Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Аполлон и Дафна

Джованни Лоренцо Бернини
АПОЛЛОН И ДАФНА
1622–1625. Галерея Боргезе, Рим

 

Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи. Ее отец, речное божество Пеней, и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: кора покрыла тело нимфы, руки стали ветвями, а волосы – пышной листвой, Дафна превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.

К этому мифологическому сюжету молодой Бернини обратился в самом начале творческого пути, сумев сразу же привлечь к себе всеобщее внимание. В компактной двухфигурной композиции скульптор представил кульминационный момент истории – превращение Дафны в дерево. Мрамор не самый твердый камень, но все же это камень. Однако своим виртуозным мастерством Бернини заставляет зрителя полностью забыть, что перед ним массивная скульптурная группа – она представляется скорее живописным произведением. Мчащийся Аполлон, кажется, едва касается земли, Дафна в стремительном полете тоже устремляется ввысь. Нимфа еще не чувствует свершающейся с ней метаморфозы, она вся в движении, вся проникнута стремлением cкрыться от преследователя, тогда как Аполлон уже понимает, что возлюбленная безвозвратно потеряна для него. Рука его скользит по нежной коже девушки, но ноги бегущей нимфы начинают покрываться корой, а в волосах появляется листва. И пусть она еще полна эмоциями, но внимательный глаз заметит, как сковываются ее движения, как живая девушка постепенно превращается в дерево. Эту композицию, подобно прочим произведениям Бернини, следует рассматривать со всех сторон, чтобы оценить обилие ракурсов, неожиданные виды, позволяющие заметить все новые и новые грани образов.

Похищение Прозерпины. Фрагмент. 1621–1622. Галерея Боргезе, Рим

 

Удивительно, как удается Бернини воплотить в бездушном мраморе нежность и шелковистость девичьей кожи, легкость и пушистость ее волос, шероховатость коры… Все это настолько реально и вещественно, что трудно понять, как можно достичь такого эффекта только с помощью полировки и резца, пусть даже в руке гениального мастера. А игра со скульптурными массами, движением и светом! Разве можно поверить, что перед нами работа начинающего скульптора, а не умудренного опытом заслуженного мэтра. Меж тем Бернини в ту пору было всего лишь двадцать шесть лет. Новаторское использование тщательной полировки мрамора можно считать его изобретением, позволившим существенно расширить возможности скульптуры, придавшим ей большую живость и живописность. Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передает той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини уже в одной из самых ранних своих работ.