Вячеслав Полунин:
театр и жизнь соединились
(Из беседы Нины
Аллахвердовой с Вячеславом Полуниным.
Полный материал будет
напечатан в ближайших номерах и откроет серию
публикаций об уличных театрах России)
...С самого начала жизни моего
театра я сказал себе, что это как цирковая семья.
Дети живут моим делом, жена живет моим делом,
друзья живут моим делом, мы друг для друга – всё.
Многие говорят: ни в коем случае жена не должна
делать то же самое, что ты, будете ругаться каждый
день. Это счастливая ругань! Конфликты у всех со
всеми, но это нормально, потому что и
удовольствие мы все получаем вместе, и достигаем
чего-то все вместе. Первое – семья; второе –
творчество. Не каждому везет, самые большие
трагедии, когда человек вкалывает, старается и не
может получить творческого удовлетворения от
своей работы. Мой театр – большая радость для
меня.
...Я даже не знаю, почему я стал
клоуном: потому что я люблю клоунаду или потому
что я люблю путешествия? Наверное, я понял, что
эта профессия соединяет все, что я люблю. Я обожаю
путешествовать. В то время, когда границы были
закрыты, в России практически не было уголка, где
бы я ни побывал. Дома висела карта, и я отмечал: в
следующем году буду здесь, здесь и вот здесь.
Алтай, Сахалин или Якутия... для меня огромное
удовольствие смотреть, какая разная жизнь.
Теперь я себе намечаю континенты: в Европе ничего
не осталось, в Америке ничего не осталось, Африка
и немножко в Малайзии. Очень интересно
посмотреть на людей. И конечно, без друзей, без
своей среды нигде ничего невозможно сделать.
Первое, что делаешь, перемещаясь в пространстве,
– создаешь свою среду, находишь людей, которые
тебе близки, с которыми тебе хорошо.
...Матушка Земля для меня –
родное место. Потому что везде друзья. В Дрездене
театр Антона Досинского такое же родное место,
как Новосиль – город, где я родился, исходил все
тропки. Все места родные, где ты нужен.
...Тот, кому однажды открылось
искусство уличного театра, никогда с ним не
расстается. На вопрос о новых проектах я обычно
отвечаю, что делаю сразу четыре-пять проектов.
Четыре проваливаются, один остается. Над
спектаклем работаю столько, сколько тот живет.
Спектакль постоянно меняется. В каждой стране
приходится находить что-то новое, потому что
каждый народ имеет свои особенности.
...В принципе я пытаюсь всегда
не только спектакли, а нашу повседневную жизнь
сделать радостной, интересной и такой же богатой,
как театр. Зрители часто говорят, что не заметили,
когда начался спектакль, и не поняли, когда он
закончился. Артисты встречали их у входа, с кем-то
разговаривали после спектакля. Кто-то остался
пить чай, кто-то кого-то провожал...
Соприкосновение со средой, реальностью и
потаенный из нее выход – это очень важно. Люди,
которые смотрят спектакль, – тоже часть театра. А
театр для меня – попытка себя немножко
приподнять на крыльях, оторвать от ежедневного,
немного побыть тем, кем хотел бы быть, ощутить
внутреннюю свою реальность.
...Первый раз в жизни я увидел живой
уличный театр в польском городе Зелена Гура. Там
был фестиваль. До этого я читал “Хлеб и куклы”, о
наших праздниках 20-х годов, знал разные опыты, но
столкнулся с живым, по-настоящему живым театром
впервые. И это во многом предопределило дороги,
по которым я пошел дальше. Маленький городишко
Зелена Гура стал театральным центром, все
деревни на 50–100 километров вокруг – его частью.
Было столько эмоций, духа, увлечений... И тогда я
поверил, что уличный театр действительно нужен
всем. “Ребята, – говорю, – давайте попробуем”. А
где пробовать? Надо где-нибудь в сторонке, чтобы
никто не знал. Я выбрал: Ужгород, Львов, Одесса,
Рига, Таллин и Тбилиси. Почему? Это города, в
которых есть какие-то неординарные праздники
вроде первоапрельского фестиваля в Одессе или
октябрьского “Тбилисобо”. Мне хотелось, чтобы
праздник был не придуманный, а реальный.
Когда мы впервые вышли на
улицы маленького русского городка, бабки с
ведрами бежали за нами и кричали: “Правильно,
ребята, давай колядки, а то совсем соскучились!”
Люди увидели, что мы вернули им что-то близкое и
дорогое, что они потеряли. А мы еще не знали, что
делаем. Хотели понять, что такое улица, как с
людьми общаться. Начальник управления культуры
из-за угла выглядывал, потому что все это
несанкционировано. И мы разгулялись: в витрине
какой-то играли спектакль “Манекены” , в
городском фонтане изображали борьбу с
крокодилами... В Геленджике просто вымыли весь
центр тряпками, весь асфальт. Люди смотрели
спектакль, а потом поняли наш урок. Много было
красивых историй. В каком-то городе выкрасили
заборы, которыми в центральной части были
закрыты новостройки. Это был 1986 год. Потом целый
год играли свою “Онегу-Ладогу”. Ватаги детей за
нами бегали, бабушки со стульями ходили. Мы
научились обживать пространство, проехали от
Онеги до Ладоги. И это был уже настоящий уличный
театр, у которого большое будущее в России, – я в
этом уверен. Потому что театр клоунады теперь
помещен в современный слой культуры.