Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Сципионе Боргезе

Джованни Лоренцо Бернини
КАРДИНАЛ СЦИПИОНЕ БОРГЕЗЕ
1632. Галерея Боргезе, Рим

 

Талант Бернини проявился и в портрете. Созданная им галерея поражает богатством и полнокровием образов и характеров. В творчестве мастера есть место и величественным, даже пафосным придворным портретам, на многие годы ставшим образцом для подражания (бюсты Франческо д’Эсте, Людовика XIV), и экспрессивным автопортретам, и камерным бюстам, отличающимся тонкостью психологических характеристик (Констанция Буонарелли, Габриэле Фонсека). Но в большинстве случаев мы все же имеем дело с лучшими образцами барочного портрета – парадного, декоративного, немного слишком пышного, но в то же время отражающего подлинный облик модели.

Основные отличительные черты Бернини-портретиста проявились уже в самых ранних его опытах в этой области. Это предельный реализм, правдивость как в передаче психологического образа, так и в создании фактуры тканей, кожи, волос. Среди самых ярких примеров следует отметить бюст кардинала Сципионе Боргезе, одного из первых покровителей таланта молодого скульптора.

Констанция Буонарелли. 1636–1637. Национальный музей Барджелло, Флоренция

 

Сципионе происходил из старого культурного рода и свято чтил традиции своих предков. Он изучал право и философию в Римском университете, отличался острым умом, тонким вкусом, страстно любил искусство и прекрасно в нем разбирался. Звание кардинала он получил по воле своего дяди, Камилло Боргезе, ставшего папой римским под именем Павла V. Занимая еще несколько ответственных церковных должностей, Сципионе скопил довольно большую денежную сумму, что позволило ему начать строительство виллы, превратившейся вскоре в место хранения прекрасной коллекции античных статуй и работ современных художников, которым кардинал покровительствовал. Именно в составе коллекции этой галереи мы можем видеть теперь два скульптурных портрета Сципионе Боргезе. Оба бюста совершенно идентичны. Случилось так, что, уже почти завершая работу над портретом, Бернини вдруг заметил трещину в мраморе. Разумеется, ему ничего не оставалось, как приняться за изготовление второго такого же изображения.

Король Людовик XIV. 1665. Национальный музей, Версаль

 

В бюсте кардинала Боргезе сочетается величественность (возможно, немного преувеличенная) и жизненная правдивость, что позволяет зрителю увидеть по-настоящему неординарного человека – умного, даже, пожалуй, хитрого, самоуверенного, лишенного ханжества и явно ценящего простые человеческие радости. С какой бы точки мы ни посмотрели на портрет, перед нами будут открываться все новые грани этого неоднозначного, но значительного образа.

Врач Габриэле Фонсека. 1668–1675. Церковь Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим

 

Известно, что Бернини любил в процессе работы наблюдать со стороны за естественными движениями своих моделей, делая быстрые зарисовки, помогавшие ему впоследствии в законченном образе сохранить естественность и мимолетность первых впечатлений. Правда, в последние годы в искусстве Бернини усилились черты декоративизма и внешней патетики, делавшие его портреты чуть менее психологичными и более театральными.