Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Портрет Д.Н. Хвостовой

 

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ
ПОРТРЕТ Д.Н. ХВОСТОВОЙ
1814. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Е.С. Авдулиной. 1821–1823

Портрет Е.С. Авдулиной. 1821–1823

Портрет А.В. Щербатовой. Ок. 1808

Портрет А.В. Щербатовой. Ок. 1808

Портрет П.П. Щербатова. Ок. 1808

Портрет П.П. Щербатова. Ок. 1808

 

Отдельного упоминания достойны женские образы Кипренского. Трогательная Ростопчина, изысканная Авдулина, нежная Щербатова… Они такие разные, но во всех есть нечто общее – особенная проникновенность и трепетность, несмотря на внешнюю простоту. Пожалуй, можно было бы говорить о «женщинах Кипренского» так же, как мы говорим о «тургеневских» или «гриновских» девушках. В этой галерее пленительных образов особое внимание привлекает портрет Дарьи Николаевны Хвостовой.

Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809

Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809

Портрет Ф.В. Ростопчина. 1809

Портрет Ф.В. Ростопчина. 1809

 

В 1814 г. Кипренский работал в Санкт-Петербурге, там он и познакомился с сенатором Василием Семеновичем Хвостовым, который заказал художнику два портрета – свой и своей жены. Сам Хвостов долгое время исполнял обязанности губернатора в Томске, не совершив за этот период никакого сколь-либо значительного деяния. Судя по всему, человеком он был ничем не примечательным и даже довольно скучным, чего нельзя сказать о его супруге. Дарья Николаевна, урожденная Арсеньева (кстати сказать, она приходилась родственницей Лермонтову), прекрасно образованная, утонченная дама, стала третьей женой Хвостова, который был намного ее старше и явно не соответствовал ей по духовному развитию. В портрете Кипренского ощущается ее моральное превосходство и душевное одиночество, которого не могла не чувствовать эта женщина, чужая в собственной семье.

Портрет В.С. Хвостова. 1814

Портрет В.С. Хвостова. 1814

 

Художник изображает Хвостову в очень скромном виде. Мы не заметим на этом портрете роскошного наряда, шелков и кружев, блистающих драгоценностей. Он не поражает яркостью красок, эффектностью в передаче дорогих тканей. Дарья Николаевна одета в скромное домашнее платье и закутана в желтую персидскую шаль с бледным орнаментом по краю, модную в те годы. Единственное украшение – нарядный прозрачный воротник, собранный вокруг шеи. Женщина, представленная на портрете, не отличается броской красотой. Но вокруг нее царит удивительная камерная атмосфера, домашняя, уютная. Хвостова не смотрит на зрителя, она погружена в себя, задумчива и созерцательна. И все же мимо нее трудно пройти. Взгляд стремится вернуться к этому лицу, такому чистому и пленительному, нежному и обаятельному. Перед нами жена и мать семейства, милая и отзывчивая, добрая и серьезная, но немного печальная. Лицо Хвостовой Кипренский пишет очень плотными, тонкими мазками, что помогает прекрасно передать теплоту кожи. Так же тонко выписаны и другие нюансы – детали костюма, кисейный воротник платья, золоченая спинка кресла, на которую откинулась Хвостова.

Кипренского не зря считают родоначальником настоящего русского романтического портрета, главное в котором внутренний мир человека, а не его социальный статус. Художники-романтики, и Кипренский в их числе, стремились уйти от обыденности, будничности и выявить в человеке те внутренние качества, которые, может быть, не всегда заметны с первого взгляда, изобразить своего героя в те избранные минуты, когда в нем открываются самые лучшие черты. Именно в такой момент ему удалось написать Дарью Хвостову, запечатлеть ее высокую душу, при взгляде на которую мы сами, кажется, становимся чище и добрее.