Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Идеальная красота пейзажей
Федора Матвеева

 

Картина Федора Матвеева «Рим. Развалины форума» (1816) удивляет необыкновенной точностью в передаче деталей, древних памятников, растительности. Изображены и колонны божественного Веспасиана, храм Антонина и Фаустины, руины базилики Максенция и Константина, портик храма Сатурна, арка Тита и Колизей... Картина построена так, что можно совершить воображаемую прогулку по Риму начала XIX века.

Выставка «Федор Матвеев. Путешествие по Италии» (к 250-летию со дня рождения) в Третьяковской галерее возвращает из забвения замечательного художника (1758–1828), мастера идеального героического пейзажа в стиле классицизма, одного из основоположников русской пейзажной школы. Впервые творчество художника представлено так полно и разнообразно: более 80 работ из 24 российских и белорусских музеев, а также частных собраний.

Рим. Развалины Форума. 1816. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Рим. Развалины Форума. 1816. Национальный
художественный музей Республики Беларусь

 

Судьба распорядилась так, что в 1779 г. пенсионер Академии художеств Матвеев вместе с другими выпускниками отправился в Рим, чтобы совершенствовать свое мастерство, и остался там навсегда. Матвеев не мог вернуться на родину по разным причинам: денежной — ему не хватало средств для возвращения (академический совет не дал денег) и политической — он оказался замешанным в связях с организацией, выступавшей за национальную независимость. И кроме всего прочего, художника поразила величественная красота итальянских ландшафтов, в которых он все время открывал нечто новое. Его мечты об идеальном мире воплотились наяву.Вид Рима. Колизей. 1810-е Государственная Третьяковская галерея

Вид Рима. Колизей. 1810-е Государственная Третьяковская галерея

 

Оставшись в Италии, он смог создать свой образ этой страны, ставшей для него «землей обетованной». Блистательный мастер «ландшафтного художества», он оставил свидетельства времени в видах Рима, Неаполя, Сицилии, Швейцарии. Он зарабатывал на жизнь, выполняя частные заказы русских вельмож, и, путешествуя с ними по Италии и Швейцарии, писал виды итальянских и швейцарских городов («Вид Неаполя от подножия Позилиппо», «Вид в окрестностях Тиволи», «Вид на Лаго Маджоре»).

Вид в Италии. 1805. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Вид в Италии. 1805. Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

 

В его пейзажах природа всегда предстает торжественной, преображенной. Его композиции продуманны, уравновешенны, симметричны, с делением на три плана, боковыми кулисами и трехцветкой: коричневые тона — первый план, зеленые — второй, голубые — третий. Рассматривая его большие работы (на выставке они помещены на красивые терракотовые щиты) с изображением классических итальянских, швейцарских ландшафтов, словно попадаешь в странный, зачарованный театр, где реальные героизированные «пейзажи-персонажи» сочетаются с сочиненными, где торжествуют гармония и ясность, где можно с удовольствием погружаться в мастерски написанные дальние планы.

Каскады близ Рима. 1806. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Каскады близ Рима. 1806. Новгородский
государственный объединенный музей-заповедник

 

Усиливает остроту этого впечатления и то, что в некоторых картинах из разных музеев повторяются одни и те же ландшафты с незначительными вариациями деталей, завораживающие живописными голубыми далями, спокойствием, эпическим духом, тишиной и умиротворенностью. Это очень своеобразная, порой экзотическая интерпретация средиземноморской природы.

Особенно много Матвеев работал в окрестностях Рима и на Сицилии. Обычно во время путешествий он делал многочисленные зарисовки и создавал графические и живописные композиции. Выставка хорошо показывает талант Матвеева-рисовальщика («Вид на Фраскати со стороны римской дороги», 1824, «Горный пейзаж. Швейцария», 1810). Пленяют ясностью, одухотворенностью впечатления его натурные рисунки: античные руины, средневековые замки появляются в его рисунках с перечислением их характерных особенностей. Но и в быстрых набросках ему удавалось передать ощущение пространства. Выделяются чудные пейзажи с пиниями, карандашные листы из альбома.

Итальянский пейзаж с руинами трех античных храмов. 1816. Государственный Эрмитаж

Итальянский пейзаж с руинами трех античных храмов. 1816.
Государственный Эрмитаж

 

В пейзажных рисунках Матвеева 1820-х годов прослеживается более живое видение пейзажа, он больше следует за своим воображением, и в то же время они более реальные. И колорит в его поздних графических и живописных работах богаче, и манера письма более свободная и разнообразная. Но желание передать незыблемое и величественное в природе сохраняется.

Вид Неаполя от подножия Позилиппо 1806. Государственный Русский музей

Вид Неаполя от подножия Позилиппо.
1806. Государственный Русский музей

 

Матвеев при жизни получил европейскую известность. В 1818 г. император Александр I назначил ему пожизненный пенсион. А художник в благодарность подарил императору шесть полотен (находятся в Эрмитаже).

Хорошо продуманная выставка раскрывает все грани таланта Матвеева и представляет его искусство после долгого забвения в новом свете.