Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Конспект открытого урока для учащихся 8-го класса

Древнегреческий театр

Лишь в театре великие мира сего слышат
нечто редкое — правду и видят... Человека.

Шиллер

 

Цель: дополнить теоретические знания учащихся по теме «Древнегреческий театр» образным восприятием материала с помощью действенных форм театральной педагогики.

Задача: разбудить творческую активность учащихся через осознание собственной сопричастности событию.

Оборудование: маски, горшочек-сюрприз, котурны, ткани-драпировки, накладки-«толщинки», жетоны, фишки.

Раздаточный материал: карточки с проверочным заданием по архитектуре театра; картонажные куклы; медиаматериалы, таблицы с фрагментами произведений Софокла и Ануя.

Организация: на доске написана тема урока, эпиграф. Справа в «кукольном театре» выставлены картонажные куклы по теме «Древнегреческий театр». Полукруг парт разделяется центральным проходом, освобождая круг в середине класса — «орхестру». Первые столы слева — «сектор А — для именитых зрителей», первые столы справа — «сектор Б — для именитых зрителей», последующие слева столы — «сектор В амфитеатра», последующие столы справа — «сектор Г амфитеатра». На развороте доски две надписи: слева — Архитектура, справа — Драматургия.

I

Учитель. Тема нашего урока «Древнегреческий театр».

Ребята, сегодня на уроке за каждый ваш правильный ответ вы будете получать фишку. Общая сумма фишек и составит вашу оценку за урок.

Мы знаем, что театр возник из обряда.

Есть ли обряды в современной жизни? Какие? Самый простой обряд — какой? Назовите обряд, в котором вы наверняка принимали участие. Правильно, день рождения! Давайте попробуем вспомнить детскую игру-обряд — поздравление с днем именин.

Прошу всех учеников выйти на середину класса. Именинник — Маша.

Ученики берутся за руки и, идя по кругу, громко говорят: «Как на Машины именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой нижины, вот такой ширины, вот такой ужины. Машенька, желаем тебе счастья, здоровья, красоты неписаной, отличных оценок и жениха красивого!» Один из учащихся делает вид, что преподносит девушке, стоящей в центре круга, подарок. Она «принимает» его и становится в круг.

Учитель (далее на вопросы учителя ребята отвечают, продолжая стоять в кругу).

1. Есть ли в нашей игре зрители?

2. Как распределяются роли? Кто главный герой, а кто второстепенный?

3. Мы говорили все вместе. Можно ли сказать, что в нашей игре-обряде участвовал хор? И солист?

4. Из какого обряда зародился древнегреческий театр? (На экране появляется слайд с изображением дионисийских празднеств на древнегреческих вазах.)

5. Сейчас по кругу, дополняя друг друга, расскажите все, что вы знаете о боге Дионисе и его спутниках. (Ребята отвечают точно один за другим, добавляя свое к ответам товарищей по кругу.) Что общего в нашей игре с праздником, посвященном богу Дионису? Мы ругаем его? Хвалим? Как называются хвалебные песни, посвященные богу Дионису? Дифирамбы. Что в нашей игре было дифирамбами? Что было жертвоприношением?

II

Учитель. А теперь, когда мы вспомнили все о Дионисе, внимательно посмотрим на наш класс. Если мы вдруг перенесемся в далекое прошлое, как будет называться место в древнегреческом театре, на котором мы стоим? Орхестра. А центр орхестры? Я предлагаю вам «купить» жетоны для посещения древнегреческого театра и сесть соответственно полученным «билетам».

Ученики выбирают из вазы жетоны и садятся в соответствии со своим сектором, указанным на билете.

Опрос-повторение:

1. Объясните, кто вы, сидящие в первом ряду? Найдите среди кукол кукольного театра вашу копию. Почему в руках у «знатного» зрителя сосуд?

2. Все ли жители города могли попасть на театральное соревнование, в театр? Расскажите о Перикле и его законе.

3. В театре есть еще куклы. Почему эти куклы одеты в такие костюмы? Мим, площадной театр, участие женщин в нем.

4. А теперь покажите, как вели себя зрители во время спектакля, их позы. (Ребята принимают свободные позы, располагающие к долгому просмотру зрелища.)

III

Учитель. Мы отдохнули, даже, возможно, «перекусили», а теперь я попрошу знатных зрителей вспомнить о том, каково архитектурное строение театра.

На экране — слайд с изображением театра Древней Греции.

Ребята, сидящие в первом ряду, в секторах А и Б, получают карточки и начинают работать.

 

КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ

Тема: «Древнегреческий театр»

На рисунке представлена реконструкция театра VI в. до н.э.

Напиши названия элементов театра, обозначенные цифрами:

 

1 — __________

2 — __________

3 — __________

4 — __________

5 — __________

6 — __________

7 — __________

Группы секторов А и Б, заполнившие карточки, меняются ими, и, проверив друг друга, ставят оценки за работу. Комментируют оценки. Фишки получают за комментарий и проверку.

Учитель. Играем в игру: Сектор В — одна команда, сектор Г — вторая команда. Из вашего конспекта выберите новые термины, касающиеся архитектуры театра и драматургии, спектакля и театрального соревнования. Выбрав термин, выбегаем к доске и записываем, каждая команда заполняет свою колонку (команда сектора В — «архитектура»; команда сектора Г — «драматургия»), уступая место следующему человеку в команде. Какая команда быстрее справится со своим заданием — поднимает руку.

По окончании капитаны проверяют работу команды-соперника, комментируя правильность ее ответов. Члены победившей команды получают дополнительную фишку.

IV

Учитель. Вы справились с заданием, молодцы. Ваше домашнее задание будет заключаться в следующем. На основании терминов, изученных по теме «Древнегреческий театр», составить кроссворд.

V

Учитель. Перед вами два варианта трагедии «Антигона», написанные разными авторами — Софоклом и Жаном Ануем (отрывки в приложении).

Определите, какой отрывок относится к произведению античному, а какой — к современному.

Ребята сравнивают два отрывка. Находят современные термины, неизвестные в Древней Греции, обращают внимание на форму написания их.

Учитель читает отрывок выразительно, подчеркивая своеобразие текста Софокла. Нараспев, выдерживая ритм гекзаметра.

Трагедия Софокла написана гекзаметром. Попробуйте поиграть в слова, составив из них обращение к имениннику (которое было в начале урока) в ритме гекзаметра.

Ребята придумывают строфу и репетируют ее звучание. Показывать же это задание они будут в следующей игре. Работа по секторам А, Б, В, Г (в группе).

VI

Учитель. В Афинах, наряду со спортивными играми, учреждаются состязания поэтов и музыкантов. В 534 году до н.э. тиран Писистрат организует первые драматические представления, на которых выступает некий Феспид в роли автора и актера. Эта первая трагедия еще целиком состояла из песен хора и актера. А чуть позже на состязаниях стали показывать не отдельные драмы, а целые тетралогии (циклы из четырех драм), состоящие из трех трагедий и одной сатировской драмы, объединенные единой тематикой. Вот один день такого соревнования мы и попробуем изобразить.

Мы находимся на театральном соревновании. Вопросы классу:

1. Как строился день, в который были назначены соревнования? Кто их готовил?

2. Что такое трагедия? Что такое комедия?

3. Каких драматургов Древней Греции вы знаете?

4. Расскажите, какие нововведения в сценическое действие появлялись в результате творчества различных драматургов?

У нас 4 сектора — 4 команды. Каждая команда пусть выберет своего «корифея». Корифеи, будьте добры, подойдите ко мне. Каждый из вас должен попытаться за несколько минут отрепетировать поздравление именинника, дифирамбы или сатирическое выступление в театральном соревновании в соответствии с вашим заданием. Вы можете выбрать костюмы, маски, надеть котурны на солистов. Время работы — 3 минуты. Начать по команде (котурны и маски изготовлены учениками).

Основное правило при просмотре — не мешать выступающим оценивать работу другой группы. (Группы выступают поочередно, используя проверенную в предыдущем задании заготовку.)

Подведем итог: мы выбрали победителя за один урок, а не за один день из трех, в течение которых происходило соревнование в Древней Греции. В соревновании побеждает группа, возглавляемая... Остальные участники соревнований будут внесены в «дидаскалии» — специальные памятные списки (в переводе с греческого на русский — в журнал и дневники). Теперь я прошу всех учащихся хранить свои фишки для выставления оценок.

Учитель. Почему театр в Древней Греции считали «школой для взрослых»?

Сначала выслушивает учеников.

Вот как ответил нам на этот вопрос Иоганн Фридрих Шиллер:

«Театр наказует тысячу пороков, оставляемых судом без наказания, рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон…

Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.

Театр вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта...

Лишь в театре великие мира сего слышат нечто редкое — правду и видят... Человека».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Софокл. «АНТИГОНА»

 

Страж

…………………………………………

Поднялся вихрь — небесная напасть,
Застлал от взоров поле, оборвал
Листву лесов равнинных; воздух пылью
Наполнился. Зажмурясь, переносим
Мы гнев богов... Когда же наконец
Все стихло, видим: девушка подходит
И стонет громко злополучной птицей,
Нашедшею пустым свое гнездо.
Лишь увидала тело обнаженным,
Завыла вдруг и громко стала клясть
Виновников. И вот, песку сухого
В пригоршнях принеся, подняв высоко
Свой медный, крепко скованный сосуд,
Чтит мертвого трикратным возлияньем.
Мы бросились и девушку схватили.
Она не оробела. Уличаем
Ее в былых и новых преступленьях:
Стоит, не отрицает ничего.
И было мне и сладостно и горько:
Отрадно самому беды избегнуть,
Но горестно друзей ввергать в беду.
А все ж не так ее несчастье к сердцу
Я принимаю, как свое спасенье.

 

Жан Ануй. «АНТИГОНА»

Креон. Что ты намеревалась делать у тела твоего брата? Ты же знаешь, что я запретил к нему приближаться!

………………………………………………………………………

Стражник.

...Пошел к товарищу за табачком, думал — пройдет. Только заложил табак за щеку, только сказал спасибо — смотрю, а она роет землю прямо ногтями. Это среди бела дня! Неужели она воображала, что ее не заметят? А когда увидела, что я бегу к ней, — думаете, она перестала скрестись и попыталась удрать? Как бы не так! Продолжала рыть изо всех сил, прямо как бешеная, а на меня даже не взглянула. Когда я ее схватил, она, чертовка, отбивалась, все рвалась к трупу, требовала, чтобы я ее отпустил, потому что тело, мол, еще не покрыто землей, а она должна похоронить брата.

TopList