Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

 

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Продолжение. См. № 3, 8, 9, 10, 12, 15/2008.

Самым близким нам по времени создания и последним из античных чудес света был маяк, построенный в 285–279 гг. до н.э. близ дельты Нила у Александрии Египетской на острове Фарос.

Фаросский маяк. Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

Фаросский маяк. Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

 

Он удивлял всех не только своей высотой (130 м), соперничавшей с пирамидами, и не только новизной и оригинальностью невиданного ранее сооружения: башни, где поддерживается круглосуточно горящий костер, который позволяет кораблям ориентироваться в море на расстоянии 60 км от Александрии и заходить в ее порт даже ночью. Маяк поражал красотой пропорций и техническими новинками оборудования и оформления.

Карта средиземноморских государств периода эллинизма

Карта средиземноморских государств периода эллинизма

 

Он был снабжен системой металлических зеркал, разработанной самим великим Архимедом, которые могли многократно усилить как свет костра, так и свет солнца. Они также собирали солнечный свет в узкий луч, который, по легенде, мог поджечь в море вражеский корабль.

Фаросский маяк в разрезе. Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

Фаросский маяк в разрезе
Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

 

Восторг современников вызывали и служившие украшением здания «живые» скульптуры — первые автоматы, способные делать несложные движения, например, указывать направление, поворачиваться, издавать звуки. Но они не только украшали сооружение, но и являлись приборами, показывающими силу ветра, волнения на море, направление ветра, положение солнца и луны. Были на маяке также солнечные и водяные часы, отбивавшие время с помощью колокола (кстати, изобретенного в Египте).

Великолепное сооружение просуществовало почти 1000 лет (до 796 г. н.э.), когда было либо разрушено землетрясением, либо разобрано. В 1480 г. на его остатках возвели турецкую крепость Кайт-бей (по имени царствовавшего тогда в Египте султана), которая стоит и поныне.

Но исчезнувшее сооружение оставило миру свое имя. Так как Александрийский маяк был первым в мире, то подобные ему сооружения стали называть так же, как называли его. В Александрии его называли «Фарос», по названию острова, и во многих европейских языках слово «маяк» звучит как «фарос». В русском языке слово «фара» означает источник сильного света, освещающий машине путь.

 

УРОК 1–3
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗВЕРТКИ МАЯКА И ЕЕ СКЛЕИВАНИЕ

Материал для работы: чертежная бумага формата А4, простой карандаш, ножницы, линейка, лист картона, гуашь, кисть, бронзовая или серебряная краска, банка для воды, тряпка, клей ПВА.

Исторические сведения и предания в помощь учителю

Строительство маяка пришлось на годы правления в Египте царя Птолемея Сотера, второго из династии Птолемеев, который был заинтересован в прославлении и династии, и собственного имени. Он покровительствовал развитию в стране науки, искусства и техники, привлекал в Египет ученых, финансировал строительство и содержание знаменитого Музейона — городка ученых, поэтов и мастеров, пополнение знаменитой Александрийской библиотеки и сооружение маяка.

Однако сооружение маяка являлось не столько делом престижа, сколько давно назревшей необходимостью. Александрия была портом мирового значения, единственными морскими воротами Египта, торговавшего со всеми странами Средиземноморья. Она стояла на равнине и не была видна с моря так, как, например, стоявший на горе Галикарнасский мавзолей. Александрийский порт принимал так много кораблей, что они выстраивались в очередь на вход и на выход и не всегда успевали сделать это до наступления ночи. Кроме того, маяк оказался не просто портовым сооружением, но военно-стратегическим объектом, охранявшим и защищавшим вход в порт и в страну в целом.

Фаросский маяк. Реконструкция

Фаросский маяк. Реконструкция

 

Строительство его велось шесть лет — рекордное для той эпохи время — под руководством архитектора Сострата. По окончании работ он должен был установить на стене маяка мемориальную доску с именем Птолемея, но, желая донести до потомков имя подлинного его строителя, выбил на камне надпись «Сострат, сын Дексифрона из Книда, посвятил богам — спасителям ради мореходов». Надпись эту он закрыл мемориальной доской из штукатурки «под мрамор». Со временем штукатурка осыпалась, обнажив выбитые в камне слова.

Маяк представлял собой трехъярусное сооружение.

Крепость, построенная на месте Фаросского маяка

Крепость, построенная на месте Фаросского маяка

 

Первый 70-метровый ярус, облицованный мрамором белого цвета, суживающийся кверху, был ориентирован на четыре стороны света. Он служил крепостью, казармой для солдат, местом, где размещались метательные машины. В подземелье под ним находились склады оружия, продовольствия и большой резервуар для пресной воды.

Верхняя площадка первого яруса служила основанием для восьмигранного второго. Именно на этой площадке стояли фигуры-автоматы и были укреплены часы.

Второй, 45-метровый ярус из белоснежного мрамора сиял в солнечный день, резко выделяясь на фоне неба, служа кораблям дополнительным ориентиром.

Третий ярус — круглая башня с колоннами розового гранита вместо стен — была увенчана куполом, на вершине которого стояла бронзовая статуя Посейдона с трезубцем. Она также была автоматом, так как могла «испускать крик», то есть сигнал об опасности, и показывать рукой в направлении приближающегося врага.

Архимед

Архимед

 

На третьем ярусе днем и ночью горел костер. Причем днем его старались сделать дымным. Дым, поднимаясь столбом, увеличивал радиус видимости маяка. Костер окружала система задвижек. Закрывая и открывая свет костра, можно было подавать сигналы кораблям, руководить боем. Ночью система зеркал, увеличивавшая свет, собиравшая его в движущийся луч, могла освещать дорогу кораблю, провожая его в порт.

Сопоставление современной крепости и маяка. Реконструкция И. Кольцова

Сопоставление современной крепости и маяка
Реконструкция И. Кольцова

 

Техника строительства маяка была уникальной. Из-за небольших размеров острова пришлось отказаться от привычного способа строительства с помощью наружных насыпей (как, например, при строительстве Колосса Родосского). Насыпь стали делать внутри сооружения. Пологий пандус, как винтовая лестница, вился по внутренней стене маяка и рос вместе с первым и вторым его ярусами. По этому пандусу ослы и рабы доставляли наверх строительные материалы.

Голова статуи Посейдона (Зевса) с мыса Артемисион на о. Эвбея

Голова статуи Посейдона (Зевса)
с мыса Артемисион на о. Эвбея

 

Центральное пространство маяка было полым, но не пустым. В нем висела целая система веревок и канатов, которыми с помощью блоков и воротов, помещенных наверху, поднимали солому и горючее для костра: масло, смолу, нефть. Дерево не использовалось. Этот дефицитный в условиях Египта материал шел только на строительство жилья, кораблей, колесниц, мебели, саркофагов, копий, стрел и др.

Монета с изображением Птолемея I Сотера

Монета с изображением Птолемея I Сотера

 

Александрийский маяк привлекал множество паломников, толпившихся у его подножия и ожидавших начала работы автоматов или рассматривающих его со стороны моря или суши. Изображения маяка чеканились на монетах, воспроизводились на произведениях декоративно-прикладного искусства, поэтому мы достаточно хорошо представляем себе, как он выглядел.

Рисунок из книги Афанасия Кирхера (1671 г.) иллюстрирует идею Архимеда об использовании множества зеркал, концентрирующих энергию Солнца

Рисунок из книги Афанасия Кирхера (1671 г.)
иллюстрирует идею Архимеда об использовании
множества зеркал, концентрирующих энергию Солнца

 

Причиной гибели маяка, по одной из легенд, было не землетрясение, а жадность и невежество, а также то военно-стратегическое значение, которое маяк имел для Египта. После завоевания страны арабами христианский мир (в лице прежде всего Византии) вынашивал планы ее захвата, но этому мешал маяк, стороживший ворота в дельту Нила. Поэтому был пущен слух, что в толще стен маяка спрятаны сокровища Птолемеев. Арабы в поисках сокровищ стали методично разбирать маяк, разрушив при этом систему зеркал Архимеда. Они остановились только на середине первого яруса, узнав о ликовании, которое поднялось в стане христиан от успеха дезинформации.

Остатки сооружения служили маяком еще около 500 лет. Сигналом по-прежнему был костер ночью и столб дыма днем. Затем ярус был окончательно разобран, а фундамент маяка скрыт в недрах новой крепости, в которой остались для использования по назначению и подземные склады, и резервуар для воды.

1. Вступительная беседа

Мы предполагаем, что с историей возникновения маяка на острове Фарос и его техническими особенностями ребята знакомятся на уроках истории, поэтому вопросы учителя носят обобщающий характер: когда, где и кем был построен первый в истории маяк, почему он был внесен в список Семи чудес света, заменив в нем стены Вавилона, чем маяк поражал современников. (Не только своими размерами, конструкцией, но и ни с чем не сравнимыми техническими возможностями.)

2. Изготовление чертежа развертки маяка

Наша работа будет представлять собой рельефное изображение маяка на фоне живописного морского пейзажа. Маяк будет выступать над поверхностью фона на 1/2 своего объема.

1) Чертеж первого этажа. Целиком будет видна только одна грань параллелепипеда 4 x 9 см, две другие будут выступать только наполовину (2 x 9 см). По бокам добавляем на швы по 1 см, сверху — 2 см (1).

(1)

2) Чертеж второго этажа. Необходимо помнить, что второй этаж — это восьмигранник, поэтому целиком будут видны три грани, а две — только наполовину. Ширина грани 1 см, высота 4,5 см, слева и справа припуски на швы по 1 см, сверху — 0,7 см (2).

(2)

3) Чертеж третьего этажа. Вычерчиваем прямоугольник 3,5 ? 2,5 см с припуском на швы по сторонам по 1 см (3).

(3)

4) Чертеж конусообразной крыши. Изготовляем шаблончик в виде треугольника с основанием 1 см и высотой 2 см. Обводим его три раза и делаем небольшие припуски на швы (4).

(4)

5) Собираем на листе картона макет маяка начиная с первого яруса (5).

(5)

УРОК 4–5
РОСПИСЬ МАКЕТА

На этом занятии мы приступаем к росписи макета Александрийского маяка и его фона.

1. Тонирование поверхности маяка. Известно, что маяк был построен из известняка и облицован мраморными плитами, поэтому мы покрываем его слоем белой гуаши, которая закроет все соединения и погрешности, допущенные при склеивании, если они есть.

2. Изображение морского пейзажа. Прежде чем приступить к изображению морского пейзажа, необходимо вспомнить о технических возможностях маяка и легендах, связанных с ними.

Детям можно предложить показать маяк ночью, когда его свет ослепительно разливается на всю округу, или днем, когда зеркала Архимеда фокусируют солнечный свет и сжигают вражеские суда на горизонте. В зависимости от выбранного ребенком сюжета ему предлагается цветовая гамма для работы.

Важно напомнить школьникам, что для изображения любой стихии (будь то небо или море) необходимо взять не менее трех цветов и их оттенков. Если мы изображаем ночь, то нам понадобятся черный, синий, красный (для фиолетового), изумрудный цвета. Необходимо напомнить также, что ночью вода выглядит чуть светлее неба. Днем картина меняется, небо будет светлее морской воды, следовательно, нам будут нужны синий, белый, фиолетовый или изумрудный цвета.

Иллюзию воды нам помогут создать легкие мазки, имитирующие волны или рябь на морской поверхности (6). Неплохо показать детям несколько репродукций с полотен художников-маринистов (И. Айвазовский (7–9), Г. Курбе (10)).

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

3. Прорисовка маяка. У нас готов пейзаж, остается дополнить картину деталями. Мы прорисовываем на маяке колонны, поддерживающие крышу, арки третьего яруса, где располагаются зеркала, окна и проемы второго и первого ярусов. Наша работа идет сверху вниз. Если у нас ночной пейзаж, то прорисовка идет черным цветом, если день, то синим. Завершающим штрихом является статуя Посейдона с трезубцем на верхушке маяка.

4. Силуэты военных кораблей. В нашей работе просто невозможно обойти тему древних кораблей. Они обязательно должны украсить наш пейзаж. Военные корабли-триеры были одномачтовыми, с прямоугольным парусом, на носу у них располагался длинный таран, часто в передней части корпуса корабля рисовали глаз. В отличие от торговых судов, триеры имели три ряда весел, что давало им возможность быстро двигаться в любую погоду. На нашей работе будут представлены лишь силуэты кораблей без проработки деталей (11).

(11)

5. Свет Александрийского маяка. Наконец картина завершается изображением огня маяка, разгоняющего ночную тьму или поражающего вражеский корабль. Для большей выразительности мы можем использовать не только белый, оранжевый и желтый цвета, но и серебряную или бронзовую краску, можно взять лак с блестками.

6. Итог урока. Обсуждение работ.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Большинство ребят с раннего детства любят рисовать. Придя в школу, они с удовольствием работают на уроках изобразительного искусства и художественного труда, но к 5–6-му классам этот интерес ослабевает или пропадает совсем. Причина этого известна каждому педагогу: ребенок достигает к подростковому возрасту определенного уровня изобразительной деятельности, который характеризуется правдоподобием изображения, реалистичностью, похожестью, четким очертанием предметов на плоскости, но вместе с тем частичным или полным отсутствием перспективы и пластичности в изображении. Редко кто из ребят поднимается выше этой ступени, если не занимается художественно-изобразительной деятельностью специально.

Для подростка уже недостаточно работы одного воображения, его уже не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, он остро чувствует недостаток художественных умений и навыков. В результате уроки изобразительного искусства в школе становятся неинтересными и тягостными.

Как показала практика, предлагаемый цикл занятий решает эти проблемы. На занятиях «Семь чудес света» учащиеся применяют уже имеющиеся у них умения и навыки, активно пользуются полученными знаниями для решения новых, увлекательных задач. Теперь в большинстве случаев не учитель, а сами ребята являются источником информации, они перестают быть пассивными слушателями, а включаются в диалог. Сочетание разнообразных техник в работе поддерживает интерес учащихся к занятиям, требует от них собранности, точности, дает возможность широко проявить дарование каждого ребенка.

В предложенном цикле занятий каждый учитель может найти для себя что-то полезное и интересное. Представленное нами планирование уроков не является догмой, при работе необходимо ориентироваться на конкретный класс, конкретных учеников, учитывать их возможности. Вероятно, на проработку некоторых тем может понадобиться чуть больше времени, чем мы предлагаем, а что-то, наоборот, можно будет сократить. Индивидуальную и групповую работу учитель тоже может варьировать по своему усмотрению. Предлагаемый зрительный ряд может быть расширен и дополнен в соответствии со вкусом и возможностями учителей.

Нам кажется, что уроки художественно-эстетического цикла, где дети непосредственно соприкасаются с прекрасным, обязаны нести радость, стимулировать творческую активность, приносить чувство удовлетворения своей работой. Именно это является главной и основной целью для нас.

 

ЛИТЕРАТУРА

Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнов В.В. Мировая художественная культура. — М., 1996.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М.: Современник, 1996.

Домашев А., Дроздова Т. Из глубины веков. — М., 1985.

Ивлев С.А. Художественная культура Древнего Востока. Материалы для учителя МХК. – М., 2001.

Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. — Л., 1980. (Садово-парковое искусство Вавилонии.)

Нейхард А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. — СПб.: Литера, 1999.

Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. — М.: Искусство, 1995.

Райхард Г. Семь чудес света. Пирамиды. Серия «Что есть что». — М., 1993, 1995.