Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

СКУЛЬПТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ

Творчество великого французского художника Оноре Домье (I808–I879) с большой силой отразило бурный XIX век, насыщенный социальными потрясениями. Домье участвовал в июльской революции 1830 года и февральской — 1848 года.

Художник постоянно откликался на эти события литографиями, картинами, скульптурами. Он всегда выступал в авангарде прогрессивного искусства Франции, наряду со Стендалем, Бальзаком, Гюго, Делакруа.

Оноре Домье

Оноре Домье

 

Широкую известность, став своеобразной летописью быта и нравов эпохи, получила графика Домье, мастера политической карикатуры, обличавшего в своих произведениях монархию, социальную несправедливость, милитаризм.

Домье занимался также живописью и скульптурой, в которых создал ряд выдающихся обобщающих символов эпохи.

К живописи Оноре Домье обратился еще в середине 1830-х гг. Однако по-настоящему талант Домье-живописца раскрылся в 1840-х. Сам художник не стремился выставлять свои картины. Его живопись видели лишь немногие близкие люди — Делакруа и Бодлер, Коро и Добиньи, Бальзак и Мишле. Именно они впервые высоко оценили живописный талант Домье.

Одна из первых живописных картин Домье — «Два адвоката», написанная в 1846 г. Это произведение выполнено параллельно с серией литографий из жизни «судейских» — «Служители правосудия».

Два адвоката. 1846. Музей искусств, Лион

Два адвоката. 1846. Музей искусств, Лион

 

Художник хорошо знал жизнь и быт судейских чиновников. Посещая Дворец правосудия, он составил грандиозное «досье» проявлений их лицемерия и низости. Художник создал целую галерею сатирических образов. Здесь адвокаты с повадками олимпийцев, с высокомерными наглыми физиономиями, с тщательно расчесанными бакенбардами. Постоянные защитники убийц, бурно размахивая своими черными рукавами, бьют себя в грудь и клянутся, нисколько в это не веря, что их клиенты невинны. Дряхлые судьи, отупевшие, глухие и сонные, вершат неправый суд. Все это Домье раскрывает с помощью крайне простых средств — двух-трех фигур, символизирующих лживую законность, с необычайно выразительными жестами и мимикой, черными пятнами мрачно выделяющихся на фоне классических колонн, как в картине «Два адвоката».

Талант Домье-живописца часто называют «скульптурным». Это особенно ощутимо в его эскизе маслом «Республика».

Республика. 1848. Орсе, Париж

Республика. 1848. Орсе, Париж

 

Конкурс на лучшее произведение живописи, прославляющее республику, был объявлен 18 марта 1848 года. В нем приняли участие девятьсот художников. В числе двадцати лучших жюри отобрало эскиз Домье.

Домье изображает республику в виде могучей женщины во фригийском колпаке с рассыпавшимися по плечам густыми волосами, кормящей грудью двух младенцев. Одной рукой она крепко сжимает трехцветное революционное знамя, другой — заботливо придерживает одного из своих детей. У ее ног изображен читающий ребенок.

Современники Домье отмечали, что, стремясь довести до совершенства свои творения, художник часто лепил из глины фигурки, удивительным образом усиливая характерные черты тех лиц, которые он хотел рисовать или писать. Потом он брал карандаш или кисть и, пользуясь этой «натурой», создавал графические или живописные образы. Своему методу работы Домье обязан безошибочным умением упрощать, отказываться от ненужных деталей, выделять главное посредством освещения и композиции.

В эскизе «Республика» фигура женщины монументальна, могучие формы ее поистине скульптурны. Язык художника лаконичен, крупные пятна освещенных мест и коричневых теней, звучный, насыщенный свинцово-голубоватый фон, на котором особенно четко выделяются живописные массы, способствуют созданию образа, полного внутренней динамики, напряжения.

В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Йордансом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Рубенсом.

Рубенсовской силой и энергией веет от картины «Мельник, его сын и осел», написанной на тему басни Ж. Лафонтена и выставленной в Салоне 1848 года. Картина Домье прославляет плодородие, мощь, изобилие природы, что находит выражение в образах трех смеющихся крестьянок. Свобода мазка, звучность контрастов света и тени, убедительность передачи движения, выразительность и свобода линий — все способствует созданию яркого, пышного, праздничного зрелища. Художником созданы и другие подобные этой по духу картины: «Нимфы, убегающие от сатиров», «Воры и осел».

Мельник, его сын и осел. 1849. Галерея искусств, Глазго

Мельник, его сын и осел. 1849. Галерея искусств, Глазго

 

«Надо быть человеком своего времени», — любил повторять Домье. И он доказывал это своими сатирическими листами и живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов.

Эмигранты. 1849. Собрание О. Рейнхардта, Винтертур

Эмигранты. 1849. Собрание О. Рейнхардта, Винтертур

 

В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма.

Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов.

В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе.

Мелодрама. 1864. Новая Пинакотека, Мюнхен

Мелодрама. 1864. Новая Пинакотека, Мюнхен

 

Художник мастерски пользуется валёрами. Здесь только два цвета: коричневый и белый. Но между ними столько оттенков коричневого разной светосилы, что появляется ощущение многоцветности.

Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства, — «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов». Он изобразил художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства.

Советы начинающему художнику. Ок. 1863–1865

Советы начинающему художнику. Ок. 1863–1865
Национальная галерея, Вашингтон

 

Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, применяет рыжую, коричневую, зеленую эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона.

Известный французский архитектор и реставратор XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье — народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди — я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».

Слова видного архитектора больше всего относятся к картине «Прачка», выставленной в Салоне 1861 г. и привлекшей всеобщее внимание.

Прачка. 1861. Орсе, Париж

Прачка. 1861. Орсе, Париж

 

По лестнице медленно поднимается от реки прачка с тяжелым узлом белья, держа за руку маленькую девочку. Фигура прачки исполнена достоинства. Ее темный скульптурный силуэт четко вырисовывается на фоне ярко освещенных солнцем домов на другом берегу Сены. Образ женщины исполнен эпического звучания, он обретает значение символа.

Живописным образам Домье, изображающим людей из народа, присуща эпическая мощь. Это относится и к его знаменитой картине «Вагон третьего класса».

Вагон третьего класса. 1862–1863. Собрание Д. Бакелар, Бостон

Вагон третьего класса. 1862–1863.
Собрание Д. Бакелар, Бостон

 

Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Он добивается этого, используя простой прием: придвигает три фигуры переднего плана к зрителю, срезая их снизу. Во втором ряду видны только затылки трех мужчин и одно лицо — этого достаточно, чтобы появилось ощущение большого количества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.

Домье всегда стремился передать идею картины с помощью активной, динамичной формы, добиваясь максимальной выразительности. Пример тому — картины на тему «Дон Кихота» Сервантеса.

Дон Кихот. 1868. Новая Пинакотека, Мюнхен

Дон Кихот. 1868. Новая Пинакотека, Мюнхен

 

На одной из картин изображен Дон Кихот, бесстрашно устремившийся на врага, в то время как Санчо в отчаянии заламывает руки. Все формы здесь приобретают черты гротеска.

Другое изображение Дон Кихота настолько лаконично, предельно обобщенно, что приобретает черты символа. Несколькими уверенными мазками кисти вылеплены фигуры всадника и коня. Большие цветовые пятна: синее символизирует знойное южное небо, желтое — выжженную, пустынную местность, — усиливают ощущение отчужденности и трагического одиночества Дон Кихота.

Персональная экспозиция Домье на Всемирной выставке 1882 г. привлекла к нему всеобщее внимание. Так, именно в это время Ван Гог пишет в одном из писем брату: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они — открыватели новых путей». Арльский почтальон Жозеф Рулен своим обликом напоминал Домье, и Ван Гог написал его портрет, придав ему одухотворенность творческой личности.