Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Возвращение забытого имени

Трудно представить, что эта мерцающая, изумительной красоты, одухотвореннная картина «Магелланово облако» (1969) Валентина Окорокова была создана 78-летним художником! Как и другая абстрактная композиция «Борение» (1968), с мрачными прорывами и озарениями, настоящая цветовая симфония: экспрессивная, трагическая. Очень немногие художники испытали такой блистательный творческий расцвет, когда им было далеко за семьдесят.

Нелегкой была судьба Валентина Михайловича Окорокова (1891–1974): гонения, непонимание, борьба за выживание, непоколебимая вера в свою художническую избранность и стоическое подвижничество. Мастер сумел сохранить высокие духовные и нравственные ценности в период кризиса, ломки, утраты истинных понятий добра, справедливости, исповедовал творческую свободу и независимость.

Родился Окороков в провинциальном городке Козлове Тамбовской губернии, ныне Мичуринск. Уже в ранние годы в Козлове он входит в художественную группу и участвует в 1918 г. в выставках («Русское творчество»). Оказавшись в Москве, он заканчивает курсы художников-графиков и устраивается на работу в Учпедгиз. Молодой художник активно включается в московскую художественную жизнь. Неизвестно, был ли он связан с художниками, учившимися во Вхутемасе-Вхутеине, но авангардистские формы, течения, приемы он перерабатывал на свой лад. Уже в 1920-е гг. он создал свою неповторимую, ни на кого не похожую манеру, однако в сложных композициях ощущается влияние супрематизма, конструктивизма. Это удивительные пластические конфигурации, в которых оригинально претворены идеи русского авангарда. В работах 1920-х гг. поражает легкая, четкая и непринужденная организация картинной плоскости, тщательная передача деталей. В этот период обнаруживается интерес художника к космической тематике и страстное увлечение абстрактной живописью, которой он остается верен до конца жизни. В 1930–1940-е гг., в период гонения на художников-«формалистов», Окороков «уходит в подполье»: создает эскизы ковров, плафонов, занимается книжной графикой.

Иллюстрации

Белоснежка. 1961

Борение. 1968

Рождение сверхновой. 1963

Космос. 1972

Та-ри-ра-ра, моя гитара. 1921

Неудержимость. 1931

Авто. 1965

Новый взлет в искусстве Окорокова произошел в 1950–1960-е гг., в период «оттепели», когда он работал в знаменитой студии Элия Белютина «Новая реальность». Это самый плодотворный период в его творчестве. Под жестким диктатом Белютина в студии разрабатывался новый художественный язык. Как ощущал себя 70-летний художник среди 20–30-летних студийцев? Разница в возрасте его не смущала. Для молодежи он был воплощением дерзновенного духа авангарда 1920-х гг., ученики Белютина относились к нему с большим уважением. Окороков нашел в студии понимание, близкую духовную атмосферу, которой ему так не хватало дома (где, увы, к его творчеству относились с пренебрежением), возможность продолжать эксперименты. Из-за непонимания в семье художник ушел из дома и жил на даче у Белютина, где расцвел его талант. После репрессий и разгрома студии Белютина его ученики работали на купленной учителем даче в Абрамцеве.

И в 1960-е гг. тема космоса была главной для художника. Оригинальна его идея микрокосмоса, связанная с изображением трав, мхов, насекомых («В горах», 1964, «Бионика», 1965). И все же идеи космизма в научном плане вряд ли привлекали Окорокова. Космическую тему он интерпретировал скорее как упоение безграничными возможностями абстрактной живописи, в духе представителей «лирической» абстракции, с ее безудержными прорывами в иные измерения, исключительной свободой, что достигалось через удачно найденную цветовую гармонию («Уход навечно в бесконечность», 1968, «Сдвиги пространства», 1968, «Космос», 1972).

Язык абстрактной живописи помогает Окорокову выразить самые сложные и тонкие человеческие переживания, самые сильные или тщательно сокрытые эмоции. Поражает удивительная духовная наполненность его абстрактных произведений: лирических, эмоциональных, порой рождающих музыкальные ассоциации. Картина «Две ню. Посвящается Листу» (1969) навеяна музыкой великого венгра. В ярких всполохах красного, желтого, зеленого притягивает романтическая приподнятость, в них угадываются пленительные очертания женских фигур. А картина «4С. Музыка» (29.09.1929; 26.02.1971) навеяна 4-й частью Четвертой симфонии Чайковского. Даты ее создания, очевидно, свидетельствуют, что художник развивал свою раннюю супрематическую композицию.

Не многие фигуративные работы Окорокова овеяны легкой экспрессией, как прелестный прозрачный «Полдень» (1969), с тонкими переливами нежных цветовых сочетаний: обобщенный, реальный и фантазийный.

Наконец справедливость в отношении творческого наследия этого незаслуженно забытого художника восторжествовала и его произведения (в основном из частных собраний) представлены на крупной выставке «Предмет и вне предмета. Валентин Окороков. 1920–1970» в Выставочном зале Третьяковской галереи в Толмачах. Выставка организована Третьяковской галереей и Фондом «Старые годы».