Лия Певзнер
В.И.Суриков
работает над образом "Боярыня Морозова", 1887
Я не понимаю
действий отдельных исторических лиц без народа,
без толпы, мне нужно вытащить их на улицу.
В.Суриков
По улице Москвы везут на санях
закованную в цепи, "на позорище",
раскольницу боярыню Морозову в заточение. Высоко
вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с
тонкими пальцами, сложенными в двуперстие -
символ "старой веры". Страшен пламенный взор
ее глубоко запавших глаз на изможденном,
мертвенно-бледном лице.
Происходило это 17 или 18 ноября
1671 года. Справа, сопровождаемая стрельцом, за
санями идет ее сестра - княгиня Евдокия Урусова,
молитвенно сжав руки перед ней, как перед иконой.
Улица запружена народом. Клин саней раскалывает,
рассекает сбитую, спрессованную толпу. Вносит в
нее волнение, и она колышется волнами в ритме
движения саней.
Толпа едина, но ни одно лицо не
безлико - художник достиг здесь гармонии массы и
отдельной личности: каждый по-своему
воспринимает события; каждый - новый голос в
едином трагическом хоре. И в правой, и в левой
части картины есть сторонники Морозовой и
противники. Толпа многолика: боярышни и
священники, монашенка и юродивый, странники,
купцы, иноверцы, посадский люд, простонародье, -
но все они, столь разные, сопричастны судьбе
главного персонажа картины и в положительном и в
отрицательном к ней отношении…
В творчестве и личности
Василия Ивановича Сурикова проявился
изумительный парадокс русской жизни: в XIX век она
привела художника, детство и юность которого
прошли в XVI и XVII веке русской истории. В левой
стороне картины перед смеющимся священником
стоит юноша, раздумчиво и пристально
всматриваясь в происходящее. Черты его лица
напоминают облик самого Сурикова, он как бы
вспоминает свои отроческие впечатления.
"Мощные люди были. Сильные духом. Размах во
всем был широкий, - рассказывал он. - А нравы
жестокие были. Казни и телесные наказания на
площадях публично происходили, совсем XVII век".
События XVII века волнуют
художника не сами по себе. Он связывает их со
своим временем - реформ, общественных движений,
народовольцев, казни Софьи Перовской, отношения
ко всему этому народа. Это его эпоха: в 1860-1880-е
годы встала проблема о роли личности и народа в
истории.
Монументальная
картина "Боярыня Морозова" ответила на этот
вопрос времени художественным образом высокого
героического трагизма. Сюжет взят из эпохи
начала болезненной ломки старого
патриархального уклада жизни Древней Руси.
Но Суриков понимал и
чувствовал не только исторические события, но и
духовные проблемы. Он сам говорил об этом: "В
исторической картине ведь не нужно, чтобы было
совсем так… суть-то исторической картины - если
только сам дух соблюден". Для этого провидения
необходима была определенная подготовка души.
Она-то и была дана судьбой Сурикову.
В 1877 году художник приехал в
Москву. Здесь за десять лет он создал
поэтически-драматическую трилогию: "Утро
стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и
"Боярыня Морозова" - о сложных поворотах
отечественной истории XVII-XVIII веков. Здесь о
работе над картиной "Боярыня Морозова" он
рассказал известному литератору, поэту,
художественному критику Максимилиану Волошину,
который сохранил в записи и своеобразный стиль
его речи. Сурикова сразу можно узнать именно по
этому оригинальному стилю: "Я в Москву приехал
- прямо спасен был… Памятники, площади - они мне
дали ту обстановку, в которой я мог поместить
свои сибирские впечатления. Я на памятники, как
на живых людей смотрел - расспрашивал их: Вы
видели, вы слышали, - вы свидетели. Только они не
словами говорят… стены я допрашивал, а не книги…
В Москве очень меня соборы поразили. Особенно
Василий Блаженный: все он мне кровавым казался.
Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с
сибирскими воспоминаниями связалось…"
Феодосия Прокофьевна
Морозова, в иночестве (с 1671 года) Феодора,
семнадцати лет была выдана за боярина Глеба
Ивановича Морозова, одного из приближенных царя
Алексея Михайловича, сторонника западной
культуры. Ф.Морозова была родом из
"худородных": дочь П.Соковнина, семья
которого была иных, старообрядческих взглядов.
Реформа Никона - исправление богословских книг и
изменение обрядов, особенно формы крестного
знамения - была частью церковного общества
воспринята как влияние иноземцев, угрожающее
чистоте православной веры. Троеперстие для
крестного знамения отвергалось старообрядцами,
признающими только двоеперстие. В разные времена
и в разных местах существовали и трое-, и двое, и
даже единоперстие. Связано это было с тем, что в
христианском догмате хотели видеть главным:
троичность лиц в Боге, два естества в Иисусе
Христе или идею единства Божия. Среди знати
приверженцев раскола почти не было.
Историю боярыни Морозовой
Суриков впервые услышал в детстве в Сибири, от
своей тетки, знающей о знаменитой раскольнице по
рассказам живших там раскольников, либо по
одному из рукописных "житий" о ней,
распространенных в Сибири. И позже читал о ней в
"Русском вестнике" (№ 9, 1865) статью
Н.Тихонравова "Эпизод из истории русского
раскола. Боярыня Морозова" (основанную на
"Повести о боярыне Морозовой" неизвестного
автора, ее современника). Он также читал письма
протопопа Аввакума к ней и к ее сестре. Суриков
знал и труд И.Забелина "Домашний быт русских
цариц XVI-XVII веков" (1872). В этих источниках
художник прочел слова Аввакума о Морозовой:
"Персты рук твоих тонкостны и действенны… Очи
же твои молниеносны. Кидаешься везде на них (на
сторонников Никона. - Л.П.) как лев на лисиц".
Этот потрясающий образ запал в его душу и
художественную память.
К 1881 году назрела потребность
положить на холст первую мысль композиции… А с
1884 года художник полностью отдался работе над
картиной: искал исторические материалы, но
главное - рисовал и писал десятки эскизов и
этюдов. Композиция построена на диагонали:
движение начинается справа, с фигуры юродивого.
Эта диагональ, уводя вдаль, держит на себе всех, и
фигуру самой Морозовой - как зрительный и
смысловой центр происходящего. О композиции
художник говорил: "Это - математика.
Действительные размеры каждого предмета найти
нужно". О поисках формата холста с целью
создать впечатление движения саней: "не идет у
меня лошадь, да и только. А мне Толстой с женою…
говорят: "внизу надо срезать, низ не нужен". А
там ничего убавить нельзя - сани не поедут.
Наконец, прибавил последний кусок холста (внизу. -
Л.П.) и лошадь пошла". Глубокие, оставленные
полозьями колеи, волочащаяся по снегу солома,
бегущий за санями мальчик заставляют поверить в
движение накренившихся влево саней. Этому
способствует и нарастание движения в фигурах от
правого края к центру.
Этюды:
Среди эскизов к "Боярыне
Морозовой" есть карандашный рисунок -
своеобразная инсценировка будущей композиции;
она была поставлена Суриковым-режиссером и
разыграна крестьянами на улице в Мытищах, где
художник жил летом 1885 года. Он сверял уже
сочиненную многофигурную композицию целиком в
натуре. В этом есть нечто от театрального
мышления. О работе над персонажами художник
сказал: "Каждого лица хотел смысл постичь". И
постиг. Его мышлению в высокой степени была
присуща образность: он видел своих героев и в
мечтах, и во сне сразу в эмоционально-цветовом
воплощении; но он искал им подтверждение в жизни
и находил на улицах, в старообрядческих скитах.
Для юродивого позировали
разные модели, но все было не совсем "то"… И
вот: "Юродивого я на толкучке нашел (на
знаменитой Хитровке. - Л.П.). Огурцами он там
торговал. Вижу - ОН, такой вот череп у таких людей
бывает. Еле уговорил его. В начале зимы было. Снег
талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и
водкой ноги натер. Он в одной холщовой рубахе
босиком у меня на снегу сидел. А на снегу все
пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и
розовых, вон как и одежда боярыни Морозовой -
верхняя, черная. Все - пленэр". Художественной
красотой самой живописи художник снимает и
жутковатость облика и градус исступленности
юродивого, и фанатизм Морозовой.
"Если б я ад писал, то и сам
бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял",
- говорил он с энергией", - писал М.Волошин.
Другой характерно-национальный образ-тип -
странник с посохом, русский "искатель
правды". Столь же национальны и женские образы.
"Женские лица русские я очень любил,
непопорченные ничем, нетронутые. Почему красиво?
- черты сгармонированы - это сущность красоты. Те,
что кланяются - все старообрядочки с
Преображенского". Из них поэтичнейший
национальный женский образ - "Боярыня в
голубом с золотистым платком", в ее поклоне и
покорность, и внутренняя душевная сила
сопротивления. Ее склоненный силуэт и
одухотворенное лицо вызывают ассоциацию с
женскими образами древнерусской иконописи.
У Сурикова была феноменальная
художественная память. Смеющегося священника,
как рассказывал через тридцать (!) лет художник,
он написал по памяти: "Когда меня из Бузима еще
учиться посылали, раз я с дьячком ехал -
Варсонофием (в Красноярск в 1856 г. - Л.П.) - мне
восемь лет было. Въезжаем мы в село Погорелое.
Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул…
отопьет из штофа… и на свет посмотрит. Песню
пел… всю дорогу да и в штоф все смотрел. Точно вот
у Пушкина в "Сцене в корчме". Это у меня целый
тип создан".
Архитектурная среда создана
таким же методом художественно-образного
воссоединения виденной в юности старорусской
улицы XVI - XVII веков в Красноярске и в Москве: "с
натуры писал: и сани, и крыши где высокие. Церковь
в глубине - это Николы, что на Долгоруковской…"
"Посох, что у Странника в
руках, это богомолка одна проходила мимо - я
схватил акварель, да за ней. А она уже отошла.
Кричу ей: "Бабушка! Бабушка! Дай посох!" Она и
посох бросила - думала, разбойник я". Через
характеры современных ему
сибиряков-раскольников, через народные костюмы,
вещи и архитектуру - храмовую и жилую - он умел
войти в эпоху.
Драматизм "Морозовой" во
многом создан колоритом. Его многоцветье - не
только окрас, но и образ, открывающий
художественную красоту древнерусских костюмов и
архитектуры; крупными цветовыми пятнами
рассыпанные по всему холсту аккорды от
ярко-синего, как небо, до горячего густого
красного, как кровь, несут в себе контрасты
чувств и состояний.
До Сурикова наблюдения о
значении колорита венецианских живописцев
высказал великий русский художник Александр
Иванов, который, так же как и Суриков, перед
началом работы над большой своей картиной
предпринял путешествие в Венецию. "Веронез,
Тициан, Тинторетто из теплых душ своих вылили на
холсты откровение колорита, вверенного им
отечественной природой". Только слова
Сурикова еще проще и конкретнее, чем слова
Иванова. Вместо несколько отвлеченного понятия
"отечественной природы" Суриков прямо
указывает на непосредственное влияние цвета
моря и воздуха Венеции на колорит Веронезе. Паоло
Веронезе для Сурикова не только великолепный
живописец, но и сын отечественной природы,
сумевший цвета ее пейзажа претворить в колорит
своей живописи. "Мне всегда, - писал он, -
нравился у Веронеза серый нейтральный цвет
воздуха, холодок. Он еще не додумался писать на
открытом воздухе, но выйдет, я думаю, на улицу и
увидит, что натура в холодноватом рефлексе. Тона
Адриатического моря у него целиком в картинах. В
этом море, если ехать восточным берегом Италии, я
заметил три ярко определенных цвета: на первом
плане лиловато, потом полоса зеленая, а затем
синеватая. Удивительно хорошо ощущаемая
красочность тонов".
В колорите "Морозовой"
претворены цвета русского пейзажа. Все персонажи
писаны на улице, на открытом воздухе: художник
работал и над этюдами зимней Москвы, чувствуя
холодок воздуха, отражающийся на натуре.
Так, изучая живопись старых
мастеров, Суриков создал свой живописный язык
картины: глубоко-национальный, неповторимо
суриковский. Суриков понимал, какой огромной
силой должен обладать центральный образ, чтобы
не потеряться в толпе, а увлечь за собой, вызвать
горячее сочувствие, возмущение, возбуждать
любопытство, быть причиной всего происходящего.
В Морозовой воплощена сила духовного
сопротивления, веры, доходящей до исступления.
Эта сила электризует толпу, ее чувствует каждый,
она преломляется многоцветьем разнообразных
переживаний.
И даже Феодосию Морозову он
"нашел в жизни" уже в последний момент - это
раскрывает его понимание ее художественного
образа: в нем должен звучать собирательный смысл,
о чем он сам рассказал: "Как ни напишу ее лицо -
толпа бьет…" "В типе боярыни Морозовой, тут
тетка одна моя Авдотья Васильевна. Она к старой
вере стала склоняться… Она мне по пути и
Настасью Филипповну из Достоевского
напоминала".
"В селе Преображенском, на
старообрядском кладбище, ведь вот где ее нашел…
приехала к ним начетница с Урала - Анастасия
Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два
часа. И как вставил ее в картину - она всех
победила". Но победила она не
противопоставлением толпе, а тем, что рождала в
ней ответное состояние духа: трагически звучит
черное пятно ее одежды на фоне белого снега и
красочной толпы. Черное на белом -
колористический "замок", соединяющий
многоцветье в единое целое, а лицо и двоеперстие
Морозовой - в высокую трагедию. Цвет одежды
Морозовой воспринимается зрительно как черный;
но поверх черного отблески снега - зелеными,
коричневыми, синими мазками - и именно потому,
"побеждая всех", она "не вылезает" из
общего колорита картины в целом, а наоборот,
является как бы сгустком всех оттенков от всего
цветового поля.
"Колорист - художник, не
колорист - не художник", - говорил сам Суриков.
Художественно-образное
содержание картины, неизмеримо шире и глубже
того события XVII века, которое стало ее сюжетом:
людская судьба, ее страдания как испытание
непоколебимых нравственных устоев.
Человек древней и
средневековой Руси жил и мыслил в рамках
религиозного сознания. Поэтому, как конкретное
лицо истории, боярыня Морозова стала в "памяти
нации" типом женщины, готовой на муки и смерть
ради истины, в правоте которой она убеждена. Ни
допрос в Чудовом монастыре, ни уговоры, ни угрозы,
ни даже пытки не могли сломить Морозову и
заставить ее отказаться от своих убеждений.
Отправленная в ссылку, заключенная в "земляную
тюрьму" Боровского острога, Морозова умерла
голодной смертью в 1672 году. И та же память нации
кистью гениального Сурикова придала ей
законченный иконографический облик. Он отлил
"каноническое изваяние" этой удивительной
женщины в пластическую форму. Иной ее
представить невозможно. И такой она осталась в
нашей памяти и останется в памяти будущих
поколений.
Художественно Суриков
превратил исторический эпизод в народную
трагедию, олицетворяющую несокрушимую духовную
силу национального характера.
Суриков говорил: "Хороша
старина, да Бог с ней!" - он был не судьей
истории, а ее поэтом.