Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Владимир ЯРАНЦЕВ,
Наталья СИЛАНТЬЕВА

 

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

 

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

 

План

План

 

Дворцовая площадь — основная часть системы центральных площадей Санкт-Петербурга, состоящей из Дворцовой, Адмиралтейской, Петровской (Сенатской) и Исаакиевской площадей. Расположена перед южным фасадом Зимнего дворца — главной резиденции русских императоров. Ограничена зданиями Главного штаба с юга, Штаба гвардейского корпуса с востока. Проезд между ними выходит к реке Мойке, за широким Певческим мостом через которую находится Императорская певческая капелла. С запада Дворцовая площадь переходила в Адмиралтейскую, на месте которой в 1870-х гг. устроены Александровский сад и Адмиралтейский проспект. Перспективы от Дворцовой площади раскрываются к Адмиралтейству, Сенату, Марсову полю, на Неву. Относящиеся к разным эпохам и стилям здания образуют цельный и гармоничный ансамбль с четко разработанной системой организации пространства, пропорциональностью членения архитектурных объемов, единством идеи прославления России.

Панорама Дворцовой площади

Панорама Дворцовой площади

 

Дворцовая площадь формировалась с середины XVIII до середины XIX века. Здания на месте нынешнего Зимнего дворца стали использоваться как императорская резиденция Анной Иоанновной и постоянно перестраивались как в ее царствование, так и ее преемниками. На месте площади был засеянный овсом луг, где паслись коровы, а перед западным фасадом дворца со стороны Адмиралтейства располагалась небольшая площадь (именно на ней предполагалось установить памятник императрице Анне Иоанновне с арапчонком). В 1754–1762 гг. обер-архитектор Елизаветы I граф Франческо де Растрелли на месте прежнего дворца выстроил новый.

Б.К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком. 1732–1741

Б.К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком. 1732–1741

 

Стиль Растрелли — «елизаветинское рококо» — синтез форм барокко и рококо. В эти годы в творчестве елизаветинских мастеров Россия с восторгом приняла рококо как последний, утонченный всплеск барокко. В елизаветинском стиле «русского рококо» Ф. Растрелли органично соединил формы рококо в декоративных деталях не только интерьеров, но и фасадов (что чуждо французскому рококо) со свойственной барокко грандиозностью. Растрелли обладал беспредельной свободой фантазии в декоративных решениях, его огромные здания кажутся в то же время драгоценными ювелирными изделиями. Растрелли построил дворцы, ставшие символами Российской империи, и поскольку Россия не имела законченных художественных форм готики, ренессанса и барокко, которые составляют тезаурус европейской культуры, то именно рококо — стиль эпохи становления Российской империи — в русском культурном сознании заняло место старейшего в России европейского стиля. (Строка Маяковского «дворец царям построил Растрелли» закрепила его имя в сознании советского общества.)

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

 

Новый Зимний дворец — огромных размеров, с классически ясной композицией и пышной отделкой фасадов и интерьеров множеством неповторяющихся мотивов, – обращен к будущей Дворцовой площади пластически самым богатым фасадом с треугольным фронтоном и тройной аркой въезда во внутренний парадный двор. Для фасадов Растрелли характерно изобилие колонн, всегда связанных со стеной и часто собранных в пучки, в два яруса, дорического ордера в первом этаже, коринфского — в высоту второго-третьего этажей.

Очень характерны постановка трехчетвертной колонны на пилястру, пучки из двух-трех колонн, также с пилястрами под ними, чередования на фасадах колонн и пилястр, перед которыми ставилась статуя. Стены дворца были окрашены в тающий розовато-коралловый цвет, вся лепнина была позолочена; изваянные из серовато-желтоватого камня аллегорические статуи на карнизе растворялись в бледном петербургском небе.

П.А. Ротари. Портрет Ф.Б. Растрелли. Начало 1760-х

П.А. Ротари. Портрет Ф.Б. Растрелли. Начало 1760-х

 

Растрелли первым задумал площадь перед дворцом. Она мыслилась как колоссальный огражденный кур д’онёр с парадными воротами, в центре колоннады должна была стоять конная статуя Петра I. В 1762 г. за постройку Зимнего дворца архитектор получил от Петра III орден св. Анны и (единственный из русских архитекторов) чин генерал-майора. Проект площади не был осуществлен.

Адмиралтейство

Адмиралтейство

 

В 1764 г. в проекте планировки столицы архитектор А.В.  Квасов наметил дугообразную конфигурацию Дворцовой площади, появилась идея общей системы центральных площадей. В 1780-х архитектор Ю.М. Фельтен реализовал план Квасова, построив по дугообразной линии южной границы площади частные дома, связанные единством членений и ритма фасадов. Среди этих построек выделялись два дома графа А.Д. Ланского и построенное Ж.Б. Валлен-Деламотом здание Вольного экономического общества на углу Невского проспекта.

Вид на Зимний дворец, Адмиралтейство и Исаакиевский собор

Вид на Зимний дворец, Адмиралтейство и Исаакиевский собор

 

В начале XIX в. архитектор А.Д. Захаров реконструировал здание Главного Адмиралтейства. Множество колоннад дорического ордера, организующих ритм его протяженных фасадов (48 колонн только на главном фасаде), корреспондировали с колоннадами уже построенных к тому времени зданий и стали основой дальнейшей организации системы площадей в духе римского Форума. «Петербург воплотил мечты Палладио у полярного круга, замостил болота гранитом, разбросал греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей. К самоедам и чукчам донес отблеск греческого гения, прокаленного в кузнице русского духа... Кто усомнится в том, что Захаров самобытнее строителей римских форумов и что русское слово, — раскованное Пушкиным, — несет миру весть благодатнее, чем флейты Горация и медные трубы Вергилия?» — писал философ Г.Федотов («Три столицы»).

В 1819–1825 гг. К.И. Росси довел до логического конца градостроительный план Ю.М. Фельтена и по дуге домов напротив Зимнего дворца частично реконструировал, частично построил единым фасадом с 46 коринфскими колоннами здание Главного штаба (западный корпус), соединив его триумфальной аркой с корпусами Министерств финансов и иностранных дел. Со стороны площади длина фасада здания, традиционно именуемого Главным штабом, — 500 м.

Фасад дугообразной части здания ритмически организован балконами, расстояния между которыми уменьшаются по направлению к центру, что увеличило перспективу, создав эффект большей крутизны сходящихся к арке закругленных частей здания. Разная длина боковых крыльев здания замаскирована портиками с разным количеством колонн, выделяющими центр каждого крыла. Триумфальная арка по образцу римской арки Тита, соединяющая площадь с проездом к Невскому проспекту, поставлена по центральной оси Зимнего дворца, что организовало единство ансамбля площади, несмотря на различие стилей зданий. Она как бы втягивает его в себя, создавая замкнутый континуум.

Арка задает тему ансамбля — прославление победоносного русского воинства, – перекликающуюся с темой оформления фасадов Зимнего дворца. Арка Главного штаба — это чистая идея триумфа. Она увенчана запряженной шестью лошадьми колесницей Победы, парящими Славами, обрамлена трофеями и фигурами воинов, акцентирована коринфскими колоннадами, подчеркивающими триумфальный характер сооружения. «Вставали черные квадриги на дыбы на триумфальных поворотах» (О. Мандельштам).

Со стороны Невского проспекта арке Главного штаба корреспондируют еще две арки, переброшенные над Большой Морской улицей — параллельная ей и параллельная Невскому проспекту (прием, основанный на традиции Пиранези). Они замыкают перспективу Морской улицы со стороны Невского проспекта и оформляют ее поворот на Дворцовую площадь. Росси смог создать ансамбль из разностилевых зданий Дворцовой площади, использовав систему пропорций и размеров Зимнего дворца. Контраст стилей усиливает эффект величия, неподвластного времени.

Г. Гагарин. Установка Александровской колонны. 1833

Г. Гагарин. Установка Александровской колонны. 1833

 

В 1829 г. архитектор О. Рикар де Монферран по эскизу брата императрицы прусского короля Фридриха-Вильгельма III составил проект Александровской колонны. Следуя традиции, начатой при Екатерине Великой, Монферран для Александровской колонны применяет гранит — крупнейший в мире монолитный стержень высотой 25,58 м, весом 704 т. Общая высота Александровской колонны 47,5 м (тогда это была высочайшая в мире триумфальная колонна). Для невиданно грандиозного сооружения архитектор сделал нетрадиционный расчет кривой утонения столпа, соответствующий его размерам и условиям восприятия (не с канонической 1/3 высоты, а от самого основания).

Фигура ангела на Александровской колонне

Фигура ангела на Александровской колонне

 

В день св. Александра Невского 30 августа 1832 г. две тысячи гвардейских солдат, «кои служили под знаменами монарха, в честь коего сооружался памятник», установили столп на пьедестал; 30 августа 1834 г. Александровская колонна была торжественно освящена. Александровская колонна находится на оси, соединяющей центр Зимнего дворца с центром Арки Главного штаба, и является архитектурным центром Дворцовой площади.

Завершен ансамбль Дворцовой площади был в 1837–1843 гг., когда А.П. Брюллов построил оформившее восточную границу площади здание Главного штаба Гвардейского корпуса в стиле неогрек. Оно создало эффектные крупномасштабные кулисы колоссальному пространству системы центральных площадей, протянувшемуся до портика Конногвардейского манежа.

А. Брюллов. Здание Главного штаба Гвардейского корпуса 1837–1843

А. Брюллов. Здание Главного штаба Гвардейского корпуса 1837–1843

 

«О, эти гигантские просторы площадей, где можно делать смотр целым армиям. Тяжелые глыбы дворцов. Каменные всадники на памятниках — императоры и полководцы. Тусклое золото куполов Исаакия над мраморными громадами колонн, разве вся эта пышная красота не говорит о величии власти? «Город казарм», — скажет язвительный враг. Да, казарм. Город гвардии и преторианцев. Но разве власть когда-нибудь опиралась на что-нибудь иное, как на штыки солдат?» – писал русский символист, прозаик Сергей Ауслендер.

Во второй половине XIX века это бесконечное пространство было преобразовано в пространство человеческого существования. Сомасштабный человеку, уютно распланированный Александровский сад скрыл бесконечный фасад Адмиралтейства и разделил на части крупнейшую в Европе систему центральных площадей.