Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Нонконформист Одноралов

Михаил Одноралов родился на Арбате. Может быть, отсюда у него такое пристрастие к изображению старинных домов?

Его творческая карьера была необычной. В 1970-е годы он становится членом МОСХа, получает мастерскую и начинает активно участвовать в нонконформистском движении, входит в круг Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, становится одним из организаторов “бульдозерной выставки”, выставки в павильоне “Пчеловодство” на ВДНХ, квартирных выставок. Но его не удовлетворяла возникшая вскоре рутина. “Я почувствовал себя как бы в загоне”, — вспоминает художник. И он все бросает и в 1980 году уезжает в США.

Выставка “Михаил Одноралов: ретроспектива” в Государственной Третьяковской галерее впервые показывает произведения художника, созданные в эмиграции. Представлено более шестидесяти картин 1960—2000-х годов и объект “Пальто Одноралова”, в первый и последний раз показанное на выставке в Доме культуры на ВДНХ в 1975 году.

В 1960—1970-е годы сформировался язык художника, разрабатывавшего оригинальную идею “эквивалентного пространства”, когда один и тот же предмет предстает как бы в разных временных плоскостях. Излюбленный жанр художника — натюрморт. Консервные банки, цветы, рыбы изображены с разных точек зрения по отношению к плоскости стола. Он варьирует и совмещает несовместимые предметы — “Натюрморт с Дворцом советов”: манекен из примерочной сопоставляется с утопическим Дворцом.

Натюрморт с Дворцом советов. 1960-е

 

В творчестве Одноралова каждая вещь имеет большое значение, все предметы выбраны не случайно. Отсюда двойственность и загадочность его картин (“Натюрморт с будильником”, “Натюрморт с черной фляжкой”). “Меня постоянно беспокоило, что пространство в моих работах недостаточно насыщенно. Я стремлюсь к тому, чтобы разместить предмет в пространстве как “вещь в себе”, по Канту”, — говорит он.

Натюрморт с рыбой. 1970-е

 

Благодаря особой манере письма (он интерпретирует стилистику кубизма, сюрреализма, метафизической живописи…) каждый предмет, переходящий из картины в картину — пустой кувшин, будильник, фляжка, — существует в своем пространстве. Но предметы на его натюрмортах не имеют логичных связей между собой, каждый существует как бы в своем временном отрезке и написан с разных точек зрения. И действительно, они предстают как своего рода “вещь в себе”. Это рождает атмосферу отчуждения и загадочности. Постепенно натюрморты становятся более трагическими, с жесткими динамичными композициями, с введением рук, манекенов, разбитых тарелок, ножей, анатомических муляжей.

На его полотнах изображены куклы, игрушки, чаши, рыбы — доступные и понятные архетипы. Но кажется, что он реализует на поверхности холста свои ментальные образы, эмоциональные переживания. А старинные дома на его картинах словно скрывают некоего Наблюдателя, по-своему интерпретирующего происходящее.

Натюрморт со старинными куклами. 2006

 

Статья опубликована при поддержке интернет-портала «Oum.ru». Хотите заняться йогой? Тогда посетите портал «Oum.ru», по адресу www.oum.ru. Здесь вы сможете найти множество полезной литературы, записаться на занятия йогой и випассана, приобрести необходимые товары и проконсультироваться со специлистами. Начните свою здоровую жизнь с «Oum.ru».

Самый яркий и любопытный период в творчестве Одноралова — 1990—2000-е годы. В его полотнах появляются изображения старинных кукол, зданий викторианской эпохи (“Опасные игры”). На картинах девочки-подростки появляются в разных ракурсах. Парящие, спящие, отдыхающие, низвергающиеся с небес в виде ангелов, они воспринимаются как аллегории. Для художника его героини воплощают любимого персонажа — Алису из Страны чудес Льюиса Кэрролла, хотя, конечно, это очень условный образ, некая мечта.

Опасные игры. 1996

 

Персонажи художника не выглядят счастливыми: одинокие, с закрытыми глазами, печальные, пребывающие в своем мире, как девочки с двусмысленной улыбкой на картине “Пасхальное утро”. Или еще более странные героини в сложных ракурсах с жутковатым кроликом (“Японский кролик”). В подобных работах прослеживается столкновение между внешним и внутренним, грезами и действительностью.

Эти картины с изображением потрошеных кролика, курицы, рыбы, со сломанными куклами рождают парадокс, сбивают с толку. Их двойственность, недосказанность не дают понять их смысл.

В своих произведениях художник словно предупреждает об опасностях окружающего мира и находит для этого подходящую форму. Изображая персонажей на фоне цветных плоскостей и викторианских фасадов, он создает сновидческую реальность.