Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Сватовство майора

Павел ФЕДОТОВ
СВАТОВСТВО МАЙОРА
1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные за чужой счет жуют,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся…

Федотов не только писал картины, но и сочинял стихи. Конечно, его поэтические сочинения значительно уступают живописным, да он и не относился к ним серьезно — разве что развлекал друзей да еще придумывал подписи к картинам. Лучшим творением в этой области стала рацея к картине «Сватовство майора», в форме народных прибауток объясняющая содержание полотна.

Глазами зрителей открывается просторная комната купеческого дома, в которой происходит суматошное приготовление к встрече жениха. Как обычно, Федотов выбрал для изображения самый острый и напряженный момент повествования. Разряженная в пух и прах невеста, вдруг засмущавшись, в последнюю минуту старается упорхнуть из зала («Мужчина, чужой! Ой, стыд-то какой!»). Хорошо, что умная мамаша вовремя успевает схватить ее за юбку, потому что в дверях уже появляется довольная сваха, несущая весть о приходе дорогого гостя.

Неосторожная невеста.
1849. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Растерянный хозяин дома лихорадочно пытается застегнуть сюртук (он-то «знаком больше с армяком»). «Тугая на ухо» беззубая старуха-приживалка не может взять в толк, отчего это вокруг такая суматоха, а сиделец лавки, несущий бутылки к праздничному столу, объясняет ей причину переполоха. Сам же «виновник» ожидает в соседней комнате («Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь…»). Единственный совершенно безмятежный герой картины — изображенная на первом плане кошка, «намывающая гостей». Все характеры, включая эту самую кошку, переданы художником так живо и выразительно, что мы поневоле начинаем чувствовать себя очевидцами событий.

Так же внимательно и бережно относится Федотов к «приметам быта» купеческого дома. Как всегда, его картина наполнена мелкими, но весьма важными для художника деталями, позволяющими передать атмосферу места, где происходит действие.

Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка).
1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Друзья Федотова рассказывали, как он бродил по Москве, под разными предлогами заглядывал в дома купцов, пытаясь отыскать подходящий для будущего полотна интерьер. Однажды в трактире он увидел люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Пришлось просить у хозяев разрешения взять ее «напрокат», чтобы в спокойной обстановке поработать в мастерской. Даже дымящуюся кулебяку Федотов писал с натуры и не успел закончить, пока она была еще горячей. Что ж, пришлось на последние деньги покупать еще одну. Если столько усилий тратил художник на неодушевленные предметы, то можно представить, как трепетно он относился к своим главным героям. Один из знакомых по гарнизону согласился сыграть роль майора, на рынках и толкучках Федотов высматривал интересные типажи старух и сидельцев, а встреченный у Аничкова моста купец настолько его очаровал, что художник чуть ли не год потратил на уговоры попозировать для картины.

За Федотовым прочно укрепилась слава бытописателя, бичующего пороки современной действительности, и, разумеется, нельзя отрицать воспитательного значения его живописи. Но в данном случае картина наполнена не столько сатирой, сколько мягким юмором.