Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Татьяна БЕТЧЕР,
директор МОУ гимназии № 2, г. Екатеринбург

 

О человеческом и вечном

Роль предмета
«Мировая художественная культура»
в современной школе

Самый серьезный процесс, наблюдаемый сегодня в образовании, это возвращение к технократическим основам освоения образовательной программы. Дети, усваивая определенные знания и приобретая навыки их использования, не понимают, для чего эти знания нужны им самим и людям вообще. Речь идет о философской и нравственной основе образования, независимо от того, какая идеология – знаньевая или компетентностная – победит в России. Сторонники компетентностной идеологии (модели) образования считают, что эта модель по определению гуманистична, ведь компетенциями овладевает человек!

М. Эшер. Картинная галерея. 1956

 

Мы же убеждены, что самый совершенный набор компетенций, как и самый универсальный набор знаний, сами по себе не являются подлинным образованием, если не базируются на органично воспринятой и глубоко усвоенной системе общечеловеческих ценностей.

В этом тезисе не содержится ничего нового, кроме тревоги за наших детей и общество в целом, поскольку при тотальном переходе к внешней системе оценки знаний через Единый государственный экзамен не только учитель отчуждается от результатов своего труда, от взращенного ученика, но и ученик отчуждается от истинной основы всякого познания. Знание должно служить благу природы и человека, а не быть самоценностью или эквивалентом оценки (набранных баллов).

Попытки нивелировать значение «человеческого фактора» как в процессе обучения (образовательная технология должна обеспечивать государственный стандарт образования независимо от того, «повезло» или «не повезло» ученику с учителем), так и в оценке качества полученного образования, как всегда, имеют положительные и отрицательные черты. Но всякому человеку, которому посчастливилось встретить на своем школьном пути настоящего Учителя, невозможно представить свою жизнь, свое личностное становление без этого человека.

Конечно, немало и обратных примеров. Однако достаточно вспомнить, что искусство, наука, философия и даже ремесло невозможны, немыслимы без дихотомии учитель–ученик, и потому очевидно: рассматривать образование как сугубо технологический процесс катастрофично для человека и для общества. Вырастить и воспитать человека может только человек через обращение ко всему, что дорого человечеству и что ненавидимо человечеством.

Именно поэтому присутствие в учебном плане общеобразовательных учреждений предмета «Мировая художественная культура», пока не включенного в перечень сдаваемых в форме ЕГЭ, приобретает особое значение.

По сути дела, только на уроках МХК учителю и ученику оставлена возможность сохранить свободу восприятия, свободу мысли и переживания при разговоре о тех или иных явлениях культуры или произведениях искусства. Пока здесь можно вести разговор, не закладывая в память тестовые варианты ответов и не учитывая предельно унифицированные критерии оценки так называемой «творческой» части «С».

Эта самая часть «С», призванная выявить личностную зрелость и способность к самостоятельному мышлению выпускника, с каждым годом все больше формализуется по всем без исключения предметам. Неудивительно, что уже отработаны способы натаскивания на часть «С», гарантирующие высокий результат, поэтому говорить о какой-то свободе мысли выпускника не приходится.

Из всех предметов гуманитарного цикла, изучаемых в средней школе, только предмет МХК сохранил возможность говорить с подростком о человеческом по-человечески, и, сознавая это, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы разговор этот стал созидательной основой личности каждого нашего ученика.

Во-первых, необходимо узаконить присутствие этого предмета в учебном плане основной ступени образования. Несмотря на то что предмет «Мировая художественная культура» преподается в школах уже более пятнадцати лет, несмотря на то что на сегодня разработано и рекомендовано Министерством образования более десяти программ по этому предмету, он до сих пор не включен в федеральный стандарт образования второй ступени, то есть основного общего образования. Казалось бы, у гимназий есть возможность вести этот предмет с 5-го класса за счет гимназического компонента учебного плана, но в 9-м классе возникает противоречие: раз предмета нет в Федеральном стандарте, он не может появиться в инвариантной части учебного плана. При этом очевидно, что выводить отдельные предметы искусства на новый интегрированный уровень необходимо, особенно при дефиците часов гимназического учебного плана.

Во-вторых, невозможно вести разговор о мировой художественной культуре вне контекста истории мировых религий, без понимания обусловленности возникновения явлений культуры и искусства, их смысла и значения в той или иной религии. То есть необходимо ввести в программы предмета хотя бы самые общие представления об объединяющих их чертах и об особенностях мировых религий.

В-третьих, необходимо усилить ценностный аспект при изучении творений культуры и искусства. Явление культуры, произведение искусства – это, в первую очередь, не предмет поклонения, не непонятный детям фетиш, а удивительное и таинственно совершенное воплощение представлений людей различных эпох о чуде и счастье материнства (сияющие лики мадонн и Богородицы), о счастье прощения и возвращения (вариации на темы блудного сына), о преображающей силе веры и отчаянье неверия (евангельские сюжеты) и пр.

С. Дали. Голова, навеянная Джулиано Медичи. 1982

 

Совершенство художественной техники, особенности света и тени, цветовая гамма и особенности мазка только тогда имеют смысл для ребенка, когда ему становится понятно, что есть зло, а что есть добро для художника и почему. То же самое можно сказать и о музыке, об архитектуре и о любом виде искусства – в основе всего лежит целостное или разорванное (ХХ век и далее) мировосприятие, четкая или размытая (почему?) система ценностей. И без понимания этого, без органического восприятия этой взаимообусловленности ребенок не сумеет сделать мировое культурное наследие своим достоянием, не почувствует в нем необходимости для формирования себя как личности.

С. Дали. Явление лица Афродиты Книдской в пейзаже. 1981

 

И наконец, в-четвертых. В силу всего сказанного выше подготовка учителей мировой художественной культуры требует более широких и глубоких знаний по религиоведению и философии, более разнообразных искусствоведческих практик (музейных, археологических, исследовательских). Очень важно, чтобы на смену первому поколению учителей МХК пришло новое, обогащенное возможностями информационных технологий, но не менее преданное предмету, не менее знающее, а главное, понимающее необходимость свободного, заинтересованного и искреннего разговора с юным человеком о человеческом и вечном.

Не хочется громких фраз, но получается, что в нравственном воспитании нынешнего поколения школьников предмет МХК начинает занимать место, ранее принадлежавшее русской литературе. Одно другого ни в коем случае не заменяет, но почувствовать себя свободным, творческим и человечным у ребенка сегодня больше возможностей при общении с мировой художественной культурой.