Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Эмилия ВАНИНА,
кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербург

Фотографии из каталога
Венецианского биеннале 2005 г.

 

Портфолио и его возможности

Под термином «портфолио» в современной педагогической литературе понимаются различные способы систематизации сведений о достижениях школьника: портфолио документов, портфолио творческих работ, портфолио отзывов и др.1 Одной из форм портфолио (оптимально подходящей для курса МХК) может стать «Дневник читателя, зрителя, слушателя»2. Портфолио может формироваться как по предметному принципу, так и межпредметно.

Целям курса МХК наиболее соответствует портфолио творческих работ, что не исключает использование педагогами в процессе обучения и других его видов.

Портфолио творческих работ включает в себя работы учащихся, посвященные разным проблемам (под проблемой понимается ситуация, которая не имеет алгоритма решения, известного учащимся). По каждой теме курса возможно создание учащимися одной или нескольких творческих работ.

В процессе обучения МХК формируется определенный опыт создания текстов, комментариев, опыт высказывания собственного мнения по разнообразным проблемам. Таким образом, работу с портфолио можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе, в начале изучения МХК, главной целью при составлении портфолио становится освоение разнообразных способов действий, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения, в той логике, которая близка и понятна учащемуся. Задача учителя на этом этапе сводится к тому, чтобы предложить учащимся набор проблем, который позволит им сделать выбор, и предложить несколько способов решения данной проблемы. Задача учащихся — выбрать наиболее близкий для себя способ решения проблемы и продемонстрировать свои способности в ее решении.

Проблемы могут быть сформулированы одним из следующих способов:

1. В логике «от актуальных жизненных ситуаций» (подростковые конфликты, дружба, предательство, человеческие эмоции и пр.). Учитель описывает конкретную ситуацию, которая реальна для современных школьников, а учащиеся, опираясь на свои знания (в том числе полученные вне школы), разрешают ее с учетом специфики культуры той или иной эпохи (Древний мир, Средневековье, Возрождение и т.д.).

2. В логике «от особенностей языка культуры» (приемы воздействия на слушателя, зрителя, читателя). Проблема может быть сформулирована в виде загадки, тайны, которую необходимо раскрыть, расшифровать.

3. В логике «от решения предметных задач других предметов» (произведения искусства как способ понять историю науки, религии, повседневной жизни и пр.). Проблема может быть сформулирована в виде задачи по другому предмету, которую необходимо решить с помощью произведения искусства на материале мировой художественной культуры.

Желательно, чтобы в течение учебного года каждый ученик попробовал различные способы решения проблем — только в этом случае он сможет накопить разнообразный опыт, который потребуется ему в дальнейшей жизни.

На втором этапе в портфолио попадают такие работы, в которых учащиеся самостоятельно пытаются найти способ решения той или иной проблемы, а возможно, даже ее сформулировать. Проблемные ситуации формулируются в той же логике, что и на предыдущем этапе.

К третьему этапу учащиеся уже готовы самостоятельно формулировать проблемы и искать их решение. Впоследствии проблемы, сформулированные старшеклассниками, могут быть использованы в работе с учащимися 5–6-х классов.

На каждом этапе работы с портфолио отслеживание достижений учащихся ведется на двух уровнях: индивидуальном и общеклассном (или на уровне параллели — в зависимости от технических, временных и иных возможностей учителя). На индивидуальном уровне достижения учащихся отслеживаются по определенным критериям, которые заранее доводятся до их сведения (каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале, затем выводится общая оценка):

1. Логика представления материала;

2. Оригинальность выбора проблемы (для 2–3-го этапа);

3. Оригинальность выбора решения (для 2–3-го этапа);

4. Наличие своей позиции;

5. Знакомство с позицией других (если таковая имеется);

6. Количество привлеченных для творческой работы произведений искусства.

На уровне класса при наличии достаточных возможностей можно проводить мониторинг по каждому из критериев в обобщенном виде. Это позволит выявить различия между классами в результатах обучения и выстроить процесс обучения конкретного класса, исходя из анализа его познавательных возможностей.

Обобщенные данные суммируются в сводном виде в таблице:

Критерий Класс
Максимальный балл Минимальный балл Средний балл
       

Средний балл высчитывается по формуле:

(K1 + K2 + ... + Kn)/n, где K1, K2, — баллы учеников, (K1 + K2 ...+ Kn) — общая сумма баллов, а n — количество учеников в классе.

На основании этой таблицы можно сделать выводы:

1) о том, насколько разнятся познавательные возможности учеников одного класса; чем больше разница между максимальным и средним баллом и минимальным и средним баллом, тем больше разница в достижениях по заданному критерию;

2) о том, по каким из критериев учащиеся данного класса наиболее успешны и, соответственно, на что необходимо обратить внимание учителю при дальнейшей работе;

3) на основании нескольких таких таблиц, которые фиксируют результаты оценивания портфолио на разных этапах, можно оценить динамику прироста достижений класса и эффективность работы учителя.

Важным условием эффективной работы с портфолио является заинтересованность учащихся в результатах своей деятельности — только тогда она будет приносить удовлетворение ученикам и радость учителю, иметь развивающий потенциал, оказывать позитивное формирующее воздействие на мировоззрение учащихся.


1 См., например: Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. — СПб., 2003.

2 Составление такого дневника предусмотрено программой Ю.А. Солодовникова и Л.М. Предтеченской (см., например: Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6–11-е классы. — М.: Владос, 2001).