Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Татьяна БЕТЧЕР,
директор МОУ гимназии № 2,
г. Екатеринбург

 

Место предмета в учебном плане

В течение двух десятилетий новейшей российской истории противоречие между резко возросшими требованиями общественной жизни к человеку и устаревающим содержанием и организацией воспитания и обучения, несмотря на все усилия, не было преодолено. Первоначальные шаги в направлении гуманитаризации российской школы сводятся в последние годы на нет введением Единого государственного экзамена, в то время как игнорирование ценностной составляющей образования, в наибольшей степени представленной в предметах «Литература» и «Мировая художественная культура», может стать опасным как для каждой отдельной личности, так и для общества в целом.

Сопряжение и гармонизация

То, что школа не отвечает гуманитарным вызовам современности, на рубеже советской и постсоветской эпох отмечали многие российские и зарубежные исследователи образования: «Кризис сферы образования выражается в том, что в современном мире человеческое в человеке исчезает, а точнее говоря, не становится» (В.Е.Климентьев, Санкт-Петербург); «Противоречие, которое характеризует кризисное состояние образования, состоит в том, что человек нового типа востребован, а существующая система образования его не производит» (Т.К.Клименко, Чита).

Перенос ценностного акцента образования с государственных интересов на личность, «человеческое» начало образования, было подчеркнуто в статье Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского «Образование» в Российской педагогической энциклопедии (1999), где образование определяется как «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и социума». То есть одной из важнейших задач образования является сопряжение и гармонизация отношений личности с обществом и государством, что возможно сделать через формирование осознанной, личностно воспринятой системы гуманитарных ценностей.

П. Клее. Сенекио. 1922. Музей искусств, Базель

 

Появление предмета «Мировая художественная культура» в учебных планах российских школ в начале 90-х годов ХХ века стало важнейшим шагом в сторону гуманитаризации школьного образования. Казалось, российское образование отошло от технократического подхода к передаваемым новым поколениям знаниям, признало тот факт, что без интегрирующей гуманитарной составляющей огромный массив естественно-научных знаний, заложенный в школьную программу, оказывается невостребованным и нереализованным должным образом в дальнейшей практической деятельности выпускников.

Однако и спустя два десятилетия очевидно, что современная Россия переживает не только кризис экономики и политики, но и кризис культуры, обусловленный кризисом прежней идентичности. Иначе говоря, современная Россия переживает кризисное состояние, которое имеет комплексный (системный) характер, основанный на отсутствии новых ценностей, присущих целостному благополучно развивающемуся обществу. Кризисные явления переживают все сферы российской общественной жизни. Этот кризис в итоге выражается в кризисе индивидуальной жизни огромного количества людей: пьянство, наркомания, низкие образовательные и культурные потребности, нездоровый образ жизни и, как следствие, — в катастрофической для страны демографической ситуации. Следовательно, недостаточность гуманитарной составляющей образования продолжает проявляться в росте и укрупнении негативных тенденций жизни общества, в сужении его прогрессивных перспектив.

В центре внимания

Решение задачи выхода из кризиса находится в сфере ценностных приоритетов, формируемых в процессе образования. Следовательно, абсолютным и безусловным приоритетом образованной личности должны быть не знания как таковые, а ее (личности) способность к полноценной самореализации через усвоенный социально-культурный опыт. В гуманитарном отношении к миру в качестве безусловного приоритета выступает понятие «человек», и именно человек стоит в центре внимания искусства и предмета «Мировая художественная культура».

Тем более странным кажется тот факт, что предмет «Мировая художественная культура» не вошел в действующий Государственный образовательный стандарт основной ступени образования, который включает предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Искусство». Причем последний фактически не имеет собственной проработанной концепции и выстроенного в соответствии с ней содержания, а базируется либо на одной из программ «Музыки», либо на одной из программ «Изобразительного искусства». В это же время основная общеобразовательная школа представлена более чем десятью вариантами программ по МХК, множеством учебников и пособий, но сам предмет, как уже говорилось, не включен в образовательный стандарт и изучается в основном в гимназиях за счет школьного компонента.

Почему именно в этом факте нам видится проблема, требующая решения, то есть включения предмета в ГОС второй ступени образования?

Предмет «Мировая художественная культура» является интеграционным по своей сути не только потому, что изучает все виды искусства в контексте мировой истории, но и потому, что позволяет приобщить сегодняшних школьников к истории человеческой мысли, философии, системе ценностей человечества, запечатленной, отраженной в произведениях искусства. Пожалуй, кроме литературы, в программе основной школы нет предмета, который позволяет постоянно апеллировать к системе общечеловеческих ценностей, а обращаться к этой категории понятий лишь в 10–11-м классах, когда предмет МХК «обретает права гражданства», слишком поздно.

Через переживание

Если рассматривать образование только как «универсальный способ передачи культурного опыта поколений в форме знания» (А.П. Валицкая) или только как «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта» (П.И. Пидкасистый), то, конечно, все равно, в какой части учебного плана стоит предмет и, следовательно, каким процентом учащихся российских школ изучается.

Если же рассматривать образование как важнейшее условие, определяющее качества формирующейся личности, а через нее и качество общества, в котором она себя реализует, то становится понятным, что предмет «Мировая художественная культура» как никакой другой формирует личность через переживание воплощенного в искусстве опыта человечества.

Эмоционально воспринятое знание не уходит бесследно. Именно оно в дальнейшем определяет отношение человека к себе, к семье, к жизни, к труду. Поэтому содержание предмета должно быть выстроено на основе гуманистической философии. Через философское наполнение предмета, то есть раскрытие содержания и смысла произведений искусства в свете воплощенной в нем философской, мировоззренческой идеи и ее эмоциональное восприятие и переживание, ребенку становится понятен жизненный опыт, запечатленный композитором в музыке или художником на полотне.

Подросток наиболее конфликтен в отношениях с окружающим миром и в то же время наиболее эмоционально восприимчив и готов к творческой самореализации. Предмет МХК в совокупности с «Музыкой» и «Изобразительным искусством» представляет собой оптимальную комбинацию теории и практики видов искусства и способов их освоения. Современные технические средства позволяют приобщить школьников к любому произведению искусства с использованием множества методических приемов, то есть возможности актуализации произведения искусства практически неограниченны, а это главное условие переживания встречи с искусством. Таким образом, именно на ступени основного образования этот предмет оказывает наибольшее воздействие на формирующуюся личность.

Задача ценностного осмысления культурного наследия человечества в рамках предмета МХК заставляет перенести акцент с искусствоведческого на нравственно-философский и культурологический аспекты анализа изучаемых произведений, что позволит учащимся более личностно воспринимать произведения искусства. И, конечно же, преподавание предмета должно быть основано на деятельностном подходе, то есть включать творческие, проектные, исследовательские, коммуникативные и другие практики.

Итак, подвожу итог сказанному: мы считаем, что предмет «Мировая художественная культура» должен быть включен в Государственный образовательный стандарт второй ступени образования в качестве варианта предмета «Искусство», должен быть обеспечен бесплатными учебниками, следовательно, должен изучаться всеми обучающимися в 5–9-х классах и таким образом полноценно способствовать формированию приоритета ценности человеческой жизни и личности в сознании наших детей.