УРОК МХК
Александр ДЕМАХИН,
учитель МХК Сергиевопосадской гимназии
Что нужно для чуда?
По мне, самые
лучшие уроки — это те, когда вдруг для тебя
самого происходит открытие и ты понимаешь, что
вне урока, вне духовного общения с учениками оно
не могло бы состояться. За этими открытиями,
по-моему, и стоит на уроки ходить — не для того же,
чтобы услышать от ребят то, что и так знаешь сам.
Другое дело — как взрыхлить для чуда почву?
Еще одна изначальная посылка. Хороший
урок мировой художественной культуры сродни не
искусствоведческой беседе, но скорее проповеди
(предвижу неоднозначное восприятие этого слова,
но употребляю его). Это — через искусство —
разговор о человеке и его жизни. Мы будто бы
разматываем клубок в обратную сторону: от
культуры — к человеку. И делаем открытие.
Об одном таком открытии и хочется
рассказать — прежде всего для того, чтобы
осмыслить его самому, так как с трудом верится в
возможность его повторить.
Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, в сферу деятельности которой входит в числе прочего и производство, продажа и установка стальных дверей и других металлоконструкций. Компания оказывается услуги не только в Москве - Вы можете заказать стальные двери в Пушкино, Ивантеевке, Королеве, Мытищах, Щелково, Фрязино, Красноармейске и ряде других городов Московской области, с полным списком которых пожно ознакомиться на сайте arisdoors.com. Наряду с продукцией собственного производства, компания реализует и устанавливает двери производства ведущих российских и зарубежных компаний. Широкие ассортимент и ценовой диапазон предлагаемых стальных дверей делает сотрудничество с Арисом весьма выгодным и привлекательным. Полный каталог продукции представлен на сайте arisdoors.com, кроме того, двери можно посмотреть и потрогать руками в собственных выставочных залах компании.
Материалы урока по теме “Музыка
эпохи Возрождения”
• “Ave Maria” композитора Джулио Каччини.
• Рождественские стихотворения
Иосифа Бродского.
• Возрожденческая живопись на
религиозные сюжеты.
Домашнее задание к уроку
1. Прослушать композицию Джулио
Каччини “Ave Maria”.
2. Найти информацию об истории создания
этой музыки.
3. Прочитать цикл рождественских
стихотворений Иосифа Бродского.
4. Выбрать стихотворение, созвучное с
музыкой, и выучить его фрагмент наизусть.
Слышу, как учащенно забились уже
сердца преподавателей мировой художественной
культуры и музыки, заметивших в материалах и
заданиях вопиющую ошибку. Однако именно эта
заведомая ошибка и обеспечивает главный смысл
того, что произойдет на уроке. Но обо всем по
порядку.
Урок проходит уже
после того, как изучены основные эстетические
категории эпохи Возрождения, архитектура и
живопись итальянского Возрождения, даны общие
сведения о развитии музыкальной культуры в
данную эпоху. Задача урока, лежащая на
поверхности, — дать представление о конкретном
музыкальном произведении, попутно развивая
навыки синтеза различных видов искусства (в
данном случае музыки, поэзии и живописи). Цель —
внешняя — актуализировать у учащихся понимание
эстетических категорий Возрождения. К
внутренней цели вернемся позже.
Звучит “Ave Maria”. Пауза повисает в самом
начале урока, сразу после просьбы рассказать об
истории создания композиции: кто-то об этой части
задания забыл, а кто-то стесняется указать
учителю на ошибку. А ошибка, согласно
интернет-энциклопедии “Википедия”, вот в чем:
“Ave Maria”, популярная и часто
исполняемая ария, сочинена Владимиром Вавиловым
около 1970 года. Это музыкальная мистификация,
ошибочно приписываемая композитору Джулио
Каччини. Вавилов включил эту музыку в пластинку,
выпущенную “Мелодией” в 1972 году, с указанием:
“Музыка неизвестного автора”. Считается, что
работа была приписана Каччини после смерти
Вавилова органистом Марком Шахиным, одним из ее
исполнителей, открывшим новое произведение
другим музыкантам. Затем, в 1987 году, оно было
исполнено органистом Олегом Янченко и певицей
Ириной Архиповой, после чего стало известно по
всему миру.
Вот такая ошибочка. К слову, тот же
Вавилов на той же пластинке представил и
мистифицированную канцону Франческо да Милано,
известную всем как музыка культовой песни “Под
небом голубым” в исполнении Бориса
Гребенщикова.
Собственно, на этом месте урок можно
закончить — какой тут разговор о музыке
Возрождения, если очевидно, что музыкой
Возрождения тут и не пахнет. Можно закончить — а
можно и начать. Начать с разговора о том, что
считать ошибкой, и меняет ли что-то время
написания музыки. Ведь выходит, что вся разница в
информации: я говорил вам, что это музыка Каччини,
и вы принимали это на веру; не будь в Интернете
другой информации, вы бы продолжали верить в это;
а музыка остается той же самой и в том и в другом
случае. И вот эта “ошибка” дает нам возможность
поговорить о неоднозначности информации и ее
восприятия человеком.
А теперь представим себе, что после
атомной катастрофы ходят по земле люди в
скафандрах, и единственная информация,
оставшаяся у них о том, как проходит свидание
между мужчиной и женщиной, — это пародийная
сцена из какой-нибудь современной комедии. И они
верят, что так и было. Они ошибаются? С нашей точки
зрения — да. Но для них эта ошибка ляжет в основу
представлений о мире и уже не будет ошибкой. Не
так же ли и мы во многом достраиваем свои
представления о беломраморной Античности,
темном Средневековье и блистательном
Возрождении?
И, воспользовавшись все той же ошибкой,
мы можем поговорить о мифологичности нашего
мышления и представлений о мире.
Почему же Вавилов мистифицировал?
Зачем ему нужен был этот обман? И та же ошибка
позволяет перейти к разговору о советском
времени, которое для современного подростка не
менее неизведанно и мифологично, чем эпоха
Возрождения: о том, почему религиозная музыка
могла дойти до слушателя 1970-х только с помощью
такой мистификации. И тогда, выходит, вавиловская
“ошибка” — это поступок, и поступок по-своему
трагический, когда настоящее подменяется
прошлым ради права на существование.
А отсюда куда как
естественно вытекает разговор об Иосифе
Бродском, поэте, чьи стихи тоже имели особые
отношения со временем, в которое появлялись.
Однако ошибочным будет думать, что здесь мы
преследуем цели социально обличительные.
Нет-нет, что вы. А для этого давайте сейчас
попросим кого-нибудь из учеников прочитать
фрагмент одного из стихотворений Бродского,
написанных им к Рождеству, благой вести о котором
и посвящена “Ave Maria” (и не дай нам бог заранее
знать, какое именно стихотворение прозвучит, —
тогда открытие, ясное дело, не состоится).
Разумеется, не важно, читает ученик его наизусть
или по книжке, не так уж и важно, звучит при этом
его чтении музыка или нет.
И вот один читает:
Не важно, что было вокруг, и не важно,
о чем там пурга завывала протяжно,
что тесно им было в пастушьей квартире,
что места другого им не было в мире.
Во-первых, они были вместе. Второе,
и главное, было, что их было трое,
и всё, что творилось, варилось, дарилось
отныне, как минимум, на три делилось.
Морозное небо над ихним привалом
с привычкой большого склоняться над малым
сверкало звездою — и некуда деться
ей было отныне от взгляда младенца.
Костер полыхал, но полено кончалось;
все спали. Звезда от других отличалась
сильней, чем свеченьем,
....................казавшимся лишним,
способностью дальнего
....................смешивать с ближним.
А другой читает вот что:
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится. Зане чудеса,
к земле тяготея, хранят адреса,
настолько добраться стремясь до конца,
что даже в пустыне находят жильца.
А если ты дом покидаешь — включи
звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.
И мы подмечаем (и подмечаем здесь и
сейчас, все видим это впервые), как в
повествование о евангельском сюжете Рождества
Бродский вплетает “пастушью квартиру” и “включенную
звезду” — детали не двухтысячелетнего, а явно
современного, ближнего к нам происхождения. А
когда вслушиваемся в завершающие строки каждого
из стихотворений, то догадываемся: свечение
звезды “во все времена” и способность “дальнего
смешивать с ближним” — вот что совершается
Бродским в этих стихах.
Человек, пишущий сегодня о Рождестве,
не замыкается в прошлом, но, напротив, размыкает
границы времен, делая эту, дальнюю, историю
ближней — ведь для чуда достаточно включить
звезду, смешав “щепотку сегодня” с “крупицей
вчера”. И “трое в квартире” — это не
какая-то далекая семья, это каждая семья, каждого
из тех, кто есть сейчас в этом классе, и это для
них важно, что они вместе. Выходит,
сверхзадача Бродского как художника — используя
мелочи, проговорки, как будто бы ошибки (какая
у пастухов квартира?), соединить времена, дать
этой вечной истории возможность случиться
сегодня.
Ничего себе урок
о Возрождении, в котором до этого момента
искусство Возрождения вовсе не фигурирует! Вот
теперь, здесь, и вспомним о живописи Возрождения:
художники осмелились писать религиозные сюжеты
не в пространстве обратной перспективы и
иконописных канонов, а как если бы всё
происходило здесь и сейчас — и создавали
мистификацию трехмерного изображения, и
“ошибочно” добавляли элементы архитектуры,
моды, пейзажа, современных им (живописный
материал здесь безграничен — к примеру,
“Благовещение” Боттичелли и “Бичевание
Христа” делла Франчески). Художники Возрождения,
как Бродский, так и Вавилов, дабы воздействовать
на современного им человека, ошибались,
мистифицировали и разрушали границу времен,
делая пространство единым.
Антон Павлович Чехов. “Студент”
Студент опять подумал, что… то,
что происходило девятнадцать веков назад, имеет
отношение к настоящему — к нему самому, ко всем
людям…
…Прошлое, думал он, связано с
настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших
одно из другого. И ему казалось, что он только что
видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного
конца, как дрогнул другой.
А когда он переправлялся на пароме
через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на
свою родную деревню и на запад, где узкою полосой
светилась холодная багровая заря, то думал о том,
что правда и красота, направлявшие человеческую
жизнь там, в саду и во дворе первосвященника,
продолжались непрерывно до сего дня и,
по-видимому, всегда составляли главное в
человеческой жизни и вообще на земле; и чувство
молодости, здоровья, силы — ему было только 22
года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья,
неведомого, таинственного счастья овладевали им
мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной,
чудесной и полной высокого смысла.
Вот и выходит, что та самая задача,
которую так остро почувствовали
художники-возрожденцы, — сделать так, чтобы,
дотрагиваясь до одного конца, ты чувствовал, как
дрожит другой, сделать вечное звучащим по-живому.
А отсюда — и разговор в целом о культуре,
вынесенной в название нашего замечательного
предмета. О культуре как шаре (идеальная
возрожденческая форма), который одно поколение
бережно передает другому. И твоя миссия в этой
жизни — не уронить его, не растерять ничего из
того, что его составляет, и передать его дальше,
по возможности вложив и свою щепотку. Потому что,
опять же из Бродского:
…Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Тогда, в Вифлееме, никто не знал о чуде,
не знаем точно и мы сейчас — может быть, чудо
случается в эту самую секунду.
Пора признаться,
что я намеренно умолчал до поры до времени еще об
одном данном к уроку задании. Нужно не просто
выучить фрагмент из Бродского, но и найти в
гимназии то место, в котором ты мог бы прочитать
это сам себе, где могли бы тебе прийти эти строки
— и прочитать их там вот так, не декламируя,
самому себе. И отсюда — девчонка в черном,
читающая о Рождестве, сидя на верхней ступеньке
огромной белой лестницы, и над этой ступенькой, и
над девчонкой — еще вверх уходит огромное белое
пространство до потолка. А мы стоим внизу, у
основания лестницы, и для нас эта девчонка,
произносящая слова Бродского, — что черная точка
между белым и белым. И тут можно вскользь
поговорить о любви возрожденцев к композиции
картины и о том, как композиция помогала выразить
смысл: ведь что-то похожее совершила и наша
девчонка, выбрав это место для чтения, а значит,
возрожденческий художник, высчитывающий свое
“золотое сечение”, — это тоже не кто-то далекий,
скучный и непонятный.
Важно в этих “играх с пространством”
для меня еще вот что: разомкнуть границы класса,
сделать произведение искусства длящимся в жизни,
чтобы культура и искусство не ассоциировались с
кабинетом номер такой-то, в то время как физика и
математика — с кабинетами под другими номерами.
Да, Бродский, или “Ave Maria”, или “Благовещение”
могут происходить на окне столовой, в раздевалке,
на лестнице — в этот момент времени, в этой жизни,
у этих детей, таких, какие они есть, если урок
мировой художественной культуры помог им смешать
дальнее с ближним.
Вот такой вышел
урок о музыке Возрождения… Стоит заметить, что
перед уроком учитель знал только о том, что
музыка Каччини написана Вавиловым. Зачем он
предложил детям ее слушать? Зачем он дал им
читать и учить Бродского? Как это все связано с
эпохой Возрождения? Он об этом совсем не имел
понятия, правда. И как случилось все остальное, он
не понимает до конца, как и не знает в точности,
что нужно для чуда…