|
Михаил Бронштейн,
кандидат исторических наук Египет в акварелях пушкинской эпохи
Сопоставление с фотографиями подтверждает документальную точность акварелей и рисунков “египетско-нубийского цикла”. Это обстоятельство придает им особую ценность. Для египтологов графика Димитрия Ефимова – подлинная находка. Многие из запечатленных им шедевров – как, например, храмы на острове Филе или в Тафе – ныне недоступны для исследователей. Они находятся на дне искусственных водохранилищ, созданных в ХХ веке. Не менее важно и другое: работы Ефимова дают возможность увидеть, как выглядели творения древнеегипетских зодчих до реставрации, которая проводилась сто лет назад и была не всегда исторически точной. Несомненный интерес представляют воспроизведенные художником пустынные ландшафты долины Нила. Они также претерпели существенные изменения после строительства Асуанской плотины, и сегодня можно представить себе природную среду, что окружала памятники древнеегипетской архитектуры на протяжении многих столетий, лишь обратившись к акварелям и рисункам XIX века. Впрочем, ценность коллекции не только в этом. В русскую культуру вернулось имя одаренного и неординарного человека – современника Пушкина, военного моряка, выпускника Императорской Академии художеств, академика архитектуры. Автор выставки, доктор исторических наук Светлана Яковлевна Берзина, по крупицам собрала сведения о художнике. Димитрий Егорьевич Ефимов родился в 1811 году, в Николаеве, на юге России, в дворянской семье. Мальчиком он поступил на военную службу в Черноморский флот. Коман-дующий флотом адмирал Грейг, заметивший у юного артиллериста художественные способности, направил его на учебу в Санкт-Петербург, в Императорскую Академию художеств. Впоследствии адмирал не раз интересовался судьбой своего протеже и, поскольку последний делал явные успехи в учебе, выплачивал ему денежное пособие. Димитрий Ефимов учился в архитектурном классе, где преподавали Захаров и Воронихин. Архитектурную практику слушатели академии проходили у Росси, Монферрана, Глинки, Шустова и участвовали в возведении Исаакиевского собора и Мариинского театра. Окончив академию с Большой золотой медалью, Ефимов получил право на пенсионерскую поездку – шестилетнюю стажировку за границей. Подобно большинству русских художников пушкинской эпохи, оказавшихся за рубежом, он поселился в Риме, но вскоре из Италии отправился в Египет. В первой половине XIX века эта страна казалась европейцам средоточием не только самых древних, но и наиболее драматичных событий в истории человечества. Едва ли случайно, что путешествие Ефимова по Нилу совпало по времени с работой Пушкина над “Египетскими ночами”. А вот еще один пример “единства стиля” пушкинской эпохи. В ефимовских пейзажах почти всегда присутствуют люди – путешественники, лодочники, погонщики верблюдов. Они не только позволяют зрителю верно воспринять масштаб построек, оживляют несколько жестковатую архитектурную графику – среди тех, кто изображен на рисунках и акварелях, считает С.Берзина, можно увидеть и самого автора. В кепи и длиннополой накидке, с треногой от этюдника на плече он стоит рядом с фелюгой, осматривает руины храма, спускается вслед за проводником-египтянином в древнюю гробницу. Есть в этом нечто по-пушкински легкое, раскованное, пронизанное мягким юмором и вместе с тем подчеркивающее значимость личности художника. В “стране фараонов” Димитрий Ефимов не ограничился натурными зарисовками. Им были составлены подробные описания архитектурных памятников. Известный итальянский египтолог, автор восьмитомного исследования по истории культуры Верхнего Египта и Нубии Ипполит Розеллини настойчиво советовал молодому художнику опубликовать свои записки, сопроводив их собственными иллюстрациями. Пенсионер Академии художеств, вернувшись из Египта в Рим, написал диссертацию и отослал ее в Санкт-Петербург, однако в дороге этот труд был потерян и не дошел до России. Что касается графического цикла, он получил самую высокую оценку современников. В Италии вышла книга о Древнем Египте с гравюрами русского художника. “Египетского” Ефимова – так вслед за Карлом Брюлловым стали называть путешественника на родине – приняли в действительные члены Академии художеств. Он был приглашен на должность архитектора в Царскосельское дворцовое управление, затем состоял архитектором при Александровском (пушкинском!) лицее и вплоть до своей кончины в 1864 году считался в нашей стране одним из наиболее авторитетных знатоков древнего искусства. Многие годы графика “египетского Ефимова” хранилась в Академии художеств, а затем, уже в ХХ веке, в эпоху бурь и потрясений, исчезла из архива. Имя художника было забыто… Так продолжалось до середины 1980-х годов, когда сотрудники Музея Востока обнаружили “египетско-нубийский цикл” в одной из частных коллекций. Началась длительная работа по возвращению графических листов широкой аудитории. Участвовали в ней директор музея, научные сотрудники, реставраторы, хранители. Сегодня исследования и реставрация завершены, и в Музее Востока в канун нового тысячелетия открылась выставка “Пирамиды вечности. Египет и Нубия в рисунках и акварелях Димитрия Ефимова”. |