Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна КОСТАРЕВА,
учитель ИЗО и МХК, г. Челябинск

 

ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО

В Челябинске в издательстве Т. Лурье вышла книга «Чугунное кружево» — об одном из художественных промыслов Урала, известном Каслинском чугунном художественном литье. Автор книги Татьяна Викторовна Костарева, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры лицея № 77 г. Челябинска. Мы публикуем не только отрывки из этой книги, но и авторские разработки уроков изобразительного искусства

ПАРИЖСКОЕ ЧУДО

В глубину веков уходят корни уникального искусства каслинского художественного литья. В годы преобразовательной деятельности Петра I среди диких уральских лесов возникают первые уральские горнозаводские предприятия. Петр I строит для нужд обороны фабрики и заводы. Чтобы получить выход к Балтийскому морю, он ведет многолетнюю войну с сильнейшим в то время противником — Швецией. Для ведения войны, для строительства морского флота, новых заводов, городов, крепостей требуется все больше и больше металла. При жизни Петра I на Урале появилось 16 заводов, а всего в XVIII в. — 123 чугуноплавильных и железоделательных и 33 медеплавильных. Уральская горнозаводская промышленность быстро растет и развивается, становится даже поставщиком экспортного железа.

Художественное уральское литье тесно связано с жизнью черной металлургии, но оно было и ветвью русского декоративно-прикладного искусства. Первые художественные отливки из чугуна на Урале — плиты для пола — относятся к началу XVIII века. На уральских заводах отливались мемориальные плиты, делались ажурные ограды и решетки. В конце XIX в. в большом количестве изготавливались разнообразные чаши, кувшины, котлы и другие бытовые вещи, часто также украшенные орнаментом.

Впервые каслинские изделия упоминаются в печати в 1861 г., после выставки, организованной Вольным экономическим обществом в Петербурге, на которой они отмечены Малой золотой медалью. Через год к ней присоединилась Малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Петербурге. Позднее — почетные дипломы, серебряные и золотые медали на Всемирных выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии, США (1876) и Париже (1900).

К международной выставке в Париже подготовка в Каслях началась еще в 1898 г. Проект павильона был заказан архитектору Е.Е. Баумгартену, который решил использовать для павильона декоративные формы древнерусского искусства. Выполняя эскиз, архитектор вынужден был учитывать не только художественное звучание, но и утилитарное назначение павильона.

Е.Е. Баумгартен. Чугунный павильон на международной выставке в Париже. 1900 г.

Е.Е. Баумгартен. Чугунный павильон
на международной выставке в Париже.
1900 г.

 

Во-первых, павильон служил тем центром, вокруг которого должна была располагаться продукция завода. Для этой цели требовались полочки, выступы, постаменты.

Во-вторых, сам павильон должен был демонстрировать перед зрителем пластические возможности чугуна, мастерство формовщиков и чеканщиков. Для этого архитектор включил в убранство павильона чистые и гладкие поверхности, четкие грани профилей, выразительность объемов круглой скульптуры и тому подобное.

Павильон был закончен к сроку. Вслед за павильоном в Париж отправились каслинские мастера. Они должны были там, на месте, установить чугунный павильон. Для Парижской выставки на заводе было отлито в чугуне немало и произведений французских скульпторов: изящная «Мария Антуанетта» Буреля, бесстрашная «Жанна д’Арк» Моро и другие.

Каслинский павильон был поставлен в здании горного дела и металлургии. Он уже издали выделялся своей величиной, живостью прихотливых форм. О русском павильоне на Парижской выставке говорили как о чуде из чудес. Он получил высшую награду — Гран-при. И, конечно, нашлись люди, которые захотели купить его. Были предложены огромные деньги, но покупатели пожелали приобрести павильон со всеми экспонатами чугунного литья.

Начались переговоры и торги с представителями на выставке, которые объявили, что согласны продать все, кроме статуи «Россия» Н. Лаверецкого. К согласию так и не пришли. По воспоминаниям старых каслинских мастеров, таким патриотом, не позволившим продать «Россию», оказался зять купца Расторгуева. Он изображен на сохранившейся фотографии павильона слева.

Н. Лаверецкий. Россия

Н. Лаверецкий. Россия

 

Погасли огни Всемирной выставки, детали павильона были упакованы и отправились из Парижа на Урал. Там их свалили в один из подвалов заводского здания. Чугуна на заводе было мало, поэтому постепенно из подвала брали части павильона и переплавляли на сковородки и другую посуду, какую выпускал в то время завод.

Только после революции 1917 г. оставшиеся детали были переданы в Свердловский краеведческий музей, где павильон попытались восстановить, но это удалось лишь частично. И лишь 3 мая 1958 г. в Каслинском зале картинной галереи Свердловска (ныне Екатеринбург) состоялось торжественное открытие павильона, который когда-то был назван «парижским чудом».

ЧЕЛЯБИНСК АЖУРНЫЙ

Челябинск молод. Большинство его улиц, вместе с их декором, были созданы в XX веке. Соответственно и чугунное литье относится преимущественно к советскому периоду. Пройдитесь по тихим тенистым улочкам городского центра. Вы увидите множество чугунных оград, украшенных растительным узором, изображениями герба Советского Союза, атрибутикой железнодорожников, металлургов, пожарных… Покрытые пылью, они, возможно, не покажутся вам произведениями искусства. Но бесспорно то, что в них выражена эстетическая составляющая южноуральской столицы. Достаточно сравнить ограждение старого моста через реку Миасс на улице Кирова и… полное отсутствие декоративной ограды на новом пешеходном мосту. На какой из этих объектов вам приятнее смотреть?

Фасад Челябинского академического театра драмы

Фасад Челябинского академического театра драмы

 

Пожалуй, один из самых ярких примеров выразительного применения «чугунного кружева» — отделка здания Челябинского академического театра драмы. Железобетонное строение, облицованное белым мрамором, возвышается над площадью Революции. Но привлекает оно не столько своим доминантным расположением, сколько отделкой фасада, для которой использовалось каслинское литье. Художник Юрий Владимирович Александров, специалист по архитектурно-декоративной скульптуре, создал выразительный контраст белых стен и черного чугунного плетения. Барельеф очень сложный: множество композиций на темы русской и зарубежной драматургии, портреты знаменитых режиссеров и актеров обрамлены орнаментом. Плоский декор дополняется объемными скульптурами Пушкина, Маяковского, Горького, Островского, Шекспира, Чехова. И, разумеется, на фасаде есть классические театральные символы — маски трагедии и комедии, изготовленные из кованой меди. За эту работу Юрий Владимирович в 1991 г. получил Государственную премию РСФСР. Мы же, к сожалению, часто проходим мимо, не замечая уникального богатства. А ведь нужно просто замедлить шаг…

Не меньший интерес представляет чугунное литье, украшающее площадь Революции. Например, композиционный центр сквера — фонтан. Современный вид он приобрел в 1979 г. стараниями архитектора Д.Л. Берштейн. Гранитное и мраморное обрамление бассейна фонтана также украшено каслинским литьем с пышным растительным орнаментом. В том же стиле выполнены ограждения подземных переходов.

Удивительный объект — здание НИИ «Уралшвейпром» на проспекте Ленина. Автор проекта, Евгений Викторович Александров, украсил фасад конструкцией из каслинского художественного литья, весящей 14 тонн и состоящей из 7200 элементов! Но это именно кружево — легкое, сквозное, нарядное! Благодаря графике чугунного литья здание стало запоминающимся, а его монолитная поверхность — живой и совсем не скучной.

НИИ «Уралшвейпром»

НИИ «Уралшвейпром»

 

Много в Челябинске чугунного литья, стилизованного под модерн: декор фонарных столбов, элементы входных групп и козырьков крыш, ограды и узорчатые решетки под деревьями на Кировке… Внимательный глаз найдет и немало мемориальных барельефов, как, например, на Ленинградском мосту.

Уличный фонарь

Уличный фонарь

 

Раз уж мы говорим о чугунном литье, упомянем и о скульпторах на челябинском Арбате, хотя они, конечно заслуживают отдельного разговора. Часть этих фигур выполнена из черного металла (прочие из бронзы). Над созданием скульптур для Кировки работала группа скульпторов под руководством В.А. Полянского, среди которых — представитель династии каслинских мастеров Константин Гилев, он автор фигур «Ходок» и «Саксофонист».

 

«Саксофонист» «Ветеран»
«Саксофонист» «Ветеран»

Вообще же можно долго спорить о художественной ценности расположенных на Кировке работ и называть китчем смешение эпох и стилей в оформлении пешеходной зоны. Бесспорно одно: эти скульптуры соразмерны простому человеку, в отличие от монументальных идолов советского периода. И уже этим они привлекательны для горожан. С ними хочется общаться: приобнять «Модницу», погладить по голове смешного «Чистильщика обуви», посидеть с трогательным «Ветераном» или сонным «Извозчиком»… Фигуры, отлитые из черного металла, еще раз доказывают нам, насколько выразительным и пластичным может быть тяжелый и, казалось бы, грубый чугун.

«Извозчик» «Модница»
«Извозчик» «Модница»

 

Что может быть более загадочным, привлекательным и изящным, чем черное кружево? Трудно сказать. Челябинску, как и многим другим городам, оно придает особый романтический шарм. Пусть эта маленькая деталь для нас станет еще одним источником любви к родному краю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Приобщение учащихся к региональной культуре осуществляется в нашей школе в различных формах: это уроки, кружковые занятия, посещение музеев, экскурсии, поисковая деятельность школьников, участие в городской программе «Шаг в будущее», в научно-практических конференциях, конкурсах.

В рамках программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», на основании письма Главного управления образования и науки Челябинской области № 153 от 13.08.2001 г. «О наполнении содержания регионального компонента предметов образовательной области «Искусство» предлагается разработка уроков с использованием материалов по каслинскому художественному чугунному литью.

В третьем классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни. Тема учебного года так и называется: «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры земли», то есть сначала следует приобщить ребенка к культуре своего народа, культуре «малой родины» — без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Тема II четверти в 3-м классе «Искусство на улицах города» посвящена началу этого пути.

Спонсор публикации статьи: компания "Ломторг", занимающаяся покупкой и продажей лома черных металлов у физических и юридических лиц по всей России. Если Вам нужен надежный партнер, не теряйте время, просматривая объявления вроде "чермет вывоз москва". Вы рискуете нарваться в лучшем случае на посредников, а худшем на мошенников, расплодившихся в последнее время. Обращайтесь сразу к профессионалам из "Ломторга". Располагая полным набором современных технических средств, специалисты компании готовы сами демонтировать ненужные Вам металлические конструкции, погрузить этот металлический хлам в свой транспорт и вывезти его на свои полигоны. Вам же останется только взять чек, который засвидетельствует факт сделки, и получить деньги за сданный металлолом. Подробную информацию об услугах компании и ценах на покупаемый лом вы можете узнать на сайте metallolomindustriya.ru.

УРОК № 3
Тема: «АЖУРНЫЕ ОГРАДЫ»

Задачи:

• воспитание любви к городу, в котором мы живем;

• расширение представлений детей о деятельности мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайнеров;

• показ роли природных аналогов, помогающих развиваться творческому воображению художников-конструкторов;

• формирование у учащихся навыков конструирования из бумаги, серпантина или проволоки.

Материалы: лист плотной бумаги (ватман) формата А3 с предыдущего урока с изображением парка или сквера, цветная бумага, ножницы, клей, серпантин, проволока.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, открытки, фотографии старинных оград в Москве, Санкт-Петербурге, современных чугунных решеток в нашем городе.

ПЛАН

1. Организационная часть урока.

2. Беседа — экскурсия в природу. В игровой форме вместе с мастерами изображения, украшения и постройки рассматриваем с детьми слайды с изображениями жуков, паучков, стрекоз, паутинок, снежинок и сравниваем их с изображением чугунных оград. При рассмотрении замечаем, чему художник научился у природы, что можно детям позаимствовать в своей работе. Рассматриваем репродукции учебника на стр. 56–59.

В качестве литературного и зрительного материала используем материал «Экскурсия «Чугунное кружево» на улицах Челябинска» и фотографии с изображением подземных переходов, фонтана, фасада здания НИИ «Уралшвейпрома». Представления детей о деятельности дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства расширяются и закрепляются в сознании при восприятии окружающей действительности, при анализе произведений художников и далее — в практической деятельности.

3. Практическое задание «Проект ажурной решетки или ворот» можно выполнить в нескольких вариантах.

I вариант:

а) вырезание из сложенной цветной бумаги (рис. 1);

б) вклеивание в композицию предыдущего урока «Парки, скверы, бульвары».

Рис. 1

Рис. 1

 

Работу по первому варианту можно выполнить способом прорезания сложенной в несколько раз бумаги. Очень красивые результаты получаются, когда ворота и решетки вырезаются из черной бумаги в стиле каслинского чугунного литья и наклеиваются на цветной фон. Чтобы решетки вклеить в рисунки с изображением парков, скверов, бульваров, необходимо подобрать их размер и цвет в соответствии с предыдущей композицией.

II вариант: полуобъемное конструирование из проволоки или серпантина.

Дети выполняют задание на плотной бумаге или картоне. Сначала они на бумаге намечают форму ворот или ограды, а потом, придавая эту форму серпантинной ленте или проволоке, создают изящную ажурную композицию (рис. 2–3).

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

 

Созданная композиция торцевой частью наклеивается на бумагу или картон.

4. По окончании проводится игра «Художники — зрители», во время которой работы оцениваются и остаются в классе до следующего урока.

УРОК № 4
Тема: «ФОНАРИ НА УЛИЦАХ И В ПАРКАХ»

Задачи:

• воспитание у учащихся любви к родному городу;

• пробуждение у детей желания участвовать в создании художественной среды;

• формирование навыков конструирования из бумаги.

Материалы: работа предыдущего урока, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды, репродукции уличных фонарей, фотографии изделий из каслинского чугуна на улицах Челябинска.

ПЛАН

1. Организационная часть урока.

2. Беседа с показом репродукций, фотографий, иллюстраций из учебника. Обогащая зрительные впечатления, нужно постараться помочь детям увидеть красоту уличных фонарей, проследить связь с природными прообразами. Показывая фонари, необходимо подчеркнуть, что различное назначение вынуждает художников применять и различные материалы, которые влияют на форму и характер фонаря. А форма, материал, пропорции, с одной стороны, отражают назначение, а с другой — создают определенное настроение. Образы фонарей могут быть различными: праздничный, торжественный, лирический и др.

3. В процессе практической работы учащиеся конструируют фонари для панно, продолжают работу двух предыдущих уроков.

Перед началом практической деятельности следует показать детям, как можно сделать фонарь, вырезая его из листа свернутой пополам бумаги, придумывая причудливые формы. Затем наклеить в композицию (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

 

Можно сконструировать объемный фонарь, образец выполнения такого фонаря на стр. 62 в учебнике для 3-го класса («Искусство вокруг нас» под редакцией Б.М. Неменского).

4. В конце урока проводится просмотр выполненных за три урока панно. Лучшие работы выбираются для школьной выставки.

5. Домашнее задание: к следующему уроку учащимся предлагается присмотреться к витринам магазинов, рекламе на улицах города.

 

Следующий шаг в освоении современных форм народного искусства, народных художественных промыслов России делается в 5-м классе.

Содержание уроков по народному искусству выстраивается с учетом особенностей региона, акцент переносится на местное народное творчество: украшение жилища, специфику и орнаменты одежды, традиционные народные промыслы: златоустовскую гравюру на стали, камнерезное искусство Урала, урало-сибирскую роспись и каслинское художественное литье (5 класс. II четверть).

УРОКИ 5–6
Тема: «КАСЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ»

Цель: приобщить школьников к истокам региональной культуры.

Задачи:

• воспитание чувства гордости за успехи уральских мастеров;

• закрепление и расширение знаний, полученных на экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства Урала;

• развитие навыков творческого выполнения эскизов в стиле каслинского художественного литья.

Материалы: альбом, карандаш — на первом уроке. На втором уроке — папье-маше (посуда, подсвечник), картонные коробки, ножницы, черная тушь или гуашь, кисти, либо пластилин, плотная бумага или оргстекло, стеки.

Зрительный ряд: герб города Касли, репродукции работ из чугуна в исторической последовательности, фото, слайды, работы учащихся из фонда школы.

ПЛАН

1. Организационная часть урока.

2. Беседа (диалог с учащимися)

— Ребята, в каникулы вы побывали на экскурсии в музее декоративно-прикладного искусства Урала и познакомились с произведениями каслинского художественного чугунного литья. Вспомним историю этого художественного промысла. Помогут нам в этом репродукции и фотографии на доске, выставка работ в нашем кабинете и стихи Геннадия Кодиненко из книги «Каслинские колокола».

Последовательность изготовления изделия из папье-маше

Последовательность изготовления изделия из папье-маше

Работы учащихся из папье-маше

Работы учащихся из папье-маше

 

Ученик читает фрагмент стихотворения «Гимн Каслям»:

Есть на Урале городок Касли –
Домишки из болота проросли…
Сто с лишним лет назад, блеснув литьем в Париже,
Живут здесь скромно и парижей жиже.
Но словно знак идущей к нам судьбы,
Наш символ — конь, восставший на дыбы.
Литье Каслей — краеугольный камень
В том храме, что возводим здесь веками,
Из будней — взлет к высотам красоты,
В металле изъясненные мечты.

А сейчас ответим на вопросы:

• Когда и где возник на Урале этот художественный промысел? (В начале XVIII в., во время правления Петра I, в г. Касли, в то время в Кыштымском горном округе.)

• Какими были первые художественные чугунные изделия? (Дети показывают репродукции на доске и рассказывают.)

• Как представлен анималистический жанр в художественном литье? (Рассказ у доски по репродукциям и фото.)

• Посмотрите на герб города Касли. Как в нем отражена связь с художественным промыслом? (Вздыбленный конь по скульптуре П. Клодта.)

• Какое сооружение из чугуна принесло всемирную известность и славу каслинскому художественному литью? (Чугунный павильон на выставке в Париже.)

• Как вы объясните, ребята, следующее четверостишие?

Павильон наш каслинский в Екатеринбурге.
Смотрит его русич и приезжий бюргер,
У экскурсовода сладко сказка льется:
«Есть нам чем гордиться — Русь не продается!»

• Есть ли у вас дома художественные изделия из чугуна? Какие? Что вы можете о них рассказать?

3. Фото- или видеоэкскурсия по Челябинску на тему «Чугунное кружево».

Если дети не были на экскурсии в музее, то учитель проводит беседу по теме урока, материал книги может быть использован для нескольких бесед.

4. Творческая работа учащихся. На первом уроке по данной теме дети выполняют наброски будущего изделия в стиле художественных традиций уральских мастеров. Учитель показывает детям работы их сверстников из фонда кабинета и предлагает варианты эскизов изделий:

а) папье-маше (тарелка, ваза, подсвечник, стакан для карандашей);

б) розетка из пластилина на плотной бумаге или оргстекле;

в) анималистический жанр (изображение животного из пластилина, можно с применением каркаса);

г) шкатулка.

На занятиях кружка или дома учащиеся делают заготовку из папье-маше или склеивают коробку для будущей шкатулки. Заготовка должна быть белого цвета, ее можно покрасить белой гуашью или водоэмульсионной краской.

5. На втором уроке по данной теме детское изделие украшается растительным орнаментом, изображением птиц, рыб, животных, мотивами сказов П.П. Бажова. Сначала выполняется рисунок простым карандашом по наброскам предыдущего урока, а затем работа завершается черной тушью или гуашью.

Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что рисунок изделия должен быть в основе черным, а просветы следует оставить незакрашенными (белыми), чтобы рисунок «не распался» (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

В конце урока подводятся итоги, проводится отбор работ на выставку.

ОБЪЕМНАЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Важными художественными средствами передачи формы и строения изображаемых изделий являются объемные пластические техники. В отличие от плоскостных, при помощи которых предметный мир воспроизводят в двух измерениях, объемные техники передают его в трех измерениях, что способствует их лучшему восприятию со всех сторон. Объемные вещи лучше всего изготовить из папье-маше.

Из папье-маше можно сделать множество красивых вещей: посуду (тарелки, вазы), стаканы для карандашей, подсвечники и др.

Для работы можно использовать пластилин или глину, кусочки бумаги разных цветов или газеты, клей ПВА, резак.

Работа начинается с изготовления (лепки) пластилиновой или глиняной формы, после чего ее смазывают вазелином или подсолнечным маслом, чтобы первый слой бумаги не прилип к форме, и обкладывают слоем смоченной в воде бумаги одного цвета. Чтобы было видно, вся ли поверхность обработана, второй слой наклеивают бумагой другого цвета и смазывают клеем. Так делается несколько раз, пока не будет достигнута необходимая толщина стенки изделия.

Изделие оставляют для полного высыхания. При необходимости сухое изделие разрезают и осторожно снимают с пластилиновой или глиняной формы. Для изготовления тарелки или кружки без ручки из папье-маше можно использовать не пластилиновую форму, а фарфоровую или глиняную посуду, работа ведется в той же последовательности до полного высыхания.