Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Марк САРТАН

 

Небеса ручной работы

Жителю большого города, избалованному богатством музейных собраний, кажется, что все художественные сокровища давно обнаружены, исследованы и выставлены для всеобщего обозрения. В крайнем случае — хранятся в кондиционированных запасниках. На археологов еще есть надежда, а вот на находки шедевров XVIII–XIX вв., казалось бы, рассчитывать не приходится. Все уже давно открыто и опубликовано.

И тем радостнее бывает ошибиться.

Повод для такой радости дает недавно прошедшая в Москве выставка “Небеса ручной работы”, посетить которую стоило даже из-за одного ее названия. Не знаю, кто его придумал, но приз за креативность автор точно заслужил.

Про северные “небеса” газета “Искусство” уже писала (см. № 17/2008). Это своеобразная конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу и расписаны сюжетами на религиозную тему. Такими небесами некогда украшались деревянные храмы Русского Севера.

К несчастью, у этих храмов трудная судьба. Деревянная архитектура сама по себе плохо противостоит разрушительному действию времени, к тому же российский ХХ век был безжалостен к религиозной культуре, да и к крестьянской культуре тоже. Приходы закрывались, церкви уничтожались, деревни пустели, заброшенные часовни подвергались разграблению. До наших дней дошла лишь малая часть тех богатств, которые некогда составляли художественную культуру Русского Севера.

 

“Небо” из часовни Николая Чудотворца в Усть-Поче.
Мастер Федор Захаров Иок. 1881

 

И “небеса” ручной работы — жемчужины среди этих сокровищ. Уникальный вид храмовой росписи, не встречающийся больше нигде в мире, является ярким свидетельством российского культурного своеобразия. И если раньше его могли увидеть только туристы и специалисты, то теперь москвичам и гостям столицы посчастливилось открыть для себя неожиданное северное чудо.

Часовня Николая Чудотворца

 

Гвоздь программы — “небо” из часовни Святого Николая Чудотворца деревни Усть-Поча Кенозерского национального парка, расположенного на юго-западе Архангельской области. Кстати, парк не просто обладает коллекцией музейных экспонатов, что для таких учреждений большая редкость, но и бережно хранит на своей территории 16 расписных “небес” — больше, чем где бы то ни было.

“Небо” из Никольской часовни — уникальный, единственный в мире комплекс с авторской подписью — было выполнено в 1881 г. семнадцатилетним иконописцем Федором Захаровым Иоком. На одной из двенадцати радиальных граней “неба” обнаружена надпись: “Писаны сiи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой губернии Каргопольского уезда Мишковской волости деревни Большого Конево от роду 17 летъ масте”.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с монастырем.
Вторая половина XIX в.

 

Оно было отреставрировано коллективом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова, чтобы снова занять свое место в часовне. Это настоящее народное искусство, чистое и искреннее, пленительное в своей наивности. Неподдельная вера не хуже академической выучки, оказывается, рождает шедевры.

Чаша водосвятная.
Конец XIX в. Из часовни Георгия Победоносца.
д. Минино

Полотенце.
Конец XIX – начало XX в.
Из часовни Георгия Победоносца.
д. Минино

 

Кроме масштабной авторской работы, на выставке представлены и другие небеса, а также иконы, церковная утварь, “заветные” полотенца и резной поклонный крест. Многие из экспонатов впервые введены в научный оборот.

Киот для икон. Последняя треть XVIII в.
Из часовни Ильи Пророка д. Свиное

 

Выставка стала финальным событием масштабного проекта “Небеса и окрестности Кенозерья”, организованного Благотворительным фондом В. Потанина и Национальным парком “Кенозерский” в рамках программы “Первая публикация”. Еще одним итогом этого проекта стала уникальная книга “Небеса и окрестности Кенозерья”, где впервые опубликованы материалы о сорока деревянных часовнях и церквях, а также редких в этих местах каменных храмах. Для издания впервые проведена полномасштабная съемка памятников (внешний облик и внутреннее убранство) и составлены их научные описания.

Крест “Распятие”. XIX в.
Из часовни Георгия Победоносца д. Минино

 

Что ж, еще одна коллекция художественных сокровищ представлена широкой публике. Но открытия продолжаются: похоже, богатства Русского Севера неисчерпаемы.