Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

 

Портрет Е.В. Давыдова

 

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ
ПОРТРЕТ ЛЕЙБ-ГУСАРСКОГО ПОЛКА ПОЛКОВНИКА
ЕВГР.В. ДАВЫДОВА

1809. Государственный Русский музей

 

Кисти Ореста Кипренского принадлежит хрестоматийный портрет, известный каждому школьнику. Правда, далеко не каждый школьник сможет правильно ответить на вопрос, кто на нем изображен. Справедливости ради стоит сказать, что с ответом затруднится и взрослый, хорошо знакомый с историей искусства. Речь идет о знаменитом портрете Давыдова.

По традиции считалось, что это изображение знаменитого поэта-гусара Дениса Васильевича Давыдова, героя Отечественной войны 1812 г. Но в 1940-е гг. был обнаружен некий «реестр» Кипренского, в котором упоминался в числе прочих портрет Ев.В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, «почти в целый рост картина». Как удалось установить в процессе архивного «расследования», у Дениса Давыдова имелся брат Евдоким, и, естественно, тут же появилось предположение, что именно его Кипренский и написал. Однако эту версию пришлось признать несостоятельной, поскольку из биографических источников стало известно, что Евдоким был кавалергардом, тогда как на портрете изображен гусар. Пришлось продолжить поиски.

Вскоре возникла новая догадка — в лейб-гвардейском полку служил двоюродный брат поэта, Евграф Владимирович Давыдов. Стало быть, это он герой портрета Кипренского? Все признаки сходились, исследователи могли вздохнуть свободно. Но прошло время, и «реестр», из-за которого началась вся эта история, признали писарской копией, полной ошибок, а вовсе не подлинным автографом Кипренского. Таким образом, все возвратилось на круги своя. По сей день не умолкают споры относительно героя полотна, в нем снова признают то Дениса, то Евграфа, каждый новый исследователь приводит свои аргументы. Но, как бы то ни было, на живописные качества произведения это никак не влияет. Портрет Давыдова относится к числу самых значительных созданий художника и ярче всего отражает идеи наступившей эпохи русского романтизма.

Кипренский пишет Давыдова во весь рост, на пейзажном фоне. Усатый красавец гусар стоит подбоченясь, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю, а правую молодецки упирая в бедро. Лицо Давыдова обращено к зрителю, тогда как плечи повернуты фактически в профиль. Сверкает золотое шитье на ярко-алом ментике, блестит золотом сабля. Эффектный образ, что и говорить! Он мог бы показаться даже немного нарочитым, но в данном случае такого чувства не возникает. Зато возникает ощущение романтической приподнятости, подлинной патетичности. Это настроение усиливает и пейзаж — темное грозовое небо с бегущими по нему кучевыми облаками, тревожный ритм теней — и колорит картины, построенный на ярких цветовых акцентах, резких контрастах света и тени. Только лицо Давыдова немного не соответствует этим драматическим мотивам, взгляд гусара задумчив и мечтателен. Неудивительно, что самая первая версия указывала на то, что Кипренский изобразил поэта. Но перед нами уже не просто портрет конкретного человека, это скорее собирательный образ русского патриота, воина, которому в скором времени предстоит доказать свою силу и мощь в изнурительных боях Отечественной войны.