Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РОМАНСКАЯ БАЗИЛИКА

 

Марк САРТАН

 

ИСТОРИЯ СВОДА
в восьми главах

Стоечно-балочная конструкция так называемого Мезон Каре в Ниме, Франция

Стоечно-балочная конструкция
так называемого Мезон Каре в Ниме, Франция

1. Древнегреческая архитектура основывалась на так называемой стоечно-балочной конструкции: на вертикальные опоры горизонтально укладывались каменные блоки.

Треснувшая каменная балка над дверью собора Сент-Этьенн в Каоре, Франция

Треснувшая каменная балка
над дверью собора Сент-Этьенн в Каоре, Франция

Но каменную балку нельзя сделать большой длины: она разломится посередине под собственной тяжестью. Чтобы уменьшить размеры балок, колонны приходилось ставить достаточно часто. Следовательно, нельзя было получить больших крытых пространств: либо они были заставлены колоннами, либо перекрытия следовало делать деревянными, что снижало долговечность здания.


Римский акведук Пон-дю-Гар, Франция

Римский акведук Пон-дю-Гар, Франция

2. Римляне придумали арочное перекрытие, которое дало возможность заметно увеличить пространство между опорами. Арки стали широко применяться при строительстве акведуков, поскольку позволяли сэкономить на каменной кладке: стена с проемами требует меньшего количества камня. Используя арки при строительстве арен, римские зодчие получали широкие проходы, что облегчало проведение масштабных мероприятий.

Римская арена в Арле, Франция

Римская арена в Арле, Франция


Римская техника возведения арочных проемов

Римская техника возведения арочных проемов

3. Техника строительства арки была непростой. Сначала из дерева сооружался специальный шаблон — так называемое кружало. Потом на земле камни обтесывались таким образом, чтобы они могли вплотную встать на этот шаблон. Затем кружало устанавливалось на возведенные опоры, для чего на их верхней части предусматривались специальные выступы – импосты. Заранее подготовленные и пронумерованные камни клали на кружало. После установки центрального – замкoвого – камня кружало вынималось, и арка держалась силой сцепления камней.


Полуциркульный свод

Полуциркульный свод

4. Дальнейшее развитие идеи арки позволило получить полуциркульный свод (ряд арок, поставленных вплотную друг за другом) и купол (полуарки, приставленные друг к другу по кругу, как дольки апельсина).

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина в Риме

Каменные свод и купол перекрывали гораздо бoльшие пространства, чем каменные балки. Поэтому они стали широко применяться при сооружении общественных зданий, которые должны были вмещать много народа.


Полуциркульный свод центрального нефа базилики Сен-Сернен в Тулузе, Франция

Полуциркульный свод центрального нефа
базилики Сен-Сернен в Тулузе, Франция

5. Во времена варварских набегов, великого переселения народов и становления новых государств Европы сложная техника римского каменного строительства оказалась невостребованной, а вскоре и вовсе была утрачена. При строительстве стали вновь широко применяться недолговечные, но более простые деревянные перекрытия.

Лишь к началу второго тысячелетия, когда политическая обстановка несколько нормализовалась, вновь возник интерес к возведению каменных сводов. Новая архитектура получила наименование романской именно потому, что опиралась на романские, то есть римские традиции.


Боковой распор полуциркульного свода

Боковой распор полуциркульного свода

7-4.jpg (41180 bytes)

Горизонтальное
и вертикальное давление сводов

6. У полуциркульного свода есть один серьезный конструктивный недостаток: он сильно распирает стены, на которых возведен. Это можно сравнить с эффектом согнутого лука, который стремится распрямиться. Но если стены хоть чуть-чуть разойдутся под действием бокового распора, то сцепление камней, составляющих свод, ослабнет, и он попросту рассыплется.

Контрфорсы северной стены базилики Сент-Мари-Магдален в Везле, Франция

Контрфорсы северной стены базилики
Сент-Мари-Магдален в Везле, Франция

Поэтому опоры, на которых покоится свод, необходимо усилить так, чтобы они противостояли боковому распору. Это достигается возведением около стен специальных устоев — контрфорсов.


Крестовый свод центрального нефа базилики Сент-Мари-Магдален в Везле, Франция

Крестовый свод центрального нефа
базилики Сент-Мари-Магдален в Везле, Франция

Боковые окна и ячейка крестового свода центрального нефа базилики Сент-Мари-Магдален в Везле, Франция

Боковые окна и ячейка крестового свода
центрального нефа базилики Сент-Мари-Магдален в Везле,
Франция

7. Простой полуциркульный свод нельзя ослаблять проемами, а потому в нем нельзя сделать окна для освещения интерьера. Если свод опирается прямо на стены или колоннаду нефа, то внутри становится довольно темно. Приходится прибегать к ухищрениям, например поднимать свод на колоннах, между которыми образуются окна. Часто применяли и крестовый свод, представляющий собой как бы пересечение двух перпендикулярных полуцилиндрических поверхностей. В образовавшихся торцах можно было сделать окна. Таким образом освещение внутренних помещений храма улучшилось.


Контрфорсы северной стены готического собора Нотр-Дам в Париже

Контрфорсы северной стены готического собора Нотр-Дам в Париже

Основанный на стрельчатой арке нервюрный каркасный свод готического собора Сент-Сесиль в Альби, Франция

Основанный на стрельчатой арке нервюрный
каркасный свод готического собора Сент-Сесиль в Альби,
Франция

8. Рост числа прихожан и паломников требовал увеличения размеров храма. Однако строительство больших соборов становилось слишком дорогим, поскольку массивный полуциркульный свод и подпиравшие его стены с контрфорсами требовали большого количества обработанного строительного камня. Возникла нужда в новых технических решениях, которые облегчили бы конструкцию.

Выход был найден в применении стрельчатой арки и основанного на ней нервюрного свода вместо романских полуциркульных. Каркас такого свода принимает на себя основную нагрузку, массив свода уже не является несущим, и его можно делать из относительно небольшого количества легкого камня. К тому же боковой распор стрельчатой арки много меньше, чем полуциркульной (как у сломанного посередине лука по сравнению с целым), а потому контрфорсы могут быть менее массивными.

На эти новые конструктивные идеи опирался уже готический стиль, пришедший на смену романскому.