Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

УРОК МХК

 

Валентина СИТНИКОВА,
ведущий библиограф Коми республиканской
юношеской библиотеки, г. Сыктывкар

 

ЭТА НЕПОНЯТНАЯ ЖИВОПИСЬ,
или Зачем нас обманывают художники?

Медиабеседа с учащимися 8–10-х классов

 

Для проведения занятия необходим медиапроектор. Все упоминаемые в разработке репродукции картин можно найти в Интернете.
К мероприятию была подготовлена одноименная тематическая книжная выставка, на которой ребята могли увидеть работы художников-иллюзионистов. Благодаря книге
Эла Сикла «Новое измерение: Оптические иллюзии» школьники в конце занятия смогли поэкспериментировать со своим зрением.

Ведущий. Всегда ли мы понимаем живопись? «Мне не нравится эта картина. Я не понимаю, что на ней изображено…» — знакомые слова зрителя, который ищет в живописи удачного копирования действительности.

В ХХ веке в живописи появилось много течений, которые декларируют отказ от привычных классических форм: абстракционизм, кубизм и др. Картины, о которых пойдет речь, не относятся ни к одному из этих течений и возникли они очень давно. Их называют «иллюзорными» картинами.

В Древней Греции родилась удивительная легенда. Два художника поспорили, кто из них лучше рисует. Один нарисовал виноградную гроздь. Пролетавшие мимо птицы увидели картину и стали клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь другого художника. «Где твоя работа?» — спросил автор первой картины. «Там, за занавеской», — ответил мастер. Автор виноградной грозди подошел к занавеске и попытался ее отдернуть. А она оказалась нарисованной. Прошло много лет, и ученые выяснили, что птиц обмануть довольно легко. Так уж у них устроены глаза, что они не могут видеть объемные фигуры. Но как мог обмануться опытный художник?!

В истории мировой живописи есть полотна, которые обманывают наши глаза. Их называют «обманками», «обратимыми картинами», «загадочными картинами», «двоевзорами»… Зачем их создавали художники? Что они хотели этим сказать? На эти вопросы мы будем вместе искать ответы.

(Иллюстрации 1, 2, 3, 4, 5, 9)

Ведущий показывает на медиапроекторе несколько портретов Д. Арчимбольдо. Останавливается на картине «Садовник» (1). Смех в аудитории. Вместе с детьми обсуждаем, что на ней изображено. Возможности медиапроектора позволяют перевернуть картину и посмотреть, как «голова из овощей» превращается просто в миску с овощами.

Эти картины созданы итальянским художником XVI века Джузеппе Арчимбольдо. Арчимбольдо интересовала не только живопись, он был инженером-гидравликом, изобретателем шифрованных языков. При императорском дворе в Праге его ценили не только за художественные достоинства его произведений, но и за способности в области науки и техники. Зашифрованные картины Арчимбольдо до сих пор пытаются разгадать. Попробуем и мы предположить, что же двигало вдохновением художника.

Сначала ответьте на вопрос: где чаще всего происходят превращения? Правильно, в сказке, в мифе. Вспомним легенду о юноше Нарциссе. Итак, один источник вдохновения найден: это древнегреческая мифология.

Легче будет понять картины Арчимбольдо, если мы предположим, что его современники думали о мире не так, как мы. В то время в воздухе витали идеи натурфилософии, в соответствии с которыми природа и тело человека тождественны. К примеру, считалось, что ветер — это дыхание, а гром — речь. И живописцы эти идеи воплощали в своих творениях: для них человек и природа составляли нерасторжимое единство.

Предполагают, что Арчимбольдо мог создавать свои картины, высмеивая таким образом кулинарные излишества двора. Еще одна картина-обманка Арчимбольдо называется «Повар» (2). (Показ репродукции. В перевернутом виде с картины на нас смотрит безобразный мужчина-обжора.) Какой прием использовал художник, чтобы нас обмануть? (Вводим понятие приема.)

Прием — это присущий художнику или художественной школе технический способ решения частной задачи. Вместе попытаемся дать название приему. Изображение меняется, если мы переворачиваем картину. Прием «перевернутой картины».

Есть и другие приемы, которые используют художники, чтобы обмануть зрителя (показ репродукций: П. Дрождин. «Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены») (3). Русский художник XVIII в. Петр Дрождин изобразил на картине семью своего учителя, художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Бельгийский художник ХХ в. Рене Магритт также пользовался подобным приемом (показ репродукций: Рене Магритт. «Удел человеческий», «Человеческое состояние») (4, 5). Рене Магритт — художник мысли. О чем предлагает поразмышлять художник? Почему картина названа «Удел человеческий»? Возможно, в этой картине художник поиронизировал над привычкой зрителя видеть в живописи только отражение реальности. Или, возможно, удел человека — воспринимать мир узко: сколько уместится в багете или, если обобщить, в его душе?

Комментируя свою картину «Удел человеческий», Магритт писал: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание».

Вместе пытаемся придумать название приема, которым пользовались художники П.Дрождин и Р.Магритт. Школьники предложили название: прием «скрытого мольберта».

Существует особый вид картин, в которых художники используют контуры нарисованных предметов, чтобы получить скрытое изображение. Предполагают, что этот тип картин впервые появился по Франции, и изображали на картинах королей (неизвестный художник, «Лилии Франции» (шесть силуэтов семьи Бурбонов), 1815) (6). Постарайтесь на этой картине найти спрятанные силуэты императора Наполеона, его жены и сына (показ репродукции картины О. Каню «Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына»), 1815) (7). В картине содержится намек на то, что Наполеон начинал свою службу в звании капрала. Приему даем название «скрытые силуэты».

Если картины Арчимбольдо нужно переворачивать, чтобы увидеть в них скрытое изображение, то это изображение переворачивать не надо. Кого вы видите на этой почтовой карточке? (показ картинки «Моя жена и моя теща» Е. Боринга (8)). Этот вариант изображения приписывают психологу Е.Борингу, который использовал портрет жены и тещи как иллюстрацию к своим работам.

Интересно, чем могло заинтересовать такое двойственное изображение ученого-психолога? Почему мы вначале видим молодую женщину, а только затем старуху? Когда ученый задает такой вопрос, им движет стремление узнать особенности зрительного восприятия. Он задается такими вопросами: «Как человек воспринимает мир? Как он судит о нем? Каковы механизмы восприятия?». Таким образом, картины-перевертыши помогают ученым изучать зрительный аппарат человека. И в этих вопросах искусство сотрудничает с наукой. По каким-то отдельным деталям мы увидели, что изображена молодая женщина. И не увидели при этом «целого». Такое же впечатление создает картина С. Дали «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера» (9).

Для иллюстрации мысли о двойственности восприятия лучше выбрать интересную информацию, связанную с искусством. Я на уроке рассказала учащимся о французском художнике Э. Мане.

Произведения Эдуарда Мане непрестанно высмеивали критика и журналисты, его картины обвиняли в непристойности («Завтрак на траве», 1863) (10). Однако сам художник не отступал от своих принципов, доверяя собственному чутью живописца. Сегодня импрессионистов не нужно защищать, выставки их работ всегда проходят с большим успехом.

Как часто мы судим о человеке или о каком-то явлении поспешно! Торопимся давать свои оценки и страдаем от оценок других. Сталкивались ли вы с несправедливой оценкой? Как реагировали на нее? Справедливы ли вы к своим друзьям и близким? Эти вопросы можно обсудить с детьми в конце занятия.

Эпилог занятия:

«Я бы хотел, чтобы мои картины были нужны только тогда, когда люди задумываются над тем, что на них изображено» — таким было кредо художника Рене Магритта.

Мы сегодня познакомились с картинами, которые обращены скорее к нашим мыслям, а не чувствам. Узнали, что искусство может быть востребовано наукой. Мы сами попытались сформулировать художественные приемы, которыми пользовались художники-экспериментаторы, мастера живописных парадоксов, сумевшие заставить человека задуматься над тем, что ему свойственно заблуждаться.

ЛИТЕРАТУРА

Арчимбольдо Дзери Ф. — М.: Белый город, 2001.

Дьяченко А. Код Арчимбольдо. // Всемирный следопыт. — 2006. — № 7.

Платонов К.К. Занимательная психология. — М.: Молодая гвардия, 1986.

Сикл Эл. Новое измерение: оптические иллюзии. Галереи III–IV. — М.: АСТ, Астрель, 2004.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

www.log-in.ru («Оптические иллюзии, обманы зрения и феномены: двойственные образы»)

www.im-possible.info («Невозможный мир»)

www.psy.msu.ru/illusion («Двойственные изображения» на сайте факультета психологии МГУ»)

http://nauka.relis.ru/50/0504/50504128.htm (Калинин А. Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры на сайте журнала «Наука и жизнь»)