Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2008

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

 

Людмила НЕКРАСОВА,
зав. лабораторией театра,
кандидат педагогических наук

 

 

НЕ ТЕАТРОМ ЕДИНЫМ

Театральные методы и приемы
в конструировании занятий
по искусству в школе

В качестве примера применения театральных методов и социоигрового стиля обучения в школе мы приводим занятие по мировой художественной культуре на тему «Композиция в классической живописи».

РАБОТА С ТЕРМИНОМ

Урок мировой художественной культуры в школе — это не курс по композиции в Академии художеств, он является учебным предметом широкого культурного диапазона, поэтому многие специальные знания в процессе урока нами не используются.

Целью уроков являлось, во-первых, знакомство учащихся с развитием композиции в работах западноевропейских художников эпохи Возрождения и XVII века и, во-вторых, освоение главных элементов композиции на примере конкретных живописных работ.

Накануне занятий ученики получают домашнее задание: самостоятельно найти в энциклопедии или словаре по искусству определение понятия «композиция» и выписать его в свою рабочую тетрадь. С этой информацией они и приходят на урок.

Первый урок посвящен работе с термином. Все ученики выписывают из своего определения композиции три ключевых, с их точки зрения, слова. Затем весь класс делится на группы, состоящие из трех человек. Каждая группа, соединяя свои ключевые слова, составляет, опираясь на них, свое, групповое определение композиции.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Далее следует сравнение между собой определений композиции, которые были самостоятельно сочинены учениками в группах, и соотнесение их с «академическими». В процессе аналитической работы ученики отмечают, что их собственные определения сформулированы более просто, но одновременно более понятно для них. После обсуждения результатов «аналитического сочинения» группы обмениваются своими определениями и получают возможность сравнить свои труды с трудами другой группы учащихся.

На заключительном этапе учебной работы в классе из общих определений (сочиненных самостоятельно и написанных в энциклопедиях) ученики выделяют основные элементы композиции и записывают их в рабочие тетради.

Такими элементами на проведенном нами уроке явились: целостность, контраст, симметрия, ритм, перспектива.

НЕОЖИДАННЫЕ ОТКРЫТИЯ

На втором уроке ученикам была предоставлена возможность найти подтверждение теоретическим понятиям, которые они освоили на предыдущем занятии, в репродукциях картин известных мастеров: Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Веласкеса, Рубенса.

Школьники делятся на группы по пять человек. Из общего количества репродукций, «работающих» на уроке (они были разложены учителем заранее на парте-«библиотеке»), представители групп выбирали наиболее подходящие, с их точки зрения, репродукции и приносили их в группу. Далее все участники группы обсуждали соответствие формулировки термина композиции картины. Например, отмечали наличие симметрии и перспективы в работах Рафаэля, контраст цвета и света у Тинторетто и т.п. В каждой группе были сделаны свои подтверждения и открытия.

Рафаэль. Афинская школа. 1508–1511. Ватиканский дворец, Рим

Рафаэль. Афинская школа. 1508–1511. Ватиканский дворец, Рим

Открытием, например, явилось наблюдение, что диагональ содержит движение (это было установлено самостоятельно в одной группе и предложено для проверки другим). Когда это наблюдение проверили и подтвердили ученики в других группах, то этому открытию порадовались все.

ИГРОВЫЕ ЭТЮДЫ

Следующим этапом урока были игровые этюды по темам репродукций. Ученики класса разделились на группы по пять человек. Каждая группа получила в работу одну репродукцию и по ней готовилась сыграть сценку (этюд).

Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь.
1660. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Представители от групп подходили к педагогу и выбирали закрытый конверт, в котором находилась репродукция картины и задание. Репродукции были следующие: «Сатир в гостях у крестьянина» Йорданса, «Возвращение блудного сына» и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта, «Менины» Веласкеса.

Внутри своей группы ученики, во-первых, сами распределяют «роли» персонажей картины, во-вторых, коллективно сочиняют историю, изображенную на ней. В том случае если группа получает «густонаселенную» репродукцию (например, картины Веласкеса «Менины»), она имеет право пригласить себе в помощь «гастролеров» из другой группы. Исполнение этюда на уроке не ограничено во времени. Персонажи имеют также право разговаривать, если в процессе работы это сочтут необходимым ученики — создатели этюда, тогда они сочиняют для своих персонажей диалог.

Л. да Винчи. Мадонна в скалах. 1483–1486. Лувр, Париж

Л. да Винчи. Мадонна в скалах. 1483–1486. Лувр, Париж

При этом этюд ограничен пространством. Это важный этап задания. Все участники этюда должны сойтись в композиции, созданной художником на картине. Проживая историю, находясь внутри пространства картины, ученики оправдывают местоположение каждого персонажа, его позу, жесты, а также объясняют для себя расположение предметов «на сцене» — в картине. Во время игры ученики практически создают мизансцену пространства.

Конечно, говорить об адекватности театральной выразительности мизансцены композиционному решению пространства на холсте можно только относительно. И дело не том, что не работают специфические элементы живописной композиции, такие, например, как колорит или светотень. Дело в разнице выразительных средств, используемых в изобразительном искусстве и театре. Однако при выполнении подобного рода заданий (игровые этюды) ученики осваивают через исполнительское творчество такие важные компоненты художественного образа, как драматизм, выразительность, целостность, и соотносят таковые с компонентами живописной композиции.

ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ

Или, например, ученики осваивают значение детали (ее место и роль) в общей композиции картины. Подобная работа осуществлялась на материале картины Веласкеса «Менины».

Я. Тинторетто. Благовещение. 1583–1587. Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция

Я. Тинторетто. Благовещение. 1583–1587. Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция

Умение учеников соотносить частное (деталь) с целым является важным качеством зрителя как потребителя искусства. Отметим следующее наблюдение. В альбомах по искусству часто наряду с изображением всей картины даются изображения отдельных ее частей (фрагментов). С точки зрения составителей альбомов, эти фрагменты являются ключевыми деталями всей картины, поскольку обращают внимание зрителей на главные смысловые точки живописного произведения. Эти фрагменты можно трактовать как своего рода подсказку зрителю, чтобы он двигался в восприятии картины в «правильном» направлении. Направление, правда, предлагается искусствоведами, которые работали над составлением альбома.

Я. Тинторетто. Тайная вечеря. 1579–1581

Я. Тинторетто. Тайная вечеря. 1579–1581
Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция

Ученики при работе на уроке с альбомами по искусству, рассматривая акцентированные детали и фрагменты изображения как главные, ключевые с точки зрения содержания, часто предлагают свои варианты смысловых точек картины, вступая, таким образом, в определенную полемику с составителями альбома. Подобная работа очень полезна для поисков смысла, развития логики в художественном восприятии учеников.

Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. 1630

Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. 1630
Королевский музей изящных искусств, Брюссель

В ПРИВЫЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Дети встречаются на таком уроке не только с новыми формами осмысления художественного произведения, но и с новым ощущением школьного пространства. Привычка за восемь лет обучения к ежедневной классной мизансцене, когда ученики все время сидят за партами в рядах (занявшего «не свой» стул иногда со скандалом воспитывают), а учитель в лучшем случае гуляет между рядами, — серьезная вещь. За десять лет преподавания мировой художественной культуры я убедилась в том, что семиклассники делятся на группы и получают коллективные задания на первом уроке нового предмета без сопротивления, включаются достаточно быстро в возникающую игровую атмосферу урока и с радостным шумом начинают работать.

Д. Веласкес. Менины. 1656. Музей Прадо, Мадрид

Д. Веласкес. Менины. 1656. Музей Прадо, Мадрид

Совсем по-другому реагируют на изменение привычного урочного ритуала восьмиклассники и девятиклассники. Держась за свое место за партой, словно это драгоценное наследство, некоторые из них настойчиво требуют от учителя объяснений, в чем причина такого неожиданного изменения жизни на уроке. Ученики, требующие объяснений, как правило, категорически не желают с кем-либо объединяться и работать в группе. Нередки случаи, когда отдельные учащиеся (один, два, редко — трое) получают индивидуальное задание, в то время когда остальной класс, разделившись на группы, начинает коллективную работу.

Отметим, однако, что рабочая атмосфера в классе, веселье и азарт коллективной работы заразительно действуют на некоторых индивидуалистов, и после некоторого времени «отшельничества» они подключаются к какой-нибудь группе. Единичные случаи, когда ребенок ни за что не соглашается работать ни с кем, кроме учителя, является показателем серьезной проблемы, не имеющей прямого отношения к преподаванию искусства.