Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Питер де Хох.
Хозяйка и служанка
во внутреннем дворике

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ
ХОЗЯЙКА И СЛУЖАНКА ВО ВНУТРЕННЕМ ДВОРИКЕ
Ок. 1660–1665. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Питер де Хох относится к известным мастерам голландской жанровой живописи, в чьем творчестве нашли проявление самые характерные ее черты. Творчество художника протекало сначала в родном Роттердаме, где он писал сцены грубоватого ухаживания офицеров за хорошенькими девушками. В 1650-х годах он работал в Делфте; влияние Вермера Делфтского и Карела Фабрициуса, Питера Санредама и Эммануэля де Витте утончило искусство де Хоха, внесло поэзию в его взгляд на окружающую реальность. Он почерпнул у них новые сюжеты (музицирование, чтение и писание письма) и художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу), которые успешно применял в последующем творчестве. В 1660-х гг. де Хох работал в Амстердаме, ведущем художественном центре Голландии того времени, изображая жизнь амстердамского патрициата. Это придало больший масштаб его картинам, отражавшим теперь более внушительные интерьеры, но со временем в них появился оттенок прохладной официальности.

Питер де Хох. У бельевого шкафа. 1663. Рейксмузеум, Амстердам

Питер де Хох. У бельевого шкафа. 1663. Рейксмузеум, Амстердам

 

Эрмитажное полотно создано в период расцвета творчества мастера и по праву считается одним из лучших его произведений. Сюжетной завязкой картины художник, как и большинство голландских жанристов, выбрал незначительный эпизод домашних будней: служанка показывает хозяйке купленную на рынке рыбу, та, оторвавшись от рукоделия и бумаг, которые она держит в руке (счета или письмо?), внимательно смотрит на покупку. Это малоприметное домашнее событие Хох преобразовал в достаточно репрезентативный и довольно подробный рассказ о жизни бюргерского дома. Историки архитектуры и моды, быта и садового искусства найдут здесь много достоверных деталей.

Как правило, картины Хоха представляют сцены в интерьере; в этом — заметим, редком, — случае художник переносит действие в маленький внутренний дворик городского дома. Пол террасы выложен такими же плитами цветного мрамора, что и комнаты, а его идеальная чистота, как и аккуратность садовых дорожек и до блеска начищенное латунное ведро для рыбы, говорят о строго соблюдаемом порядке и налаженном быте в доме. Вместе с тем пространство дворика не изолировано, но связано с другими пространствами внутри и вне дома. Дверной проем и раскрытое окно объединяют его с внутренними покоями, а приоткрытая калитка и проем в садовой стене приглашают выйти на набережную канала, на противоположной стороне которого виднеется дом и проходящая пара. Пейзаж второго плана написан с такой проникновенностью, что заставляет вспомнить фоны картин ранненидерландских художников — Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга. В картине царит ровный прохладный свет, характерный для Голландии.

Питер де Хох. Материнский долг. 1658–1660. Рейксмузеум, Амстердам

 

Движение девушки, гибкие и округлые очертания фигурной группы и древесных крон вносят естественную подвижность в застывшую геометрию горизонталей и вертикалей, образованных архитектурой. Соединение строгости и случайности создает убедительный образ протекающей на наших глазах жизни, обладающей вместе с тем размеренностью и основанной на определенных правилах и распорядке. Свет сообщает изображенной сцене тихий уют и придает поэтическое очарование неприметному эпизоду жизни частного человека.