|
Анатолий Кантор
Яркая жизнь, жестокая смертьВ последние полстолетия для публики были открыты многие художники, о которых знали, которыми интересовались, о которых можно было даже прочесть в “разоблачительных” книгах и статьях, но нельзя было увидеть их работ. Точнее, увидеть их можно было чудом, а чудеса в нашей жизни, как известно, случаются регулярно, иначе было бы просто непонятно, как мы все-таки живем. С середины 50-х годов выставки, которые можно назвать чудесами откровения, идут непрерывным потоком, и этот поток не иссякает. Люди 50-х и 60-х годов, увидев Пикассо в Музее изобразительных искусств и Фалька в зале МОСХа на Беговой улице, чувствовали себя, как астронавты на луне, – вроде все известно и все слишком невероятно. С этого времени мы увидели Матисса и Макса Эрнста, Малевича и Татлина, Вейсберга и Янкилевского и много чего еще, но жить стало не менее интересно. Выставка Ларионова и Гончаровой в Третьяковской галерее захватывает не меньше, чем Пикассо и Фальк, а мы еще, по существу, не видели ни Модильяни, ни Марселя Дюшана, ни Александра Колдера, ни Джексона Поллока, ни даже Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова и Игоря Маркевича. Но будем надеяться, что увидим и большую выставку Александры Экстер, и скульптуру Генри Мура, и представительную выставку “новых диких”. Однако главное “белое пятно” в наших представлениях об истории искусства, относится не к Океании и Тропической Африке, не к Америке и Западной Европе, не даже к экзотическим азиатским культурам, а к нашему родному искусству, притом не к какому-либо отдаленному периоду, а к годам первой пятилетки, которые были также годами “великого перелома” в советской культуре. Конец 20-х и начало 30-х годов были своеобразным полигоном для испытания главных методов правления советской власти – показательных процессов, лагерей с дармовым трудом миллионов заключенных; это было начало строек гигантских электростанций и транспортных артерий, массового ограбления деревни и барачного быта “господствующего” рабочего класса, войны с передовыми учеными и деятелями искусства. В 1932 году все добровольные объединения художников были распущены и заменены одной организацией – Союзом советских художников. В 1934 году в газете “Правда” появились первые разносные статьи о музыкантах и художниках, причем для разгрома были выбраны шедевры мирового значения – опера Дмитрия Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда” и его же балет “Светлый ручей”, иллюстрации к детским книгам двух блестящих ленинградских графиков Владимира Лебедева и Владимира Конашевича. Самый тон статей, поражающий развязностью и откровенно глумливым отношением к выдающимся художникам, возвещал новую эпоху, в которой не будет места уважению к таланту и интеллектуальным достоинствам, и вообще – никого и ничего не было жаль. Автор статей (по свидетельству С.Я.Маршака, это был известный идейный хамелеон, член редколлегии “Правды” Д.И.Заславский) открыл на добрых полвека полосу поругания лучших достижений отечественной культуры. Сейчас нам уже хорошо известны горестные судьбы погибших Мейерхольда, Михоэлса, Мандельштама, Бабеля, Пильняка, Флоренского, узников Солженицына, Шаламова, Дмитрия Лихачева, жертв беспощадной травли Ахматовой, Зощенко, Пастернака, Бродского, Хазина и многих других. Художники не избежали общей участи: есть среди них и жертвы газетной травли (их были десятки и сотни), и узники (в том числе такие замечательные мастера, как Михаил Ксенофонтович Соколов, Михаил Захарьевич Рудаков, эстонец Юло Соостер), есть расстрелянные. Подвергшихся самой страшной участи было не так много (по сравнению с писателями, инженерами, экономистами), и художественные позиции мастера, по-видимому не играли решающей роли в его судьбе. Александр Древин был латышом, Роман Семашкевич – поляком, и принадлежность к беспокойной и упорной диаспоре, несомненно, волновала Сталина и его окружение намного больше, чем тонкости художественного метода. Удар по искусству в 30-е годы был нанесен страшный. Он был тем более болезненным, что “тихое искусство”, сложившееся на рубеже 20-х и 30-х годов, было нежным, хрупким, чувствительным и не обладало той мощной энергией и готовностью к любым боям, которые были присущи классическому авангарду 10–20-х годов. Поколение футуристов – прирожденных борцов, закаленных с молодости в беспощадных схватках, в это время ушло с исторической сцены. Их ученики не имели той грубой творческой силы, неутомимой энергии, постоянной готовности штурмовать небо и презирать бытовые неурядицы. Сталинский террор был к ним беспощаден и неутомим в попытках унизить, сломить гордость, подчинить своей воле этих несгибаемых людей. Поэтому так страшна судьба людей Серебряного века и авангарда, поэтому до смерти Сталина и позже нарастала безумная жестокость, поскольку можно было сделать что угодно с Мейерхольдом, Маяковским, Шостаковичем, с Ахматовой и Пастернаком, но они ушли непобежденными.
Роман Матвеевич Семашкевич принадлежал как бы к двум поколениям сразу и впитал в своем творчестве характерные черты художественной психологии людей разного типа. Жизнь Семашкевича была недолгой. Он родился в 1900 году, был арестован 2 ноября 1937 года и уже 22 декабря того же года расстрелян без суда и следствия по голословному обвинению в “антисоветской агитации” по решению “тройки” – ничем не ограниченного и никем не контролируемого незаконного судебного органа. В 1958 году, через двадцать один год после расстрела, художник, не признавший себя виноватым, был реабилитирован “в связи с отсутствием состава преступления”. Но это лишь часть огромной трагедии. После ареста Романа Семашкевича все картины, находившиеся в его мастерской, были конфискованы НКВД, и их следы до сих пор не обнаружены. Осталось лишь сравнительно немного работ – картины, рисунки, которые еще при жизни художника попали в музеи и в частные собрания; некоторые произведения находились в квартире матери жены художника. После долгого перерыва интерес к наследию Семашкевича возобновился: в 1987 году в Центральном доме художника в Москве состоялись вечер памяти и однодневная выставка работ. Наконец, в 1999 году были организованы две выставки творчества Семашкевича в Москве. В галерее РОСИЗО было размещено примерно три десятка картин, а в залах Московского центра искусств – около 150 графических работ, благодаря чему стал ясен творческий облик замечательного мастера, выделявшегося даже среди многих его выдающихся блестящих современников. Жизнь и облик Романа
Семашкевича весьма отличны от типичных
биографий и типичного обличия художников тех
лет. Семашкевич родился в городке Лебедево близ
города Молодечно (теперь это Минская область
Белоруссии, а тогда была Виленская губерния). Он
вырос в многодетной крестьянской семье, а отец
его был
В живописи Романа Семашкевича есть нечто глубоко самобытное. Он не привык подстраивать свое зрение к какому бы то ни было идеальному образцу, бестрепетно писал то, что он видел, и то, как он видел. Это тем более удивительно, что вокруг него было много прекрасных образцов для подражания, в том числе его учителя, особенно Сергей Васильевич Герасимов. Семашкевич, подобно Рембрандту, Курбе или Сурикову, умел ощущать красоту реальности: напрямую увиденной жизни, растрепанной природы, неприбранной комнаты, неукрашенного женского тела; этим качеством Роман Семашкевич владел поразительно. Характерно, что художник обладал секретом свежего, реального, земного колорита, как бы излучающего ароматы влажной, цветущей почвы, но сам цвет был абсолютно свободен от каких-либо привычных красот. Живопись Семашкевича не похожа ни на изощренную светотень Рембрандта, ни на мощную лепку объемов фигур на картинах Гюстава Курбе, ни на богатый цветник суриковских полотен; при сочности, естественности цвета колорит Семашкевича довольно аскетичен и не претендует ни на что, кроме ощущения достоверной правды.
Экспедицией на Северный Урал не окончились поездки Романа Семашкевича по стране. Он побывал на Южном Урале и на Алтае, устроил выставки в Златоусте и в Риддере, прошел пешком по Военно-грузинской дороге и по Грузии до Черного моря. Альбом его путевых зарисовок – это целая жизнь, богатая впечатлениями и доброжелательная к путешественнику. Яркая, приковывающая к себе натура художника, естественно породила увлекательные воспоминания о характере этого необычного человека – борца и странника. Эти воспоминания оставили его жена, художники Борис Рыбченков, Лев Корчемкин, Николай Витинг, Петр Колмыков, Владимир Милашевский, искусствовед Павел Эттингер. В Романе Семашкевиче поражала его фантастическая одаренность, отчаянная смелость его творческого почерка, пристрастие к необычайным контрастам, удивлявшие бывалых, многое повидавших людей, как Сергей Ромов и Николай Харджиев. Умение видеть невероятность обыкновенного, сочетать естественность и неуклюжесть, приводить к гармоничному, ясному целому, казалось бы, несовместимые краски – все это составило прекрасный и привлекательный образ необычайной творческой личности, с которой нам удалось познакомиться на исходе ХХ века. Конечно, еще многое остается для полного знакомства – издание альбомов бесценных путевых рисунков, публикация работ о художнике, знакомивших с его творчеством публику 70–80-х годов и, по существу, совершивших открытие одной из ярчайших страниц отечественного искусства. |