конце концов стал очень известным архитектором, работающим с бетоном и стеклом.

Возможные темы для обсуждений и исследований

Как разобраться в огромной палитре цветов и их оттенков? Кроме основных цветов спектра существуют тысячи сложных смешанных оттенков. Преподаватель может предложить учащимся обсудить специфику их восприятия, отношение к какому либо сложному цвету, ассоциации с ним.

История моды знает удивительные названия для популярных в разное время оттенков. Например, для Европы начала XX в. характерны такие цветовые определения, как жемчужно-серый, бледная голубизна неба, голубиный сизый, цвет вянущей розы, мальва, зелень плакучей ивы, банановый, полынный, нежный белый (цвет овсяной муки, яичной скорлупы, белая ночь, белая устрица), цвет меда, панциря светлой черепахи, древесного угля...

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей, найденных с помощью цветовой ассоциации с каким-либо предметом или явлением. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома и т.д. Такие цветовые ассоциации позволяют дать цвету более точное определение (В. Милиоти. «Утро» (20); Н. Милиоти. «Вечерний праздник» (21); М. Сарьян. «В ущелье Ахуряна (Цветущие горы)» (22); А. Фонвизин. «Леда» (23)).

 

Рекомендации к практическим заданиям

Подбирая иллюстративный материал к этому разделу, следует найти наиболее контрастирующие друг с другом примеры:

1. Изображения аборигенов африканского или индейского племени (24). Традиционные культуры поражают своим многоцветием (полихромией). Но многовековой отбор, использование натуральных красителей согласуют это цветовое многообразие между собой. Цветовую палитру фотоснимка можно охарактеризовать как контрастную, но согласованную благодаря построению цветовой модели, основанной на взаимодополнительных цветах.

2. Типичная рекламная фотография офиса из «модного» журнала (25). Жесткий цветовой отбор демонстрирует одну из моделей современной культуры — концептуальный минимализм. Цвет на фотографии — это индексы, лаконично выражающие символическое содержание фотографии: синее небо — позитивное настроение; серый металл — образ высокотехнологичного мира; теплая охра загорелых лиц — здоровье; красный, главный цветовой акцент, — идея подарка.

3. Фотография молодежной вечеринки (26). Молодежная контркультура выражает себя с помощью контрастных, диссонирующих, едких (кислотных) цветов. Перенасыщенная цветовая модель несогласованна, но цель — продемонстрировать идею разрушения правил «взрослого» мира — выражена органично и убедительно.