Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ЖИВОПИСЬ ХХ ВЕКА

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Абстракционизм

Абстракционизм — одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий. Существует великое множество вариантов абстрактного искусства — геометрическая абстракция, лирическая абстракция, лучизм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информиель… Но в любом своем проявлении этот стиль, как никакой другой, направлен на выражение индивидуальности художника, его творческого «я».

Официально годом рождения абстрактного искусства считается 1910-й — год, когда на свет появились первые беспредметные рисунки Василия Кандинского. Однако абстрактные мотивы периодически появлялись в произведениях искусства и гораздо раньше. Еще в 1883 г. художник А.Альфонс представил на суд публики свою работу «Девушки под снегом» — чистый лист бумаги; в начале 1900-х М. Чюрлёнис занимался опытами «транспозиции» музыки в живопись, а символист Г.Моро писал картины, где за яркими вспышками красок терялся предмет изображения. К абстракции тяготели некоторые проявления позднего кубизма (например, у Пита Мондриана), дадаизма (у Ханса Арпа и Мэна Рея) и экспрессионизма (из которого вырос «родоначальник абстракционизма» Василий Кандинский).

К 1910-м годам «абстрактные настроения» стали еще заметнее. Именно в этот период М. Ларионов выставляет свои первые «лучизмы». Будущий дадаист Ф.Пикабия создает серию беспредметных композиций (1). Р. Делоне «изобретает» циркульные формы. Даже в скульптуре, менее подверженной веяниям «ветра перемен», начали проявляться новые тенденции — в частности, в работах А.Архипенко и К.Бранкузи. Тогда же были созданы лучшие картины В.Кандинского, о которых следует сказать отдельно.

(1) Ф. Пикабия. Танцы у источника. 1912.
Художественный музей, Филадельфия

 

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возникает космос, — он проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра… Создание произведения есть мироздание» — так Кандинский определил для себя рождение новой картины (2).

(2) В. Кандинский. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин.
1919. Тульский художественный музей

 

И в самом деле, на его полотнах перед нами предстают грандиозные сцены, сравнимые с рождением новой галактики. Сложнейшие сочетания ярких цветовых пятен, зигзагообразные линии, похожие на молнии, — все это клубится, сверкает и переливается, формы перетекают из одной в другую, затягивая зрителя вглубь, заставляя его «самозабвенно раствориться в картине». Совершенно не важно, что изображено на холсте, важно то, как оно воздействует на человека, какие эмоции вызывает.

Особое место в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевленными существами, причем обладающими своим собственным звучанием; например, желтый цвет, по его мнению, вызывает в памяти звук флейты, синий — виолончели, красный напоминает трубу. Интересно, что цвет занимал важное место не только в живописи, но и в поэзии Кандинского. «Синее… Синее подымалось, поднималось и падало. Во всех углах загремело… Белый скачок за белым скачком. И за этим белым скачком опять белый скачок. И в этом белом скачке белый скачок. Вот это и плохо, что ты не видишь мутное; в мутном оно и сидит. Отсюда все начинается… Треснуло». Странное, не похожее ни на что сочетание слов, но, наверное, только так и можно описать вербально картины Кандинского.

Другая разновидность абстракционизма, прямо противоположная «беспредметным композициям» Кандинского, связана с деятельностью Пита Мондриана (3). Еще в 1912 г. он начал создавать геометризованные изображения парижских соборов и парков, делая первые шаги к системе, которая впоследствии получит название «неопластицизм» — живопись с опорой на математику. Картины Мондриана в большинстве своем представляют собой комбинации разноцветных прямоугольников, построенных на основе специально выработанных художником правил — пропорций, ритмов, равновесия и особого соотношения цветов.

(3) П. Мондриан. Композиция А
(Композиция в черном, красном, сером, желтом и синем).
1920. Национальная галерея современного искусства, Рим

 

Третьей основополагающей фигурой в развитии абстрактной живописи является Казимир Малевич (4), соединивший «импрессионизм» Кандинского и геометризм Мондриана и создавший свой собственный уникальный стиль «супрематизм». В своих теоретических трудах Малевич неоднократно заявлял, что творческий процесс происходит «вне поля сознания», «живопись давно изжита и сам художник — предрассудок прошлого», поэтому в живописных произведениях не должно сохраняться ни намека на связь с окружающим миром. Картины Малевича построены на сочетаниях разновеликих квадратов, треугольников, крестов, образующих асимметричные, но в то же время уравновешенные композиции, пронизанные внутренним движением.

(4) К. Малевич. Супрематизм 1921–1927. Городской музей, Амстердам

 

Самое забавное, что абстракция, так резко заявляющая о своем разрыве с реальностью, не так уж редко оказывалась востребованной в житейских делах, что проявилось, например, в области промышленности. В 1919 г. в Веймаре появился учебный центр промышленного искусства Баухауз, в деятельности которого приняли участие многие художники-абстракционисты (Кандинский, Клее) (5), а «прямоугольные» идеи Мондриана нашли воплощение в развитии архитектурного стиля конструктивизма.

(5) П. Клее. Прекрасная садовница 1939. Художественный музей, Берн

 

И все же в 1910-е гг. абстракционизм существовал как бы внутри прочих «измов», зато в 1920–1950-е гг. он уже обрел некую самостоятельность; тогда же были сделаны серьезные попытки объяснить специфику абстрактного искусства. В 1920–1930-е годы господствующее положение завоевал геометрический стиль, которому вынужден был подчиниться даже Кандинский. Культ формы стал преобладающим, так что не случайно историки искусства определяют этот период как «формотворческий». Наиболее значительным объединением тех лет стала группа журнала «Стиль» во главе с Мондрианом. Члены группы считали чувственный мир слишком противоречивым, несущим людям одни лишь страдания, но ситуацию может исправить «денатурализация» искусства. Они ратовали за создание универсального образа мира, заключенного в разноцветные прямоугольники, обведенные жирной черной линией. Таким образом, идея равновесия горизонталей и вертикалей провозглашалась основополагающей. Впрочем, в более поздний период прямые углы начали сочетаться с 45-градусными, что заставило Мондриана объявить о своем выходе из группы.

Попытки абстрактного искусства утвердить свое право на существование, закрепиться в качестве «академического» направления, имели, как ни странно, обратный эффект и привели к закостенению недавно определившихся форм. На какое-то время показалось, что абстракция себя изжила, и дальнейшие перспективы ее развития представлялись весьма сомнительными. Такая ситуация продолжалась вплоть до конца Второй мировой войны.