Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2008

УРОК МУЗЫКИ

УРОК МУЗЫКИ

 

Татьяна БОНДАРЕНКО,
ИХО РАО, преподаватель ГОУ КШ № 1700

 

Сочиняем музыкальную сказку

До сих пор остается открытой проблема организации подлинно творческого процесса на уроке искусства. Каковы основные его критерии? Если предположить, что в начальной форме творчество — это познание, сплав чувств, желаний и фантазии, то явно должна прослеживаться «захваченность» ребенка целиком, а не отдельными сторонами и потенциями, его стремление пребывать в этом состоянии бесконечно.

Наблюдая за детьми на уроках музыки, я давно пришла к выводу, что настоящий творческий процесс — это своеобразная художественная форма самопознания и самовыражения. В этой связи возникает необходимость организации процесса как «события», в котором ученик и учитель на равных ищут ответы на волнующие их вопросы, «соприкасаются и примеривают на себя особое самоощущение и самосознание человека-творца, целенаправленно преобразующего мир в соответствии со своим замыслом». Проявляя «искреннее незнание» и стремление найти истину вместе с детьми, педагог формирует благоприятные условия для проявления детской открытости, самобытности, чувства «новизны и удивления в отношении к окружающему миру» (З.Н. Новлянская) и создает определенное эмоциональное состояние, будоражащее воображение и темперамент ребенка. Именно они являются предпосылками для творчества.

Мы предлагаем учителю одну из форм такой организации содержания урока музыки — художественно-творческий диалог, ориентированный на вариативность, ситуативность и подвижность условий педагогического процесса. Его основой является духовное, личностное взаимодействие между детьми и педагогом, направленное на активизацию работы художественного мышления, на творческое изъявление как ребенка, так и учителя, на провоцирование выражения их личностного смысла.

Одним из таких событий, создающих творческую атмосферу на уроке, является сочинение музыкальной сказки. В данной статье мы предлагаем свой вариант — сочинение музыкального фрагмента по мотивам литературного произведения Т.И. Александровой «Домовенок Кузька». Желательно, чтобы ребята предварительно прочитали книгу Александровой на внеклассном чтении.

Как правило, дети всегда с огромным интересом погружаются в процесс музыкального сочинительства и импровизации. Здесь важно, с какой установкой подходит к данной деятельности учитель. Для нас творчество не является средством (например, сделать урок занимательным и нестандартным), чем-то единичным и утилитарным, оно не заканчивается сразу после звонка, это своеобразное «жизнетворчество», способ совместного проживания и постижения мира, имеющий ценностную окраску — очередной раз побудить ребенка к «нравственно-эстетическим размышлениям» (В.А. Школяр).

С чего начать? К счастью у детей не возникает такого вопроса, потому что они знают, начинать надо с самого главного — с художественной идеи. Обращаемся к первоисточнику. Прочитав произведение, школьники понимают, что замысел писательницы не просто рассказать о приключениях маленького домовенка. На протяжении всего повествования мы следили за коллизиями и перипетиями жизни главного героя, который так усердно и бесстрашно оберегал свой волшебный сундучок, завладеть которым хотела вся лесная «нечисть».

Вот и содержательная идея музыкального произведения — конфликт, борьба между добром и злом. В основе конфликта лежит «волшебный сундучок», который и будет в нашей музыкальной сказке играть роль художественного символа. Именно он руководит поступками и поведением наших героев, находясь с ними в сложной взаимосвязи, определяет направление движения и развития музыки, является одновременно и причиной, и следствием. Здесь мы подходим к самому главному — к выстраиванию музыкальной драматургии нашего произведения.

Итак, мы определили различные полюса добра (Кузька и его друзья — девочка Наташа, Лешик) и зла (Баба-яга и кикиморы болотные) и определили интонацию сундучка. Что же символизирует этот ларец? Прочитав рассказы Т.И. Александровой о домовенке Кузьке, дети часто сравнивают сундучок с книгой, которая, правда, не умеет сама говорить, но много интересного из нее почерпнуть всегда можно. Дети выдвигают гипотезу — по-видимому, это символ познания.

В литературном произведении сундучок постоянно меняет свой вид в зависимости от того, в каких руках оказывается: попадая к доброму, творческому человеку, он «сверкает прекрасными цветами и звездами», а в руках «нечувственных», «ненавистных» — «так, невесть что, невзрачная деревяшка». Так и в музыке — тема сундучка сочиняется нами так, чтобы в ней присутствовали «интонационные противоречия». Перед нами как композиторами возникает первая проблема: как сочинить главную интонацию сундучка, чтобы в процессе становления и развития художественного смысла она изменялась вплоть до перехода в свою противоположность?

Меня как учителя радует, что ребята в ситуации поиска смогли воспользоваться своим музыкальным опытом, вспомнить, как «жила» и изменялась главная тема в произведениях великих композиторов, и предложили свое решение проблемы. Например, знаменитая тема Прогулки из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» трансформировалась в зависимости от того, к образу какой картины переходил зритель (слушатель). Дети предложили свой вариант интонационного развития и изменения темы сундучка: как только Кузьке (как хранителю сундучка) будет грозить опасность, интонация будет звучать взволнованно и вбирать в себя элементы того образа, который является источником беды.

Но как же нам показать «образ» сундучка как символа познания? Очень важно, чтобы данное понятие — «познание» — раскрывалось в связи с элементами «чужого» личного опыта и эмоционально-ценностных отношений.

Что для каждого из вас значит приобрести новое знание, узнать что-то такое, чего вы раньше не знали? А какую роль в жизни всех людей играет познание?

Здесь мнения детей были многообразны: удивление, интерес, тайна, просветление, восхищение, восторг, радость (в книге сундучок тоже ассоциируется с радостью: «говорят, он радость приносит»), возвышение, жизнь, творчество и др. Как новое знание расширяет границы самого человека, то есть делает его богаче, так и музыка будет расширяться, возвышаться и лучиться радостью и светом.

Сочиняя лейтинтонацию сундучка, мы прибегаем к плотной и стройной аккордовой фактуре (символизирующей объединение всех людей в многоголосный хор), которая постепенно поднимается из среднего в верхний регистр, создавая впечатление восхождения, и динамически «расцветает» (крещендо от PP к FF) радостью и восторгом творческого познания. Ребята сразу слышат эту лейтинтонацию в трансформированном виде: без движения, аккорды звучат напряженно и взволнованно, в басу элементы образов зла (Бабы-яги или кикимор болотных). Как только появятся образы Наташи и Кузьки, она будет преобразовываться в свое первоначальное звучание. При этом образ Наташи мы намеренно оставляем без комментариев, предоставляя тем самым каждому выбор в средствах выражения (ребенок может создать его, так сказать, «по образу и подобию своему» или своей знакомой, сестры и др.).

Забегая вперед (именно на это обобщение дети вместе с учителем в итоге должны выйти), скажем, что неслучайно сундучок неразрывно связан с образом домовенка Кузьки: «Кузькино сокровище», которое он наказывал «беречь как зеницу ока». Это — своеобразный символ русской культуры, русской традиции «сказывания-складывания», обобщенный символ творческой деятельности человека вообще.

А какой он — музыкальный образ Кузьки? Обращаемся с детьми к истокам русского мифологического персонажа, к представлениям о нем, складывавшимся веками, то есть окунаемся в духовную традицию народа. Вырисовывается основная характеристика «домовенка» — озорство: «прячет от хозяев потерянные вещи», «заплетает хвосты и косички у лошадей в конюшне», «хозяев пугает». Причем озорство без злого умысла, а в назидание людям — относитесь бережно к своим вещам, любите и лелейте своих домашних питомцев и т.д.

Несмотря на беспокойный, озабоченный и на первый взгляд воинственный характер (положение требует) Кузька оказался «потешным человечком» («нос курносый, рот до ушей»), ласковым, заботливым и добрым (всегда думает о своих братьях-домовятах Афоньке, Адоньке, Вуколочке, Лутонюшке и других). Чем же вызвано его беспокойство и озабоченность? Ведь он не просто так появился в большом городе, прошел через все испытания цивилизации (был испуган самолетом, чуть не окоченел в холодильнике, мыло его «укусило»), был вырван из своего бытийного контекста и перемещен в современную действительность — у него есть очень важная миссия.

Впервые Кузька предстает перед читателем и главной героиней, девочкой Наташей, в образе «игрушечного ежика, которого завели ключом, и ушли» (небольшой, лохматый, с блестящими глазами). А еще ребята сразу обращают внимание на Кузькин говор: «сказывай» (рассказывай), «свориться» (ссориться), «невразумиха» (непонятливая), «олелюшечки» (пирожные) и др. В речи своей он использует поговорки да присказки: «не красна изба углами, а красна пирогами», «что в лоб, что по лбу», «сытый голодного не разумеет», «волков бояться — в лес не ходить», «мороз не велик, а стоять не велит». Таким образом, и внутренний облик домовенка, и внешний («одет он был в красную рубаху и лапти»), по точному определению детей, имеет «русский запах».

В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что образ Кузьки нужно передать обязательно через русскую плясовую, например камаринскую, в интонации которой соединились бы все его противоречивые черты характера: озорство и ответственность, веселость, смешливость и житейская мудрость. А кто-то из ребят предложил сочинить интонацию, которая бы ложилась на русскую народную песню-прибаутку из сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька»: «Комар пищит / Каравай тащит. / Комариха верещит. / Гнездо веником тащит. / Кому поем, / Тому добро! / Слава!»

По мнению ребят, она точно передает внутренний мир Кузьки. В среднем регистре они сочинили мажорную и шутливую интонацию, где яркая динамика и быстрый темп, акцентирующее звукоизвлечение и скачкообразное движение передают его непоседливость и постоянно совершаемые им кульбиты, и в то же время все это исполняется с подчеркнутой важностью (эдакая основательность и серьезность). Сразу же пробуем выразить эту мелодию в танце и в песне «Комар пищит» одновременно. Получается забавно и смешно, по-доброму.

Однако пора обратить свое внимание и на олицетворение зла — Бабу-ягу и кикимор болотных. И здесь дети сталкиваются с реальным препятствием: как показать образ Бабы-яги, если она то добрая, то злая? Действительно, в отличие от известных сказок («Морозко», «Марья-Маревна», «Василиса Прекрасная» и другие), где коварство ее очевидно, здесь она предстает перед нами в разных ипостасях. Противоречивый образ Бабы-яги показан через ее неотъемлемый атрибут — избушку. В сказке их две: для хорошего и для плохого настроения. Сама Баба-яга принимает в них разные обличья: то становится гостеприимной, добродетельной и заботливой «бабулей», ласковой и нежной («яхонтовый мой», «чадушко мое бриллиантовое», «дитятко милое», «утютюшечка драгоценненький»), просто красавицей, то грубой, ворчливой и даже жестокой («отыщу, отомщу, догоню и съем»).

Почему автор изобразил ее таким образом? Как нам распознать ее истинное лицо и намерения? Какую найти для нее интонацию? Отвечая на эти вопросы, важно, чтобы дети исследовали сложность и неоднозначность жизненных явлений, чувств, поступков людей. И, оказывается, если у человека чистые помыслы, то ему не надо принимать разные обличья, он остается самим собой в любой ситуации. Человек же со злым умыслом зачастую всеми правдами и неправдами добивается своей цели.

Намерение у Яги одно — завладеть волшебным сундучком для своих корыстных целей, а еще — властвовать над другими («пусть нам все завидуют», «станут просить, не всякому покажем, а тому, кто ниже всех поклонится», «нам радость, другим — горе»). Поэтому мы решили с детьми найти для нашего отрицательного персонажа слащавую, приторную (она и готовила Кузьке одни только сладости), «красивенькую» интонацию, своим звучанием воспроизводящую атмосферу фальши и искусственности. Смысл диктует и соответствующие средства выразительности: заискивающая мелодия, то вскарабкивающаяся вверх, то внезапно падающая вниз (несоответствие) на фоне остиннатного баса (готовящийся заговор, недобрый замысел), атональное звучание и отсутствие динамических контрастов (подчеркнутое лицемерие).

Совсем иного характера кикиморы болотные. Их злонамерения не прячутся под маской доброты и заботливости. Они глупы, прилипчивы, некрасивы, и во внешнем облике их нет определенности («тощие, длинные, плоские, корявые, головы с кулачок, то лысые, то лохматые, то серые, то зеленоватые, один глаз на боку, другого не видать, зато рук по три, по пять»). Решаем с ребятами найти для них интонацию простенькую, незамысловатую — своеобразную дразнилку и соответствующие средства выразительности.

Мы не наделяем образ кикимор выразительной мелодией, а сочиняем его как набор диссонирующих секунд и больших септим, увеличенных интервалов и трезвучий без разрешений, при этом они скачут по всей клавиатуре в хаотическом движении. Ритмический рисунок мы взяли у знаменитой дразнилки «Федя Медя»: «Федя Медя — требуха, съел корову и быка, и пятнадцать поросят, только хвостики висят».

Итак, взаимодействие всех сочиненных нами образов выстраиваем по законам музыкальной драматургии: как столкновение и борьбу противоположных полюсов, где любое изменение того или иного образа, интонации продиктовано развертывающимся смыслом.

А смысл такой — добро ведет борьбу со зримым, а зачастую и с незримым злом. Что касается зримого зла — это понятно, а как быть с незримым? Будет огромной победой учителя, если дети в выстраивании драматургии обострят внутренний конфликт главного героя: преодоление самого себя, своих слабостей (вспомним хотя бы, как Кузька соблазнился сытой, спокойной и беззаботной жизнью у Бабы-яги, даже на какое-то время забыл о своем сундучке). И только мысль о других (о друзьях, о доме, о других людях) позволила ему укрепиться в своем добром намерении, пройти через все испытания (коварство и зло просто так не сдает своих позиций) и донести заветный сундучок людям.

Можно в конце урока задать детям следующие вопросы: почему Домовенок пришел со своим волшебным сундучком именно к людям? Почему он передал его девочке, ребенку? В чем великая тайна и сила сундучка? Почему лесной нечисти он не открывался? (Духовное, чистое начало творчества, познания, культуры в целом.) И т.д.

Очень важно, чтобы в процессе сочинения музыкальной сказки дети вышли на понимание того, что все, что они делали, то есть искали и находили нужную форму и средства, необходимо было для выражения содержания музыки. А содержание музыки и есть наши чувства, мысли, представления, отношения, жизненные оценки явлений, поступков — неоднозначные, живые, постоянно меняющиеся.

Значит, по сути, мы не просто сочиняли музыку, мы выражали и открывали в ней самих себя.