Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РОМАНСКАЯ БАЗИЛИКА

 

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

ИСТОРИЯ ПЛАНА
в восьми главах

Реконструкция стои Аттала Агора, Афины. Сер. II в. до н. э.

Реконструкция стои Аттала Агора, Афины
Сер. II в. до н. э.

1. Древнегреческий термин «базилика» происходит от слова «базилевс», которое традиционно переводится на русский язык как «царь». Византийские императоры именовались василевсами — то же слово, но в другой огласовке.

План стои

План стои

Но на самом деле у греков базилевс был не царем, а одним из архонтов, высших должностных лиц города-государства. В частности, он обладал судебной властью, публично разбирал дела и выносил решения. Помещение, где проводились заседания, и получило название базилики.

Виртуальная реконструкция стои на южной границе агоры. Сер. II в. до н. э. Афины

Виртуальная реконструкция стои
на южной границе агоры.
Сер. II в. до н. э. Афины

А греки всем своим публичным зданиям придавали форму портиков или галерей. Места их собраний имели вид мест для общественных прогулок, и не случайно стои – портики с одним или несколькими рядами колонн, окружавшие площадь агоры, – и стали первыми базиликами. Именно продольное разделение крытого помещения колоннадами до сих пор является отличительным признаком базилики.


Базилика Максенция (Константина). Реконструкция. Ок. 315 г. Рим

Базилика Максенция (Константина)
Реконструкция. Ок. 315 г. Рим

2. Римляне тоже стали использовать базиликальную форму для общественных сооружений. Однако если у греков вход в базилику с площади осуществлялся как бы сбоку, сквозь колоннаду, то римляне придали плану совершенно новое звучание. Теперь вход в базилику был с торца, а в противоположном конце в специальной нише-экседре помещалась статуя императора.

Первые христиане не могли использовать архитектуру современных им языческих храмов в своих культовых целях. Во-первых, дух язычества им был абсолютно чужд. Во-вторых, архитектура римского храма совершенно не подходила для христианского богослужения. Там было попросту тесно для общины молящихся, поскольку здание предназначалось прежде всего для обитания бога, и римские богослужебные обряды проходили в основном на открытом воздухе вокруг храма.

План

План

Поэтому первые христианские храмы опирались на архитектурную традицию именно общественных сооружений, то есть базилик. Статуя императора, естественно, уступила место алтарю, экседра превратилась в апсиду, а базилика стала христианской церковью.


Старая базилика св. Петра. 326. Рим

Старая базилика св. Петра. 326. Рим

3. В раннехристианской базилике слились культовая функция поминального святилища (мартирия) и утилитарная функция дома общей молитвы.

Христианский ритуал складывался вокруг культа мучеников, которые приняли смерть за веру, явили невероятную стойкость и тем самым обнаружили свою избранность, связь с миром трансцендентальным. Первый мартирий апостола Петра представлял собою нишу с подножием в кладбищенской стене и навес над местом предполагаемого распятия. Под влиянием этой первичной сакральной ячейки в раннехристианской базилике сложился комплекс из апсиды (ниша), алтаря (подножие) и триумфальной арки (навес).

В базилике св. Петра, построенной как раз на месте его захоронения, уровень пола апсиды был повышен до верха надгробия, над которым был размещен алтарь. Под полом находился кольцевой обход, который обеспечивал доступ верующих к самому надгробию. В этом подземном комплексе содержится в зародыше идея крипты и кольцевого обхода классических паломнических церквей романской эпохи.

Раннехристианская базилика была открыта во внешнее пространство города. Так, например, в атрий базилики св. Петра вела парадная лестница и трехпролетная триумфальная арка. Сакральная часть базилики тоже предварялась триумфальной аркой, которая была широко раскрыта в основной неф.

Можно сказать, что главной идеей раннехристианской базилики являются широко распахнутые врата перед торжественным шествием народов в объятия новой веры и безбрежное сияние преображенного мира.


План церквей монастыря Роменмотье VI–VIII вв. Швейцария

План церквей монастыря Роменмотье VI–VIII вв. Швейцария

4. Эпоха Меровингов характеризуется общим упадком и ослаблением влияния Рима как центра западного христианского мира. В результате этого большое распространение получает восточная обрядность, проводниками которой были ирландская и галликанская церковь. Последнее повлекло за собой проникновение композиционных приемов более передовой на то время византийской архитектуры.

Принятые базиликальные формы начинают трансформироваться в сторону центричной модели. Основной неф укорачивается. Восточная сторона оформляется по образцу церкви Рождества в Вифлееме в виде трилистника или тетраконха. Эти процессы видны на примере последовательной смены церковных строений на территории монастыря Роменмотье в Швейцарии.

Интерьер

Интерьер

Особый акцент в храмостроении Меровингов делался на крипте, подземной части храма, в которой хранились реликвии и мощи святых. Распространение культа святых мощей связано как с влиянием восточного монашества, так и с местными языческими обрядами почитания предков и плодородия.

Можно сказать, что главной идеей, которая вызревает во времена Меровингов в западном храмостроении, является идея крипты, концентрации ритуалов вокруг неких трансцендентных сил, которые материально присутствуют здесь, на земле, и одновременно — на небесах, гарантируя свое покровительство конкретной общине.


План базилики в Фульде. 819. Германия

План базилики в Фульде. 819. Германия

5. Основной пафос архитектуры Каролингов состоит в возрождении идеи имперского Рима как центра западного христианства. Реформы Карла Великого, в результате которых была запрещена восточная обрядность и вместо нее повсеместно введен бенедиктинский устав, во многом повлияли на сложение средневекового католицизма.

Архитектурные формы возвращаются к раннехристианским образцам. Базилика в Фульде, одном из главных бенедиктинских монастырей империи, демонстрирует повторение особенностей базилики св. Петра вплоть до воспроизведения ее ориентации на запад. Показателен и возврат к Т-образному базиликальному плану — трансепт храма даже превышает по длине неф (77 и 65 м). Разрастание трансепта дополнительно объясняется усложнением монастырской литургии и увеличением количества реликвий и мощей. В результате складывается характерный для романской базилики план в форме латинского креста, который позднее получит теологическое осмысление.

Интерьер

Интерьер

Каролингская базилика — это исключительно монастырское сооружение, в самих формах которого отражалась идея замкнутого в себе тайного святилища, отгороженного от мира. Она симметрична — апсиде на западе противостоит контрапсида в восточном конце храма. Ни в плане, ни на фасадах невозможно обнаружить явно артикулированного входа-портала. Клир входил через незаметные проемы в ветвях трансепта, а прихожане — через столь же незаметные проемы с противоположной стороны.


План базилики Сен-Сернен. 1096–1250. Тулуза, Франция

План базилики Сен-Сернен. 1096–1250. Тулуза, Франция

6. Формирование типологии классического романского храма произошло на территории Франции и относится к 1080–1090 гг. Это произошло благодаря клюнийской реформе, которая повсеместно унифицировала и регламентировала монастырскую жизнь. Унифицированный план храма представлял собой трех- или пятинефную базилику с ярко выраженным поперечным трансептом и венцом капелл. Форма плана в виде латинского креста подчеркивала разделение и до некоторой степени противопоставление монашеского клира, размещавшегося в трансепте, и паствы, заполнявшей нефы. Алтарная апсида еще больше отодвигалась от профанного пространства нефов за счет хора, встроенного между ней и средокрестием.

Размеры, разнообразие форм и пышность оформления, дополнительные алтари подчеркивали значение восточной части собора как обращенной к миру трансцендентальному. Венец капелл осмысливался с точки зрения символической образности как божественное сияние вокруг креста.

Восточный фасад

Восточный фасад

Западный конец храма с башнями портала первоначально играл подчиненную роль и осмысливался как граница, разделяющая мир земной и божественный. По мере роста городов акценты в оформлении стали смещаться с мира потустороннего на мир земной, что отразилось на более пышном оформлении портала и превращении его из границы в соединительный мост между мирами. Идеальным образцом зрелой романской базилики являются так называемые паломнические церкви, которые располагались вдоль четырех дорог, ведущих через юг Франции к монастырю Сантьяго-де-Компостела. Главной идеей паломнической церкви была идея пути, радостного приближения к заветной цели. Это особенно чувствуется в интерьере церкви Сен-Сернен в Тулузе. Свод центрального нефа этой базилики укреплен подпружными арками, уподобленными в своем торжественном взлете ряду триумфальных арок.


План собора в Майнце. IX–XIII вв. Германия

План собора в Майнце. IX–XIII вв. Германия

7. Теократический характер империи Оттонов обусловил консервацию типологии двухапсидной симметричной базилики каролингской эпохи на территории Германии.

Храм в Майнце — главный храм империи — имел западную ориентацию, наподобие базилики св. Петра. Над нартексом с востока была построена массивная башня, которую фланкировали по бокам две сторожевые башни. Через атрий нартекс соединялся с «королевской капеллой», которая оканчивалась с востока контрапсидой. Кульминация ритуала торжественного входа императора в храм приходилась на нартекс, подобно тому как кульминация ритуала литургии концентрировалась у алтаря.

Восточный фасад Интерьер
Восточный фасад Интерьер

Храм с двухсторонней ориентацией был глухо изолирован от внешнего мира, и его покой хранили четыре башни с востока и запада. Главной идеей храма было единство власти земной и небесной, ее могущество и сакральная исключительность.


План собора в Пьяченце. 1122–1158. Италия

План собора в Пьяченце. 1122–1158. Италия

8. В силу развитости городской культуры итальянский романский храм всегда был храмом городским. То, что он был «домом божьим и народным», предопределило сохранение в его формах воспоминаний об исходной античной идее общественного назначения базилики и соответственно своеобразной зальности интерьеров.

Итальянские романские храмы обладали обширными нефами и нартексом, обязательной кафедрой проповедника, которая со временем превратилась в самостоятельное архитектурно-скульптурное сооружение. Итальянская базилика открыта к городскому пространству, в ней нет неприветливых оборонительных башен ни с востока, ни с запада.

Сохранение со времен античности высокой культуры строительства позволило довольно рано решить проблемы сводчатых перекрытий больших пространств путем выработки связной системы, в которой квадратной ячейке центрального нефа, перекрытого крестовым сводом, соответствовали две малые ячейки, также перекрытые крестообразно. Позднее на основе этой системы, правда, не в Италии, а во Франции, возникла готическая конструкция связных травей.

Еще позднее купольные перекрытия средокрестия, гармоничное соотношение ветвей креста и прозрачная логика конструкции стали источником ренессансных концепций и форм.