Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Синяя птица Априля

Фантастическое становится реальным, а реальное – фантастическим. Как передать нестерпимый жар израильского солнца, испепеляющий свет пустыни, с ее захватывающими миражами? Ведь этот ослепительный, обжигающий свет словно уничтожает все цвета. Русско-израильский художник Аарон Исаакович Априль сумел одержать победу в борьбе со светом и увидел в свето-теневой среде странную реальность с бесконечными превращениями («Неосознанная реальность», 1994). Свет в Израиле он называет жестоким. Не удивительно, что многие художники светом убивают цвет.

Родившийся и выросший в Литве, Априль в 1941 г. вместе с семьей был депортирован в Алтайский край, среднюю школу закончил в Якутске. После окончания Московского художественного училища он был вторично депортирован в Якутск. В 1960 г. Аарон Априль окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, участвовал в московских и всесоюзных выставках. В 1972 г. он эмигрировал в Израиль, где занимался преподавательской деятельностью в университетах Хайфы и Иерусалима. Его персональные выставки проходят по всему миру.

После маскарада. 2006

После маскарада. 2006

 

На выставке «Аарон Априль. Живопись, графика 1960–2000-е» в Третьяковской галерее представлено около ста работ, созданных за последние тридцать лет. Как сильно отличаются его темноватые, сумрачные работы в «суровом» стиле конца 1950-х гг. от произведений, созданных в Израиле: ярких, экспрессивных, раскрепощенных!

Априль принадлежит к тем художникам, кто умеет укрощать хаос. Из кажущихся беспорядочными пульсирующих мазков неожиданно возникают лица, фигуры, библейские персонажи («Форте-пиано», 1992, «Вестник», 1995).

Последний полет. 1982

Последний полет. 1982

 

Априль сумел найти нечто библейское и в современных израильтянах, и в окружающей реальности. Причем названия работам мастер дает, когда картина, акварель (одна из любимых его техник) уже написаны. Как в серии холстов «Песнь песней» (2002): визуальные размышления художника о жизни, любви созвучны прекрасным библейским стихам. И зритель находит свои ассоциации в этих полотнах, навеянных ветхозаветными образами. Библейские персонажи на полотнах Априля возникают и как воплощение страны, в которой он живет, по улицам которой ходят потомки библейских персонажей («Иов», 1989). Но, безусловно, присутствует здесь интуитивное прочтение художником библейских текстов.

Именно в Израиле Априль обрел необычайную живописную свободу, раскрепостил цвет. Он не стремится изображать, взывая к рассудку, он обращается к эмоциям. Ему важно передать в своих произведениях некое эмоциональное состояние. Следует пристально вглядываться в его холсты и акварели, чтобы обнаружить персонажей, которые «проявляются» через кристаллические структуры. А его пейзажи хорошо передают своеобразие израильских ландшафтов с чутко найденными цветовыми и световыми сочетаниями («Весенний мотив», 1994, «Осеннее окно», 1995).

Осеннее окно. 1995

Осеннее окно. 1995

 

Смерть осла. 2005

Смерть осла. 2005

 

Но чаще всего в столкновениях, напластованиях, вихреобразных построениях в работах Априля рождаются странные, ускользающие образы, непонятные, загадочные персонажи: совы, летучие мыши, петухи, мертвый осел. И фантастическое становится реальным. Многие образы пришли из детства – мертвый осел как воплощение страхов («Покой нам только снится», 2002–2003).

Особенность метода Априля – умение «видеть изнутри» зверей, птиц, людей, чтобы выявить нечто сущностное, характерное. Не удивительно, что порой ему трудно объяснить, почему появляются те или иные изображения, названия которым даются лишь по окончании работы.

Женщины слушают песни Давида. 2006

Женщины слушают песни Давида. 2006

 

В сущности, совершенно не важно, какие мотивы доминируют в его творчестве, поскольку ты рассматриваешь и погружаешься в саму красочную массу, пульсирующую, вибрирующую, с превращениями, озарениями, игрой фактур, мазков («Падение», 2003–2005, «Корабль дураков», 2003–2005).

Представлены на выставке и акварели Априля. Одна из лучших – «Канун субботы. Сходятся к Стене Плача» (1993), где легко, с поразительной точностью, как бы с высоты птичьего полета обозначены архитектурные сооружения и многочисленные ряды крохотных фигурок. Акварели, по словам художника, он пишет дольше, чем картины. В акварелях ему удается передать внутренний свет, который несет в себе сама акварель. А цвета пустыни в них как-то по-особенному тают и обволакивают зрителя.

Лот с дочерьми, II. 1989

Лот с дочерьми, II. 1989

 

Искусство Априля очень своеобразное и открывает многочисленные пути его прочтения. В нем притягивают яркая образность, драматизм, многослойность, оригинальная символика.