Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКАЯ ИКОНА

 

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист ЦНХО, учитель ИЗО

 

Практическая работа на уроках ИЗО

Вопрос — показывать детям на уроках иконы или не показывать, что и как рассказать о них, заниматься ли с детьми на уроках иконописью или нет — стоит перед многими учителями изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с искусством иконописи знакомит детей уже в начальной школе. Тема IV четверти 4-го класса «Искусство объединяет народы» показывает детям, что у всех народов есть общие представления о таких важных понятиях, как материнство, мудрость старости, сопереживание и многих других.

Все эти темы существуют и в иконописи, и, рассказывая детям о произведениях на эти темы, можно показать и репродукции икон, таких как «Святитель Николай», «Святой князь Владимир», «Оплакивание. Положение во гроб», «Воскрешение Лазаря». Особенно это относится к теме «Все народы воспевают материнство». В программе по изобразительному искусству наряду с «Сикстинской мадонной» Рафаэля предлагается показать детям икону «Богоматерь Владимирская». Если учитель располагает временем, то он может немного рассказать о самых известных иконографических изображениях Богоматери, тем более что эти иконы связаны с такими известными в Москве местами, как Сретенский монастырь, Казанский собор на Красной площади.

Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они появились или где были особо почитаемы, например Владимирская, Казанская, Смоленская.

Владимирская является характерным примером иконы типа Елеуса (Умиление), а Казанская и Смоленская называются Одигитрия (Путеводительница).

По древнему преданию, святой евангелист Лука писал иконы Божией Матери. В России это Владимирская, Смоленская и Тихвинская. Посмотрев на них, Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами».

Леонид Трибис. Ноев ковчег

 

Владимирская икона Божией Матери была послана из Константинополя в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Святая икона была поставлена в Вышгородском девичьем монастыре, недалеко от Киева. В храме она несколько раз сходила со своего места, и князь Андрей Боголюбский (сын князя Юрия) понял, что надо переменить местопребывание иконы.

Андрей Боголюбский решил переселиться в суздальскую землю и взял чудотворную икону с собой. Во Владимире жители встретили князя с радостью, но он поехал дальше. Через десять верст от Владимира лошади встали на берегу реки Клязьмы. И даже когда запрягли свежих лошадей, они не смогли сдвинуть икону с места. Князь в страхе стал молиться Божией Матери, и Пресвятая Богородица явилась ему и повелела оставить ее икону во Владимире, а на этом месте построить храм в честь своего Рождества.

Анна Данилова. Посиделки

 

В 1395 г. на русскую землю с полчищами татар вступил Тамерлан. У русских людей осталась надежда только на помощь свыше, и тогда великий князь Василий Дмитриевич велел принести из Владимира икону Богоматери. Путь иконы до Москвы продолжался десять дней. Народ по сторонам дороги стоял на коленях и, протягивая к образу руки, взывал: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!».

Во время встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел, как с высокой горы к нему спускаются святители с золотыми жезлами, над ними в сиянии стоит Лучезарная Жена, окруженная ангелами, которые держат в руках огненные мечи. Подняв их, ангелы устремились на Тамерлана. Он в ужасе проснулся, а созванные им мудрецы и гадальщики сказали, что виденная им во сне жена — есть Заступница русских. Тамерлан приказал своим полчищам повернуть назад. В летописи сказано: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» На месте встречи иконы был построен Сретенский монастырь.

Саша Ткаченко. Потоп

 

Еще одна очень почитаемая на Руси икона, Богоматерь Казанская, была обретена в 1579 г. в Казани после страшного пожара, который начался с дома купца Онучина. После пожара девятилетней дочери купца Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица и открыла, что под сгоревшим домом находится ее чудотворный образ. Все духовенство города и толпы народа направились к дому Онучина и не смогли найти икону, но когда на пожарище стала копать сама девочка, то немедленно обрела икону необычайной красоты.

Лиза Серпинская. Райский сад

 

В 1612 г., когда Дмитрий Пожарский освобождал Россию от поляков, икона Божией Матери Казанская прибыла в Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Наши благочестивые предки решили положиться на милость Божию. После трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери они пошли на штурм Московского Кремля и победили поляков. В 1633 г. князь Пожарский построил в Москве на Красной площади Казанский собор и перенес туда икону, которая хранилась у него дома.

Смоленская икона Божией Матери первой из византийских чудотворных икон прибыла в Россию. Император византийский Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Эту икону чтил преподобный Сергий Радонежский, и в его келье находился список с нее. Во время войны с Наполеоном главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском перед Смоленской иконой молил Богородицу о помощи в спасении России. Накануне Бородинского сражения икону носили по военному лагерю и служили перед ней молебны.

После рассказа об иконах не надо давать детям задание написать икону, так как иконопись — это не просто искусство, а искусство церковное, а сама икона — священный предмет, раскрывающий языком линий и красок учение церкви.

В 4-м классе не следует детям рассказывать подробно об иконописи и учить их писать иконы. Ближе познакомиться с искусством Древней Руси ребята могут уже в средней школе, тем более что с пятого класса на уроках литературы и истории они изучают темы, связанные с Ветхим и Новым Заветом.

В 5-м классе на уроке ИЗО, изучая тему «Русское декоративно-прикладное искусство», дети знакомятся с интерьером крестьянской избы и с таким понятием, как «красный угол». В седьмом классе, выполняя композицию «Посиделки в крестьянской избе», ученики могут изобразить красный угол, но для этого учитель должен показать, как он выглядит, и немного рассказать о нем.

Красный (святой) угол находился в переднем углу комнаты и по возможности был ориентирован на восток, как алтарь в храме. В избе он располагался по диагонали от печи, в нем находились иконы и лампада. В красном углу также стояли лавки и накрытый скатертью стол. Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы и лишь затем здоровался с хозяевами.

Когда дети изображают в своей композиции красный угол, то они рисуют лишь силуэты икон, не прорисовывая лики.

Попробовать себя в роли начинающего иконописца ребята могут в третьей четверти 7-го класса, изучая на уроках изобразительного искусства «Великие темы жизни». К этому возрасту они уже знакомы с композицией, рисунком, живописью, основами цветовидения, умеют писать пейзажи, натюрморты и портреты. Учитель изобразительного искусства может помочь им узнать язык иконы, выбирая несложные темы для композиции, например такие, в которых присутствует пейзаж: «Сотворение мира», «Райский сад», «Всемирный потоп», «Иерихон» и другие.

Все знают, что для овладения грамотой ребенка необходимо сначала научить писать буквы, слова, предложения и постепенно, не торопясь, переходить от простого к сложному. Язык иконы — это та же грамота. Начинающие иконописцы сначала учатся под руководством опытных мастеров изображать детали образа. Пейзаж на иконе состоит из отдельных элементов: горок, деревьев, трав, волн, палат. Опытные мастера, создающие композицию иконы, называются «знаменщиками». Ученики пользуются «прорисями», то есть контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черным и красно-коричневым).

В Древней Руси мастерству иконописи учились с молодых лет, поступая в «дружину иконников». Бывали дружины, связанные узами родства. Так, великий иконописец XV в. Дионисий работал с двумя сыновьями. Новичкам сначала давалась самая простая работа, не требовавшая особых навыков. Ученик постепенно овладевал всеми секретами мастерства — от приготовления доски и растирания красок до композиции и колористики. Утаить от ученика что-либо из своих знаний или скрыть талант ученика считалось для учителя смертным грехом. В 1551 г. в 43-й главе Стоглава Поместного Стоглавого Собора Русской церкви было сказано, что иконописцу должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабёжнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и исповедоваться, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением. Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением».

Правила, которым следовали иконописцы в XVI веке, действуют и сегодня. Икона может быть сделана только «чистыми руками».

Статья опубликована при поддержке Компании "Видэкс". Компания "Видэкс" уже несколько лет является профессиональным поставщиком интерактивного, проекционного и видеооборудования. Здесь вы можете легко подобрать и заказать интерактивные доски, проекторы, аксессуары к ним и многое другое от лучших производителей и с гарантией качества. Посетите официальный сайт компании http://vdex.ru и подробно ознакомьтесь с каталогом предоставляемых товаров.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Учитель помогает детям на каждом этапе практической работы, показывая на доске мелом и водой последовательность выполнения каждой детали. Каждый этап длится сорок минут (один урок). Таким образом, на выполнение всей композиции потребуется примерно четыре урока.

Этапы работы над иконописным пейзажем

 

Для практической работы в качестве наглядных пособий можно использовать иконы «Святой Георгий», «Рождество», «Вход Господень в Иерусалим» (1), «Преображение Господне», «Битва новгородцев с суздальцами. Знамение от иконы Богородицы» (2), «Борис и Глеб», «Власий и Спиридоний», «Флор и Лавр» (3); детали житийных икон: «Федор Стратилат в житии», «Архангел Михаил в бытии». На этих иконах на заднем плане изображены горки, растения, архитектура, иногда животные. Учитель должен обратить внимание ребят на то, как древнерусские художники писали на иконах пейзаж, научить видеть детали.

(1)

(2)

(3)

 

Учитель может предоставить детям выбор — в каком стиле создавать собственную композицию, например в стиле Палеха, который основывается на древнерусской живописи XV–XVII вв. Прориси и цветные рисунки могут помочь ученикам в создании своей композиции.

1-й этап. Изображение гор и воды

1. Наметить сразу краской контуры гор и воды. Горка — это один из элементов пейзажа в иконописи.

2. Закрасить фон мазками желтой и белой гуаши, можно немного добавить охры.

3. Сразу на листе, без палитры, подобрать и закрасить цвет горок желтым, красным, добавляя немного черного (поскольку в наборах гуаши не всегда есть охра, дети учатся получать этот цвет, смешивая другие краски).

4. Изображение воды закрасить синим с небольшим количеством белого.

5. Наметить на горках белой краской горизонтальные штрихи для уступов гор. В Палехе их называют «кремешки», но в древнерусской живописи был принят термин «лещадки». В ранних иконах горки изображаются простыми по форме, а позднее приобретают очертания волн, причем лещадки пишутся дробными, с пещерами, деревьями, травами. С XVII в. появляются лещадки, похожие на морские волны и на ветвящиеся растения.

6. Тонкой кистью белой краской нанести штрихами на края ступеней пробелы и размыть их водой.

7. Черной краской тонкой кистью обвести снизу и сбоку лещадки и размыть черную краску вертикально вниз. Если необходимо, нарисовать на горках пещерки.

2-й этап. Изображение волн, Ноева ковчега, палат, пейзажа

1. Синими и белыми линиями прорисовать волны на воде. Волны в иконописи изображаются в виде чешуйчатых бугорков и спиралей, а с XVIII в. известны усложненные изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени.

2. Черным цветом наметить деревья; закрасить их, добавляя желтую и, если необходимо, красную краску.

3. Наметить архитектуру и Ноев ковчег. Для изображения ковчега можно пользоваться прорисями корабля и палаток. Детям надо показать, какие разнообразные по форме крыши изображаются в иконописи: односкатные, двускатные, трех-четырехскатные, щипцовые, шатровые, конические, пирамидальные, купольные, луковичные, шлемовидные, цилиндрические и др. Расписаны крыши могут быть ромбами или чешуей зеленого, красного, золотистого и серебристого цветов. На некоторых иконах встречается непонятная детям деталь — ткань, переброшенная с одного архитектурного здания на другое или с одной колонны на другую. Это велум, в иконографии условно обозначающий внутреннее помещение, в котором происходит изображаемое событие.

Если учитель располагает дополнительным временем, то можно выполнить небольшие упражнения на тему «Архитектура в иконописи». Подобные упражнения помогут при выполнении основного задания.

Не всегда пейзаж на иконе написан условно. Как выглядел город Каргополь в начале XVIII в., расскажет деталь иконы местного иконописца Тихомирова «Борис и Глеб у града Каргополя» (4). Эта икона возникла после пожара, затушенного, по преданию, чудесным появлением на верхних зубцах Троицкой башни кремля cвятых Бориса и Глеба. На иконе четко воспроизведены постройки старого города: массивные башни, маленькие колоколенки и двускатные пестрые кровли на крепостных стенах, а также красочно нарисованы сцены пожара: видны загоревшаяся приказная палата и центральный храм, на крыльце которого собрались испуганные горожане.

(4)

 

3-й этап. Доработка деталей деревьев и архитектуры.
Изображение животных

1. Доработать детали деревьев и архитектуры.

2. Начинаем рисовать животных. Рисунок сначала выполняется карандашом, затем ярко раскрашивается. Яркие краски на уже готовом фоне будут приглушены, так как фон объединит всю работу.

Основная сложность возникает при изображении большого количества животных, так как дети не решаются изображать их загораживающими друг друга. Разные варианты иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (изображение коней) и икон «Власий и Спиридоний», «Флор и Лавр» (кони, стадо) помогут справиться со сложной задачей. Чтобы детям было интересней работать, можно немного рассказать об этих иконах.

4-й этап. Доработка композиции

Закончить изображать животных, доработать все мелкие детали композиции. При прорисовке мелких деталей надо использовать в основном черную и белую краски и работать очень аккуратно тонкой кистью. В том случае если дети учились по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» с первого класса, у них не будет трудностей при выполнении задания, тем более что животных они учились рисовать и в 1, и во 2, и в 5, и в 6-м классах. Но даже дети, не занимающиеся по этой программе, легко справятся с заданием, но только в том случае, если учитель будет постоянно следить за их работой и помогать советами по мере надобности (не рисовать на работе ребенка).

Все детские работы, представленные здесь, выполнены детьми первого или второго года обучения.