Михаил Бронштейн,
кандидат исторических наук
Египет в
акварелях пушкинской эпохи

В Государственном музее
Востока экспонируется новая коллекция – 40
акварелей и рисунков Димитрия Ефимова, первого
русского художника, побывавшего в Египте.
В 1834 году на арабской фелюге он поднялся по Нилу
от Каира до Абу Симбела. Многокилометровый
маршрут пролегал через Гизу с ее “великими
пирамидами”, через Фивы, где сохранились
огромные храмовые комплексы II тысячелетия до
нашей эры, через древнюю столицу Нубии – Деррах.
Небольшие по размерам, выполненные в сдержанных
светло-коричневых и серо-голубых тонах
графические работы Ефимова с удивительной
полнотой передают величие древнеегипетской
архитектуры; художник мастерски изображает
колоссов, сфинкса, скульптуры Рамсеса II и его
супруги, тщательно воспроизводит детали
архитектурного декора и таинственные
древнеегипетские иероглифы.
Сопоставление с
фотографиями подтверждает документальную
точность акварелей и рисунков
“египетско-нубийского цикла”. Это
обстоятельство придает им особую ценность. Для
египтологов графика Димитрия Ефимова –
подлинная находка. Многие из запечатленных им
шедевров – как, например, храмы на острове Филе
или в Тафе – ныне недоступны для исследователей.
Они находятся на дне искусственных водохранилищ,
созданных в ХХ веке. Не менее важно и другое:
работы Ефимова дают возможность увидеть, как
выглядели творения древнеегипетских зодчих до
реставрации, которая проводилась сто лет назад и
была не всегда исторически точной. Несомненный
интерес представляют воспроизведенные
художником пустынные ландшафты долины Нила. Они
также претерпели существенные изменения после
строительства Асуанской плотины, и сегодня можно
представить себе природную среду, что окружала
памятники древнеегипетской архитектуры на
протяжении многих столетий, лишь обратившись к
акварелям и рисункам XIX века.
Впрочем, ценность коллекции
не только в этом. В русскую культуру вернулось
имя одаренного и неординарного человека –
современника Пушкина, военного моряка,
выпускника Императорской Академии художеств,
академика архитектуры. Автор выставки, доктор
исторических наук Светлана Яковлевна Берзина, по
крупицам собрала сведения о художнике.
Димитрий Егорьевич Ефимов
родился в 1811 году, в Николаеве, на юге России, в
дворянской семье. Мальчиком он поступил на
военную службу в Черноморский флот. Коман-дующий
флотом адмирал Грейг, заметивший у юного
артиллериста художественные способности,
направил его на учебу в Санкт-Петербург, в
Императорскую Академию художеств. Впоследствии
адмирал не раз интересовался судьбой своего
протеже и, поскольку последний делал явные
успехи в учебе, выплачивал ему денежное пособие.
Димитрий Ефимов учился в
архитектурном классе, где преподавали Захаров и
Воронихин. Архитектурную практику слушатели
академии проходили у Росси, Монферрана, Глинки,
Шустова и участвовали в возведении
Исаакиевского собора и Мариинского театра.
Окончив академию с Большой золотой медалью,
Ефимов получил право на пенсионерскую поездку –
шестилетнюю стажировку за границей. Подобно
большинству русских художников пушкинской
эпохи, оказавшихся за рубежом, он поселился в
Риме, но вскоре из Италии отправился в Египет. В
первой половине XIX века эта страна казалась
европейцам средоточием не только самых древних,
но и наиболее драматичных событий в истории
человечества. Едва ли случайно, что путешествие
Ефимова по Нилу совпало по времени с работой
Пушкина над “Египетскими ночами”.
А вот еще один пример “единства стиля”
пушкинской эпохи. В ефимовских пейзажах почти
всегда присутствуют люди – путешественники,
лодочники, погонщики верблюдов. Они не только
позволяют зрителю верно воспринять масштаб
построек, оживляют несколько жестковатую
архитектурную графику – среди тех, кто изображен
на рисунках и акварелях, считает С.Берзина, можно
увидеть и самого автора. В кепи и длиннополой
накидке, с треногой от этюдника на плече он стоит
рядом с фелюгой, осматривает руины храма,
спускается вслед за проводником-египтянином в
древнюю гробницу. Есть в этом нечто по-пушкински
легкое, раскованное, пронизанное мягким юмором и
вместе с тем подчеркивающее значимость личности
художника.
В “стране фараонов” Димитрий
Ефимов не ограничился натурными зарисовками. Им
были составлены подробные описания
архитектурных памятников. Известный итальянский
египтолог, автор восьмитомного исследования по
истории культуры Верхнего Египта и Нубии Ипполит
Розеллини настойчиво советовал молодому
художнику опубликовать свои записки, сопроводив
их собственными иллюстрациями. Пенсионер
Академии художеств, вернувшись из Египта в Рим,
написал диссертацию и отослал ее в
Санкт-Петербург, однако в дороге этот труд был
потерян и не дошел до России.
Что касается
графического цикла, он получил самую высокую
оценку современников. В Италии вышла книга о
Древнем Египте с гравюрами русского художника.
“Египетского” Ефимова – так вслед за Карлом
Брюлловым стали называть путешественника на
родине – приняли в действительные члены
Академии художеств. Он был приглашен на
должность архитектора в Царскосельское
дворцовое управление, затем состоял
архитектором при Александровском (пушкинском!)
лицее и вплоть до своей кончины в 1864 году
считался в нашей стране одним из наиболее
авторитетных знатоков древнего искусства.
Многие годы графика
“египетского Ефимова” хранилась в Академии
художеств, а затем, уже в ХХ веке, в эпоху бурь и
потрясений, исчезла из архива. Имя художника было
забыто… Так продолжалось до середины 1980-х годов,
когда сотрудники Музея Востока обнаружили
“египетско-нубийский цикл” в одной из частных
коллекций. Началась длительная работа по
возвращению графических листов широкой
аудитории. Участвовали в ней директор музея,
научные сотрудники, реставраторы, хранители.
Сегодня исследования и реставрация завершены, и
в Музее Востока в канун нового тысячелетия
открылась выставка “Пирамиды вечности. Египет и
Нубия в рисунках и акварелях Димитрия Ефимова”.