Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

 

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Продолжение. См. № 3, 8/2008.

Третьим чудом света считалась статуя Зевса, созданная в V веке до н.э. знаменитым скульптором Фидием, автором барельефов афинского Парфенона и двух монументальных статуй Афины (внутри Парфенона и перед ним).

Статуя Зевса (1) предназначалась для храма в Олимпии, где проходили самые главные спортивные состязания в Древней Греции. Эта статуя, созданная из драгоценных материалов — золота и слоновой кости, — единственная из семи чудес света стояла не под открытым небом, а в храме. Она просуществовала чуть меньше тысячи лет.

После запрета в 393 г. Олимпийских игр как языческого культа, не соответствующего христианскому мировоззрению, спортивные и храмовые сооружения в Олимпии стали разрушаться. Но статуя как величайшая драгоценность, как непревзойденное произведение искусства, творение великого мастера, была спасена. Ее в 475 г. перевезли в Константинополь, где она еще много лет украшала дворец императора Византии и в нем погибла от пожара.

До наших дней дошли монеты с изображением статуи, ее маленькие копии и отзывы очевидцев. Судя по ним, скульптор использовал новую для античного искусства психологическую трактовку образа Зевса. Зевс у Фидия был не традиционно грозным, всесильным, внушающим страх властителем, а бесконечно мудрым, отечески добрым и снисходительным. Его всепонимающее, всепрощающее, спокойное выражение лица (знаменитое «олимпийское спокойствие») поражало людей и надолго оставалось в памяти.

Не ставя перед учащимися задачи воссоздать гениальное произведение Фидия, можно предложить им выполнить незначительный фрагмент скульптуры, а именно складку золотого плаща Зевса, украшенную орнаментом.

Учащимся предлагается игра в археологов, которым при раскопках в Олимпии могли попасть в руки разнообразные гипсовые варианты складок плаща — попытки Фидия найти наилучшее расположение этих складок.

Оборудование и материалы: ксерокопии изображения статуи Зевса на древних монетах и реконструкции современных ученых, соленое тесто, гуашь, кисть, тряпочка, банка для воды, стеклярус, бисер, фольга для имитации драгоценных камней, клей ПВА.

Примечание: желательно принести на урок и показать детям изделия из золота и слоновой кости, чтобы продемонстрировать цветовое и фактурное сочетание этих материалов.

УРОК 1
Лепка фрагмента плаща Зевса

1. Беседа о статуе Зевса. Учащиеся должны вспомнить, кем, когда, зачем, при каких обстоятельствах была сделана статуя Зевса в Олимпии, из каких материалов, в какой технике, где располагалась, чем отличалась от других произведений античной скульптуры. Важно, чтобы дети представляли себе размеры статуи. Фидий создал скульптуру бога, сидящего на троне. Высота фигуры не превышала 12 м (если бы Зевс стоял в полный рост, то высота скульптуры составила бы 18 м), но так как трон находился на постаменте, это добавляло статуе еще несколько метров.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

В Древней Греции место около города Олимпии (2) (на полуострове Пелопоннес, в области, называемой Этолия) связывали с мифом о победе Зевса над его отцом Кроном. Именно здесь извергал Крон своих ранее проглоченных детей, братьев и сестер Зевса, и отдал ему власть над миром. В память этой победы, как говорит легенда, великий сын Зевса Геракл создал здесь храм и проводил торжественные ритуальные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми. Раз в четыре года в середине лета сюда на пять дней съезжались лучшие спортсмены и тысячи зрителей. Чтобы можно было без препятствий доехать до Олимпии, на два месяца прекращались все военные действия. Нарушившие это правило города лишались права участвовать в играх. Так, спартанцы, например, были вынуждены пропустить четыре Олимпиады.

Перед состязаниями в главном храме Олимпии — храме Зевса — перед его статуей спортсмены и судьи давали богу торжественную клятву бороться и судить честно. В храме приносились благодарственные жертвы, торжественно награждались победители. Перед храмом устанавливали скульптуры наиболее выдающихся спортсменов. Знаменитые «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона и «Дорифор» («Копьеносец») Поликлета — статуи спортсменов, участвовавших в метании диска и копья, — стояли именно здесь.

Когда в середине IV века до н.э. храм в Олимпии был расширен (практически возведен заново), потребовалось заказать для него соответствующую статую крупного размера. Но никто из живших тогда скульпторов не решился взяться за этот заказ. Все посчитали, что только одному из них — знаменитому Фидию, автору уже двух грандиозных статуй Афины Промахос и Афины Парфенос на афинском Акрополе и в Парфеноне, — по плечу это дело.

Фидий в этот период переживал великую драму своей жизни: его обвинили (вероятно, с целью задеть репутацию его друга и соратника Перикла) в краже золота, выделенного афинянами для создания доспехов статуи Афины Парфенос. В афинской тюрьме Фидий ждал суда. По просьбе жрецов храма Зевса в Олимпии, отказать которым не посмели, скульптор получил под честное слово разрешение на время переехать в Олимпию и выполнить почетный заказ. Фидию построили там мастерскую, часть которой была такой же высоты, как и храм, и он вновь получил драгоценные материалы: золото, слоновую кость, эбеновое дерево (для трона Зевса), самоцветы.

Статуя была выполнена им в хризоэлефантинной технике: скульптура, высеченная из дерева, была обложена пластинами слоновой кости (лицо, тело) и золота (волосы, борода, плащ, сандалии, жезл с орлом в левой руке и богиня Ника на ладони правой руки). Трон Зевса из черного дерева и кайма золотого плаща были украшены орнаментом и драгоценными камнями. Плащ Зевса, ниспадавший большим количеством складок, весил около 200 кг. Греки искренне считали несчастным человека, который в течение всей своей жизни не смог увидеть этой статуи.

Но творение мастера поразило современников не грандиозными размерами и не великолепием материала и даже не высочайшим мастерством выполнения, а одухотворенностью образа Зевса, его философской и человеческой сущностью и тем впечатлением, которое оно производило на смотревшего.

Фидий предусмотрел несколько дизайнерских приемов, усиливающих это впечатление. Статуя, стоявшая в глубине храма, не имевшего окон, освещалась солнцем, проходившим сквозь мраморную крышу. Мрамор крыши над статуей был так тонок, что пропускал золотистый рассеянный свет, падавший на лицо Зевса и подчеркивавший выражение доброжелательности и покоя. Статуя отделялась от зрителей пурпурным занавесом и стояла на черном мраморном полу, контрастирующим с золотом и слоновой костью.

Ощущение, охватывавшее зрителей, когда раздвигался занавес и перед ними представал Зевс, передает стихотворение древнегреческого поэта:

Зевс ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Русский искусствовед П.П. Гнедич писал, что «целому ряду поколений истукан казался истинным богом, одного взгляда на него было достаточно, чтобы утолить все горести и страдания».

Существовала легенда, по которой Фидий получил высокую оценку своего творения из уст самого Зевса. Установив статую в храме и поняв, что создал действительно нечто прекрасное, Фидий тихо спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» В ответ он услышал гром, треск, а мелькнувший яркий блеск оставил у подножия статуи дымящуюся трещину. Это было следствием удара молнии, пробившей тонкую крышу храма: Зевс был доволен и выразил это.

Слава Фидия еще больше возросла, но дальнейшая его судьба нам неизвестна. Существуют три версии: первая — он вернулся в афинскую тюрьму и умер там, опозоренный, потому что обвинение в воровстве подтвердилось, даже Перикл не смог ему помочь; вторая — Перикл помог своему другу бежать из тюрьмы, покинуть Афины, и Фидий, скрывая свое имя и талант, умер на чужбине в безвестности; третья — позорное обвинение не удалось доказать, Фидий был оправдан и, обидевшись на афинян, принял приглашение Олимпии поселиться в ней, вблизи своего самого выдающегося творения. Какая из версий кажется наиболее вероятной? (Учитель может провести с классом небольшую дискуссию. Результатом ее обычно бывает общее мнение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».)

Несколько десятков лет назад, проводя раскопки в Олимпии, археологи обнаружили место, которое можно принять за мастерскую художника. Здесь нашли инструменты скульптора, глиняные, гипсовые, мраморные фрагменты скульптур и, наконец, маленькую лаковую черную чашечку с надписью «Фидия», то есть принадлежащее Фидию. Все это теперь — реликвии музея в Олимпии.

2. Замешивание соленого теста и лепка плаща. Рецепт теста: три столовые ложки соли на три столовые ложки муки развести водой до густоты обычного теста. Поскольку плащ был золотым, воду можно подкрасить желтой гуашью. (Другой вариант — готовый плащ из сырого соленого теста сразу закрашивается желтой или бронзовой гуашью.) Если нет возможности замесить тесто прямо в классе, его можно приготовить заранее и принести в плотно завязанном пакете. Из теста лепится прямоугольная пластина, которая затем на подставке из картона закладывается складками. Необходимо помнить, что работать с тестом надо на целлофановом пакете, так как от другой поверхности готовое изделие будет трудно отделить.

Будет неплохо, если учащиеся сделают несколько фрагментов плаща, что позволит им на следующем уроке выполнить несколько вариантов росписи и выбрать лучший (3).

УРОК 2–3
Элементы древнегреческого орнамента

Известно, что золотой плащ Зевса был богато украшен орнаментом и изображениями цветов, звезд и животных, а также драгоценными камнями. Ребятам предлагается ознакомиться с основными элементами древнегреческого орнамента, используемыми для росписи керамики в VI–IV вв. до н.э. Из этих элементов учащимся предстоит создать свои композиции узоров в полосе и перенести их на высохшее за неделю соленое тесто.

Надо обратить внимание детей, что в оформлении изделий орнаментом и узорами широко используется элемент, представляющий собой стилизованное изображение морских волн. Причем «угловатое» изображение волны берет свое начало в те времена, когда узор не наносился на изделие кистью, а выцарапывался острой палочкой. В кайму часто вплетаются розетки и всевозможные кресты. Это символические изображения солнца (похожие встречаются и в славянском орнаменте). Характерной чертой греческого декора является пальметта и ее разновидности, так называемые «овы» (ряд яйцевидных овалов), стилизованные ветки и листья оливы, плюща, лавра и винограда (4).

1. Прорисовка элементов орнамента в полосе. Ребятам демонстрируются несколько вариантов орнамента в полосе, переснятых с древнегреческих ваз (5). Необходимо обратить внимание на удивительную простоту, лаконичность и четкость рисунка.

Вертикально положенный лист дети по линейке расчерчивают полосами шириной около 2 см, затем, выбрав для себя несколько мотивов, без предварительного прорисовывания карандашом черной гуашью кистью № 1–2 начинают тренировку в изображении элементов греческого орнамента.

2. Упражнение в изображении пальметты. Пальметта — один из самых любимых и узнаваемых элементов древнегреческой росписи. Учащимся можно предложить два ее варианта: с округлыми и заостренными листочками. Полезно, чтобы учитель на доске показал поэтапность изготовления пальметты. Затем дети работают самостоятельно.

3. Создание эскиза росписи плаща.

УРОК 4
Роспись фрагмента плаща

1. Орнамент и украшение. Создав эскиз, потренировавшись на листе бумаги, учащиеся переносят орнамент на соленое тесто. При этом они работают черной гуашью кистью № 1–2 без предварительной прорисовки карандашом. Работа может быть украшена бисером, стеклярусом, мелкими стразами, имитирующими драгоценные камни, и посаженными на клей ПВА.

2. Завершение работы. На куске темной ткани можно устроить выставку новых «археологических» находок (6). Важно обратить внимание ребят на то, что нельзя категорично определять, что хорошо, а что плохо в работе товарищей. Необходимо донести до сознания детей, что любое произведение искусства может нравиться, а может и не нравиться кому-нибудь, но эта личная оценка не является истиной в последней инстанции.

Продолжение следует