Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Рождение и развитие

Голландия. XVII век

Подлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в XVII веке в протестантских Северных Нидерландах. Такого разнообразия сюжетов и такого количества мастеров этого жанра не знает никакая другая школа. В совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII в. — крестьянский, бюргерский, патрицианский быт. В Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, к которому позднее, в XIX веке, в период становления жанров живописи в других национальных школах, обращались художники разных стран.

Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии. На смену работе на заказ пришла работа на рынок, на анонимного покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.

Начальное развитие бытовой картины в Голландии происходило в рамках творчества голландских последователей Караваджо, работавших в Утрехте. «Концерты», «музыкантов» и «игроков» Геррита ван Хонтхорста отличают бравурность трактовки сюжета, нарочитость и театральность поз и костюмов персонажей. Влияние караваджистов затронуло и Франса Халса. Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, как и безудержное веселье, полное непристойных намеков, роднит «Гуляк на Масленицу» Халса и другие его работы 1620-х годов с произведениями утрехтских художников. Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, а также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями. Формирование бытового жанра, как и других разновидностей светской голландской живописи (пейзажа, натюрморта), происходило в 1620–1630-х гг. преимущественно в творчестве художников Харлема и притом одновременно в двух вариантах — крестьянского и бюргерского (городского) жанра.

Виллем Бейтевех. Две галантные пары.
1617–1620. Рейксмузеум, Амстердам

 

Крестьянский жанр из Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер, работавший некоторое время в Харлеме. Здесь его подхватил Адриан ван Остаде, став основоположником голландского крестьянского жанра. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер; в них он следует Брауверу. Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у Остаде уступили место картинам мирного труда и развлечений деревенских жителей, полных множества анекдотических подробностей. В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством его живописи становится мягкая золотистая светотень. Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра: его младший брат, талантливый, но рано умерший Изак ван Остаде, Иоханнес Ауденрогге, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, в чьем творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность.

Адриан ван Остаде. Скрипач.
1670-е. Галерея Франкетти, дворец Ка д’Оро, Венеция

 

Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами.

Харлем был самым ранним, но не единственным центром становления новой голландской живописи. В соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Мириса Старшего, чья живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Геррит Доу выработал определенный композиционный прием: изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, напоминающей оконный или дверной проем, так что зритель оказывается в положении прохожего, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене.

Геррит Доу. В лавке. 1647. Лувр, Париж

 

Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у лейденца Яна Стена. Типичный сюжет его картин — семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, где, не зная меры, пьют, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов. Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру. Жизненность сцен тем убедительнее, что художник мог наблюдать их в непосредственной близости, в своем собственном доме: поскольку, как и большинство голландских художников, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме. Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника, и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой (картина «Гуляки», ок. 1660). Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации.

Ян Стен. Веселое семейство.
1668. Рейксмузеум, Амстердам

 

Художники другого направления поэтизировали повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Герарда Терборха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой. Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита: свет идет снаружи от передней плоскости и заставляет сверкать шелк и атлас платьев; второй план, глубина комнаты, оказывается погруженным в полумрак. Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. Возможно, ему помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных: в лицах многих персонажей его картин мы узнаем черты его сестры Гезины и брата Мозеса, как, например, в эрмитажной картине «Бокал лимонада» (1655–1660).

Герард Терборх. Галантное ухаживание (Отеческое наставление).
Ок. 1654. Рейксмузеум, Амстердам

 

В картинах Габриэля Метсю яркий свет и насыщенные цвета придают будничным сценам праздничный характер. Питер де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Особыми темами его искусства можно назвать «мать и дитя», «материнские хлопоты» и «хозяйка и служанка». В его произведениях световоздушная среда увязывает в единое целое пространство интерьера и фигуры. Поэтическое настроение картин де Хоха связано с рассеянным дневным светом, заливающим интерьер, — живописная тема, почерпнутая художником у Вермера Делфтского.

Габриэль Метсю. Больной ребенок.
Ок. 1660. Рейксмузеум, Амстердам

 

В творчестве самого Яна Вермера Делфтского голландская бытовая картина обрела кристально ясную форму и поэтическую одухотворенность. Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра.

У жанровых живописцев позднего периода — Адриана ван дер Верфа, Эглона ван дер Нера — стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью, нарядная яркость скрывает облегченность содержания.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. К середине века бытовой жанр занимает господствующее положение в голландском искусстве, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни. Главное завоевание голландских художников заключалось в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой, в естественном для персонажей окружении, в интерьере, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой. Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. В основе этого достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, что находило выражение в многочисленных подготовительных рисунках художников.

Из всего потока жизни для отражения ее уклада выделились определенные эпизоды и ситуации.

Нетрудно увидеть, что их отбор направлялся в немалой степени традицией, существовавшей в прежней системе аллегорий. Так, музицирование, как дуэты так и концерты, наслаждение вином, устрицами, связаны с аллегориями чувств; пирушки и застолья, карточные игры — с показом беспутной жизни блудного сына; хозяйка за рукоделием, семейство или отдельные фигуры за скромной трапезой — представления о добродетели, крестьянские кермесы, уличные торговки перекочевали из аллегорий месяцев. Но появились и совсем новые сюжеты — писание, получение, чтение письма, визит врача, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой… Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов: «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис). Принципиально важно то обстоятельство, что все эти моменты отражают не исключительные события, а повседневное течение жизни. Праздники — семейные, такие как свадьбы, рождение, крестины, или народные — писал Ян Стен, но это скорее исключение, и в них он подчеркивал не индивидуальное и отличительное, а типическое.

Вместе с тем голландские картины XVII в. не являются простым слепком с окружающей действительности, как было принято считать до середины XX века. Они полны эмблематических намеков и аллегорических иносказаний, предостерегающих против опасных увлечений и пороков, говорящих о бренности земных наслаждений. Незнание этих особенностей приводило к диаметрально противоположному толкованию одних и тех же произведений. Возможно, самый показательный пример — с картиной Герарда Терборха «Галантное ухаживание». Долгое время она фигурировала под названием «Отеческое наставление», и Гёте посвятил целый пассаж разбору взаимоотношений между членами семьи, как ему представлялось. В действительности присутствие в картине таких деталей, как бокал вина, которое пьет одна из женщин, кровать на заднем плане, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на любовное предложение и на место действия как на дом свиданий; не исключено, что женщина с вином — сводня.