Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2008

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

ДОМ ИНЖЕНЕРА ПЕРЦОВА

Перефразируя Гёте и Шеллинга, назвавших архитектуру застывшей музыкой, назовем архитектуру живой историей. Большой четырехэтажный дом-терем, с ломкой линией острых фронтонов, заполненных майоликовыми панно, с изразцовыми балкончиками и затейливыми оконными наличниками, смотрится в центре Москвы экзотично. Это дом железнодорожного инженера П.Н. Перцова (иногда упоминается как дом З.А. Перцовой) вблизи Остоженки (Соймоновский проезд, 1/35), известный не только оригинальной архитектурой, но и причастностью к событиям, происходившим в русском обществе в начале XX века.

К этому времени в России складывается капитализм, правительство поддерживает создание тяжелой индустрии, способствует росту банков и железных дорог. Страна становится аграрно-индустриальной и по объему промышленного производства входит в число ведущих держав мира. Успешное участие России во Всемирных выставках вызывает в обществе гордость и интерес к русской культуре за рубежом.

Для увеличивающегося городского населения строятся многоквартирные доходные дома. Исполняя волю заказчика, архитекторы стараются замаскировать однотипные технологические членения этих, по сути дела, общежитий разнообразным декором.

Когда Петр Николаевич Перцов, не только известный инженер, но также коллекционер и меценат, купил участок земли на набережной Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя, он понял, что «место постройки обязывает строго отнестись к зданию». Он объявил закрытый конкурс со следующими требованиями к проектировщикам: доходный дом, построенный на основе прежнего здания, с жилыми квартирами, включая квартиру хозяев, и мастерскими в мансардах для художников (здесь впоследствии будут работать Р. Фальк, П. Соколов-Скаля, А. Куприн), должен быть необычным и отражать национальное своеобразие русского народа.

Именитое жюри (В. Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель) выбрало проект архитектора Н. Жукова (при участии Б. Шнауберта) по эскизам художника Сергея Васильевича Малютина (1859–1937), живописца, книжного иллюстратора, мастера декоративно-прикладных работ и создателя русской матрешки.

Декоративный талант С. Малютина развился в талашкинских мастерских княгини М.К. Тенишевой. «Тщедушный, маленький, он был маленьким во всем, кроме таланта, — писала о Малютине в воспоминаниях Тенишева. — Мы вместе начали создавать разные вещи домашнего обихода в новом русском стиле. Хотя Малютин был неречист, ребята его отлично понимали. «Столбушечки, красочки, вершочки, зайчики» составляли весь незатейливый обиход его речи. Характер у него был тяжелый, он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Пришлось выстроить ему дом в Талашкине на шоссе. Чтобы заинтересовать его и привязать немного к Талашкину, дом строился по его рисункам, в русском стиле… В сущности, он был очень практичный, хитрый, себе на уме простой русский мужичок. Я любила его за направление его сказочной фантазии и чудный колорит».

Малютин выполнил эскизы двух фасадов здания и проекты некоторых интерьеров. Архитектура дома выражала основную идею модерна — объединение всех элементов здания в единый художественный образ, в данном случае образ Киевской Руси, со знаками славянского язычества, выраженными языком иконописной греко-христианской эстетики.

Как многие мастера модерна, Малютин спроектировал архитектурные объемы пластически и артистически, например поперечное двускатное покрытие угловой части, выходящее острыми щипцами на оба фасада. Это усложняло силуэт здания и напоминало разделенные крыши, характерные для древнерусской архитектуры.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис", в которую стоит обратиться, если Вам необходима смена дверных замков в металлических дверях. И совершенно не важно, сломался ли у Вас замок или Вы просто хотите поменять его на более сложную и современную модель, чтобы надежно защитить свой дом от проникновения посторонних лиц – в любом случае Вам помогут мастера из "Замки-Сервис". Если замок сломался, и Вы не можете попасть домой, не волнуйтесь, Вы не останетесь один на один со своей проблемой! Диспетчер компании ответит на Ваш звонок в любое время дня и ночи, и в течение часа к Вам приедет специалист, способный решить возникшую проблему с замком. Если же время терпит, то мастер приедет точно в назначенное Вами время и либо устранит неполадки в механизме, либо поменяет его на оптимальную для каждой конкретной двери модель, с учетом Ваших пожеланий и требований. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости можно ознакомиться на сайте zamki-c.ru.

Дом Перцова. 1905–1907 гг. Фасад со стороны Пречистенской набережной

Дом Перцова. 1905–1907 гг.
Фасад со стороны Пречистенской набережной

Существует мнение, что декоративность приемов и сложность плана не соответствуют утилитарному назначению здания, хотя именно они делают запоминающимся это чудо из темно-красного кирпича. Полихромные майоликовые панно выполнены по эскизам Малютина артелью художников-гончаров Строгановского училища «Мурава». Более тридцати композиций украшают дом: Ярило, бык, дерущийся с медведем, птица Сирин, олени, заяц, павлины, щуки, цветы и деревья.

Деревянная резьба, литые детали встречаются повсюду — балконы поддерживают витые сказочные змеи (драконы?) или русалки, труба выполнена в виде спящей совы, сохранилась резьба наружных дверей, лестничных перил, дверей квартир и даже вешалки в подъезде. Стены квартиры владельцев с парадными помещениями полностью покрыты деревянной резьбой и росписью.

Детали фасада дома Перцова

Детали фасада дома Перцова

Но не только художники нашли пристанище в доме-сказке. В 1908 г. артист МХТ Никита Балиев (впоследствии первый русский конферансье) и нефтепромышленник, меценат Николай Тарасов открыли в подвале театр-кабаре для артистов МХТ «Летучая мышь». По преданию, когда «отцы-основатели» впервые спустились в подвал, навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так появилось название.

Главное правило шуточного устава «Летучей мыши» гласило: «Не обижаться». Актеры собирались здесь после спектаклей, разыгрывали капустники, в которых Качалов изображал циркового борца, Станиславский показывал фокусы, Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, Книппер-Чехова была французской шансонеткой, выступал А. Вертинский.

Сейчас дом Перцова находится в ведении МИДа.