Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Маяк на холме

Эдвард Хоппер
Маяк на холме
1927. Музей искусств Далласа, штат Техас, США

 

Тема маяка — одна из самых светлых в творчестве Хоппера.

В этой связи вспоминается стихотворение Ивана Бунина 1903–1904 гг. “На маяке”:

В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует — и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше — свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу — шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поет решетка маяка.
И все плывет: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.

Хоппер рисовал западную башню маяка “Два огня”. Система из двух маяков на утесе мыса Елизаветы близ Портленда (штат Мэн) была построена в 1834 г. и по типу восходила к первому маяку на побережье Америки в Бостоне (1716). Так что можно согласиться с исследователем творчества Э.Хоппера Р.Реннером в том, что маяк в картине “символ — память о мореходстве ХIХ века”, о первых переселенцах, которых сначала вел свет надежды, а затем — свет первых маяков Нового света.

В картине “Двусветный маяк” (1929) комплекс маяк/дом похож на торжественно взлетающий на гребень волны корабль, осененный облачными крылами небесных ангелов. Тот факт, что власти планировали снос маяка, несмотря на протесты моряков, а также совпадение времени создания серии картин с маяком с экономическим кризисом, свидетельствует, что картину можно читать как “комментарий к Великой депрессии 1930-х годов”, как драматическое прощание с великой эпохой “бури и натиска”.

Двусветный маяк. 1929. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

 

В работе “Маяк на холме” (1927) маяк парадоксальным образом совмещен не со стихией моря, а с “морем” волнующихся трав. В контексте знаковой системы Хоппера травы — это символ поглощающих цивилизацию сил природы. Отсутствие дороги к маяку, а также то, что фундамент дома смотрителя маяка как бы срезан холмом, усугубляют впечатление наступающего запустения, а башня смотрится как мачта тонущего корабля.

Если рассматривать образность маяка в картинах Хоппера с точки зрения отвлеченных идей, то стоит вспомнить, что маяк является символом спасительного света и надежды, знаком достижения земли обетованной. Основой комплекса маяка является башня, вознесенная к небесам, со всеми сопутствующими смыслами: вертикаль мира, связь небес и земли, прорыв человеческого духа к горним высотам и свободе небесного океана. В сердце маяка — огонь и свет.

Маяк можно считать сокровенным символом американской культуры — статуя Свободы с пылающим факелом, вознесенным в сферу свободы небес, долгое время служила маяком. Именно таким символом абсолюта мечты, “спасительным маяком” выглядит башня маяка на картине “Лонг-Лег”.

Лонг-Лег. 1925. Частная коллекция

 

Дополнительный смысл к пониманию образности маяка в картинах Хоппера связан с символикой женского и мужского начал. Дом с его темной утробой в творчестве Хоппера устойчиво сочетается с женским началом. Светоносная вертикаль маяка как символа мужского начала составляет оппозицию дому. С понятием маяка связан ряд этических, чисто мужских максим — стойкость (способность башни выстоять под напором ветра и волн), суровость (суровые условия работы), жажда свободы, верность долгу и идее служения, отречение от себя во имя общественного блага, что было, по-видимому, идеалом для Хоппера. В то же время комплекс маяка и дома в его картинах, варьируясь, создает своеобразную сюжетную интригу соотношения мужского и женского начал — от гармонии единства при ведущей роли мужского начала в “Двусветном маяке” до трагедии отчуждения при невозможности разорвать связи в “Маяке на холме”.