Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Диана ХАЗИЕВА

 

АННА ПАВЛОВА

«Тоненькая, стройная, как тростинка, воздушная и гибкая… с наивным личиком южной испанки, воздушная, она казалась хрупкой и изящной, как севрская статуэтка» – так писали в газетах начала ХХ века о русской балерине Анне Павловой, которая только начинала свою блистательную карьеру. Павлова до сих пор остается легендой, эталоном непревзойденного мастерства и совершенства в танце.

Анна Павлова. Фогография начала 1910-х гг.

Анна Павлова. Фогография начала 1910-х гг.

 

12 февраля 1881 года в Петербурге в семье солдата и прачки родилась дочь Анна. В 8 лет Анна впервые попала в Мариинский театр на «Спящую красавицу» в постановке Мариуса Петипа. Увиденное так потрясло маленькую девочку, что она решает стать танцовщицей. Твердость характера, проявившаяся вдруг в тихой хрупкой девчушке, ее горячие просьбы заставили мать отправиться на Театральную улицу (ныне это улица Росси) в дирекцию Императорской балетной школы. Увы, маленькую Анну нашли очень слабенькой, физически неподготовленной для сурового режима казенной школы и в приеме в школу отказали. Упорная Анна пришла на следующий год. На этот раз ее приняли. Училась она у известных педагогов – Екатерины Вазем и Николая Гердта.

В. Серов. Портрет балерины А. П. Павловой. 1909

В. Серов. Портрет балерины А. П. Павловой. 1909

 

Анна была очень старательной ученицей. В те годы в моде были виртуозность, технически эффектные танцы. «Стальной носок» считался главным качеством исполнительницы. Но юная Павлова, с ее хрупкой, воздушной фигуркой, была «не в духе времени», она это понимала и всеми силами старалась овладеть бравурным стилем и блеском современного танца. Ей это удалось. По окончании училища Анна могла исполнить любую сложную партию балетного репертуара Мариинского театра, куда была сразу принята. Молодая танцовщица, помимо совершенной техники, привлекла внимание публики яркой индивидуальностью и особенно – поэтичностью своего танца.

Огромную роль в творческом формировании Павловой сыграл ее товарищ по балетной школе Михаил Фокин. Это он помог ей понять, что она не только совершенна в технике, но наделена особым даром – создавать художественный образ. Фокин специально для Павловой поставил танец «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, в котором проявилось мастерство танцовщицы и который принес ей мировую известность.

А. Павлова – Китри. Балет «Дон Кихот»

А. Павлова – Китри. Балет «Дон Кихот»

 

Она очень скоро становится знаменитой балериной, артисткой с мировым именем. За четырнадцать лет службы в Мариинском театре она исполнила партии в сорока с лишним балетах. С 1910 г. она переходит в разряд артистки-гастролерши. С триумфом проходят ее турне по странам Европы и Америки. Прекрасная танцовщица классического стиля, она легко увлекалась новыми веяниями, с охотой участвовала в постановках А. Горского, М. Фокина. Павлова вдохнула новую жизнь во многие классические партии, раскрывая драматизм, а порой трагизм известных образов (Жизель, Пахита).

В 1909 г. она – ведущая балерина дягилевских «Русских сезонов» в Париже. В 1910 создает собственную труппу и с триумфом выступает с нею в разных странах. Она еще числится артисткой Петербургской императорской труппы, но в 1913 г. порывает с нею.

А. Павлова и М. Мордкин

А. Павлова и М. Мордкин

 

Анна Павлова не просто несла людям свое любимое искусство, она прокладывала новые пути, по которым классический балет приходил в жизнь разных народов.

Для гастролей Павлова выбирала такие страны, как Индия, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, Филиппинах, выступала перед зрителями, которые до нее никогда не видели балета. Танцовщица поставила перед собой цель доказать, что классический балет не является тем искусством, что доступен лишь немногим знатокам.

В. Серов. Павлова в балете «Сильфида». 1909

В. Серов. Павлова в балете «Сильфида». 1909

 

Павлова долго отказывалась от постоянного театра, ни в какой театр не желала поступать. В Англии в 1920-е гг. она вновь создала собственную труппу. Когда-то иностранные артисты оказались у истоков русского балетного искусства. Теперь вышло наоборот – небольшая хореографическая школа и созданная Павловой труппа, по существу, открыли страницу, с которой начал свою историю английский балет.

А. Павлова в сирийском танце Художник А. Стивенс

А. Павлова в сирийском танце Художник А. Стивенс

 

Деятельность Анны Павловой выходит далеко за пределы ее исполнительского творчества. Маршруты ее путешествий, пересекшие все континенты земли, были маршрутами, по которым русская хореографическая культура входила в жизнь народов разных стран. В лице Анны Павловой русская балетная школа получила мировую славу и признание.

Л. Бакст. Портрет Анны Павловой. 1908

Л. Бакст. Портрет Анны Павловой. 1908

 

Павлова ушла из жизни в год своего пятидесятилетия. Она скончалась в дороге, в самом начале нового путешествия. Это произошло в Гааге, в январе 1931 года. Но и сегодня ее жизнь, ее искусство вызывают во всем мире живой интерес. Имя Анны Павловой до сих пор обладает огромной притягательной силой. Это имя стало для многих и многих символом прекрасного, вдохновенного искусства танца, которому великая балерина отдала всю жизнь без остатка.